К содержанию 54-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
В Себежском краеведческом музее хранятся два каменных идола 1. Находки каменных изображений сравнительно редки, и эти экспонаты Себежского музея представляют безусловный интерес.
Один из идолов вывезен в 20-х годах из Идрицкого района Велико-лукской обл., где был найден в болоте. Идол представляет собой гранитную голову человека в шляпе. Высота головы 50 см, высота шляпы 17 см и диаметр 35 см. Шляпа с округлой, несколько стесанной справа тульей и прямыми полями 2. Из-под шляпы выступает широкий лоб высотой 6 см. Два глаза, 2 см длиной, выбиты в виде узких щелок; двумя продольными линиями изображен прямой, толстый, выступающий нос, 6 см длиной. Ниже носа высечена горизонтальная черта рта, 5 см длиной. Лицо идола, выделенное из всей массы камня в виде треугольника, завершалось удлиненным подбородком 3 (рис. 77—1).
На территории восточных славян каменные идолы с головными уборами представлены знаменитым Збручским идолом и идолом Новгородского музея 4. Первый представляет собой четырехликий обелиск с различными атрибутами, второй, крайне примитивный, во многом сходен с идолом Себежского музея. Оба высечены из гранита, сходство между ними — в типе лиц и надвинутых на лоб шляпах, некоторое различие — в форме головных уборов: у новгородского идола тулья шапки опоясана валиком, у себежского головной убор с довольно широкими прямыми полями.
Свидетельства о распространении антропоморфных языческих изображений на землях восточных славян сохранились в некоторых археологических и письменных источниках.
Наиболее многочисленны находки антропоморфных каменных фигур в Поднестровье. Кроме Збручского идола, сохранились известия о четыреугольном каменном столбе с изображениями человеческих голов и лошадей. В районе местечка Рогатин находился крест на подставке в виде двух пар человеческих ног. Возможно, что ноги — часть языческого идола, верхняя часть которого была впоследствии стесана. К территории Поднестровья относились также обнаруженные в 1950 г. стелообразные многоликие каменные идолы в с. Иванковцы Ново-Ушицкого района Каменец-Подольской обл. 5
[adsense]
Крупнейшим центром антропоморфных языческих божеств был Киев, о чем повествуют летописи и свидетельствуют остатки капища 6.
Данные о новгородских языческих идолах и раскопки капища на Перыни, обнаружившие место, где был водружен идол, указывают на третий крупный центр скопления антропоморфных языческих божеств 7. Антропоморфные божества, повидимому, почитались и в Ладоге, где в 1948 г. была найдена резная деревянная фигурка бородатого мужчины 8. Наряду с концентрацией антропоморфных божеств, связанной со значительным скоплением масс славянского населения, отдельные
„боги“ в виде человеческих изображений встречались и на окраинных территориях славянского мира. Новгородский идол найден на Шексне, к числу антропоморфных каменных изображений принадлежал псковский идол (рис. 78) 9. До нас дошло известие, что Авраамий сокрушил каменного идола Велеса в Ростове 10. Возможно, что к числу таких памятников язычества окраин восточнославянского мира принадлежал и себежский идол с головным убором.

Рис. 77. Каменные идолы: 1 — идол с головным убором; 2 — идол «Пестун».
Как сказано, идол Себежского музея найден в болоте. Места, откуда он вывезен, изобилуют озерами. Сопоставляя обстоятельства находки идола Себежского музея с условиями находок других антропоморфных изображений, убеждаемся, что почти все они обнаружены в воде. Збручский идол получил свое название по реке, где был найден; идол Новгородского музея обнаружен в 1893 г. во время работ по улучшению русла р. Шексны и Белозерского канала; в ручье найден также и Псковский идол. Вряд ли нахождение антропоморфных изображений в воде простая случайность. Это, несомненно, связано с принятием христианства, о чем сохранилось немало письменных свидетельств.

Рис. 78. Псковский идол.
„Добрыня же идолы сокруши, древянии сожгоша, а камении изломав в реку ввергоша и бысть нечестивым печаль велика» 11. Об архиепископе Якиме говорилось, что в Новгороде он разорил требище, сломал Перуна и бросил в воду 12. После крещения Руси князь Владимир приказал часть кумиров изломать, другую предать огню. „Перуна же повеле привязати к коневи хвосту и влещи с горы по Боричеви на Ручаи.. . и привлекше и вринуша и в Днепр и пристави Володимер рек аще кде пристанет Вы то отревайте его от берега доньдеже порогы пройдет тогда охабитеся его» 13. Также был свержен в Почайну идол Волоса, стоявший на Подоле в Киеве 14.
Сравнивая обстоятельства находок идолов в воде с текстами летописей, можно рассматривать низвержение языческих идолов в воду как одновременный процесс после принятия христианства. Это была расправа со старыми языческими богами сразу после введения христианства на Руси (988 г.).
Для окраин славянской территории, к которой принадлежало место находки идола Себежского музея, низвержение языческого божества могло произойти и в начале XI в. Таким образом, антропоморфное изображение с головным убором из Себежского музея является, воз¬можно, воспроизведением местного языческого славянского божества,
потопленного в болоте или в бывшем тогда озере в связи с принятием христианства на грани X—XI вв.
Другой каменный идол вывезен из леса близ д. Каменец Себежского района. Это грубо обработанный гранит неправильной стелообразной формы; высота его 0,9 м, ширина 0,45 м, толщина 0,33 м. На камне схематично изображена женская грудь.
На одной стороне идола двумя полосами, 65 см длиной каждая, выступал более светлый и шероховатый гранит (рис. 77—2). Идол назывался у местного населения Пестуном. Население окрестных деревень приписывало этому камню целебную роль. Перед тем как пере¬вязать больное место руки или ноги, бинт клали на этот камень. Возле камня обычно оставляли деньги.
Камни и скалы как ограждение от болезней и мора почитались многими народами, в том числе и славянскими. На Ладожском озере, на острове Коневце под Святой горой, лежал конь-камень, которому еще в XV в. приносили в жертву коня. В б. Ефремовском уезде, на берегу Красивой Мечи, вокруг коня-камня до позднейшего времени совершалось опахивание, чтобы приостановить губительное действие скотского мора. В „Житии» Иринарха (XVII в.) рассказывалось, что в г. Переяславе лежал большой камень, которому поклонялись жители. Когда же Иринарх приказал этот камень зарыть, бес озлобился и наслал на него „трясовичную» болезнь.
Имеется указание, что у белорусов существовал обычай класть на камни деньги, холсты, пояса и другие приношения, которые потом поступали в пользу церкви. В Тамбовской губ. был почитаемый камень, охранявший от зубной боли; чтобы ее унять, камень грызли больными зубами 15.
К обожествленному камню обращались за излечением от болезней и приносили ему при этом жертвы. Любопытно и само наименование камня — Пестун, т. е. нянька. Слово это — сравнительно позднее, в летописи оно не встречается; это, повидимому, позднейшее осмысление древнего обожествленного камня. В свете приведенных фактов в идоле Себежского музея под названием Пестун можно видеть реликт древних языческих верований.
К содержанию 54-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
Notes:
- Сведения об обстоятельствах находки идолов любезно представлены директором Себежского краеведческого музея Б. В. Сивицким и работником музея К. М. Громовым. ↩
- Не исключена возможность, что голова — лишь часть фигуры человека. Нижняя часть головы могла быть причленена к другому камню. ↩
- Черты лица идола обозначены неглубокими линиями, а видимо в позднейшее время с левой стороны острым железным орудием глубоко выбиты буквы Н, В, А. ↩
- Н. Г. Порфиридов. Заметки о двух археологических памятниках Новгородского музея. Новгородский государственный музей. Материалы и исследования, в. I. Новгород, 1930, стр. 31—33. ↩
- Археологическая карта Подольской губ. Труды XI АС, т. I, 1901, стр. 305; W. Antoniewicz. L’ badan archeologiczrych w gornem dorzeczu Dniestru. Wiado- mosci Arcbeologiczne, т. VI, стр. 98—100; В. И. Д о в ж е н о к. Древнеславянские языческие идолы из с. Иванковцы в Поднестровье. КСИИМК, в. XLVIII, 1952, стр. 136—142. ↩
- ПСРЛ, т. II, СПб., 1908, стр. 67; В. В. Хвойка. Древние обитатели Среднего Поднепровья и их культура в доисторические времена. Киев, 1913, стр. 66. ↩
- ПСРЛ, т. II, стр. 67; материалы раскопок Новгородской экспедиции ИИМК 1951—1952 гг.; В. В. Седов. Древнерусское языческое святилище в Перыни. КСИИМК, в. L, 1953, стр. 92—103. ↩
- Г. П. Гроздилов. Раскопки в Старой Ладоге в 1948 г. СА, XIV, стр. 200, рис. 4, 5. ↩
- Этот идол, найденный в ручье близ Пскова, представлял собой грубо изготовленную гранитную фигуру человека 0,7 м высотой, хранился в Псковском музее. Фото идола и сведения о нем получены от П. Н. Шульца. ↩
- А. С. Фаминцын. Божества древних славян. СПб., 1884, стр. 33. ↩
- В. Н. Татищев. История Российская с самых древнейших времен, кн. 1, ч. I, стр. 39. ↩
- ПСРЛ, т. V, 1851, стр. 121. ↩
- ПСРЛ, т. II, стр. 102. ↩
- Новгородская летопись по синодальному харатейному списку. СПб., стр. 61. ↩
- А. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т. II, 1868, стр. 359—360. ↩