Начало Великого переселения народов. Гунно-сарматская эпоха

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

На рубеже нашей эры почти повсеместно меняется облик археологических культур степной Евразии, причем столь значительно, что речь идет об эпохальных изменениях. Новая эпоха называется гунно-сарматской. Два исторически известных народа — гунны (хунну) на востоке и сарматы на западе — сыграли ведущую роль в процессах, приведших к переменам в хозяйстве, материальной, духовной, бытовой культуре и общественных отношениях. Этот историко-археологический период охватывает II—IV вв. н. э.

Во II—I вв. до н. э.— первых веках н. э. гунны (хунну) и сарматы создали наиболее типичные для новой эпохи формы хозяйства, быта, отношений и оказали влияние на другие племена и народы степного мира Евразии. Состав населения в степях стал более сложным, образовались новые культуры, возникли государства скотоводов-кочевников.

Господствующим типом хозяйства в степной зоне становится номадизм — экстенсивное скотоводство, основанное на постоянном увеличении поголовья скота, как основы всей экономики. Это приводит к расширению пастбищ, освоению и захвату новых территорий, столкновениям с соседними народами, изменению культуры. Эти процессы охватили прежде всего степные и горнодолинные территории Евразии. Именно эта макрозона по своим природным особенностям отвечала требованиям закона рационального использования экосреды. Только путем экстенсивного скотоводства можно было получить наибольший экономический результат.

В археологии это явление отражено в культурах скифов. Меняются обряды погребения, характер поселений, конструкции жилищ. Железо стало основным материалом для изготовления вооружения и орудий труда. Отмечена динамика в этническом составе населения сначала в степях, а потом и на прилегающих территориях. Вместе с тем, вероятно, корректируются представления о ценностях, власти, системе господства и подчинения.

Конец I тыс. до н. э.— начало I тыс. н. э. надо рассматривать как рубеж в истории Центральной, Северной Азии, особенно ее южной степной части и Восточной Европы. В ходе Великого переселения народов было прервано развитие обществ скифо-сибирского мира, началась новая эпоха, характеризующаяся накоплением иных материальных и духовных ценностей.

Гунны Забайкалья, Монголии и Северного Китая

Хунну, или гунны — древний центральноазиатский народ, территорией первоначального расселения которого были степи Центральной и Северной Монголии, Северо-Восточного Китая и Южной Бурятии. Археологические памятники ранних гуннов в России расположены в долинах р. Селенга и ее притоков Орхона, Джиды и Никоя. Еще в конце XIX в. около г. Кяхты в Ильмовой пади и Дэристуйском култуке Ю.Д. Талько-Гринцевич открыл и частично исследовал гуннские погребения (всего около 100 могил) в так называемых срубах и гробах. В 1924—1925 гг. П.К. Козлов руководил раскопками знаменитых Ноинулинских курганов в Монголии. За последние годы древнегуннские памятники были исследованы в Черемуховой и Ильмовой падях близ г. Кяхты и близ с. Дэристуй, в Дуренах на Чикое, Иволгинское городище на берегу р. Селенга около Улан-Удэ. Археологический фонд составляют около 1500 гуннских могил. В большинстве своем это невысокие насыпи из камней. Первоначальная форма надмогильной кладки имела вид четырехугольника или круга. Среди малых, или рядовых, могил выделяются крупные сооружения в виде обширных курганов. Рядовые гунны были погребены в деревянных гробах и срубах, а представители знати — в погребальных камерах с двойными срубами. Такие могилы известны в Северной Монголии по раскопкам в горах Ноин-Ула. Там было открыто кладбище, на котором гунны торжественно погребали верховных правителей — шаньюев. Роскошные золотые и серебряные украшения, драгоценные камни, расшитые шелковые ткани и ковры из богатых курганов Ноин-Ула дают представление о могуществе и богатстве гуннской знати эпохи образования государства.

Об уровне развития ранних гуннов говорят предметы вооружения: трехлопастные и листовидные железные наконечники стрел, снабженные специальными свистунками в виде круглых полых насадок с отверстиями по бокам, они издавали звук при полете стрелы, костяные накладки на лук. В ходе раскопок обнаружены все упомянутые в письменных источниках виды оружия гуннов. На основании этих материалов выяснилось, что боевой лук у них был составным, с костяными и роговыми накладками, которые придавали ему большую прочность и упругость. В длину лук достигал 1,5 м и обладал, по-видимому, большой убойной силой. Лук вкладывался в футляр и крепился к поясу слева, стрелы находились справа — в колчане за спиной воина. Большую группу материалов составляют предметы одежды и конского снаряжения: удила и псалии, костяные и железные пряжки, кольца, застежки, ножи и шилья. В погребениях наряду с глиняной посудой встречаются лаковые чашки, костяные и деревянные палочки и ложечки. Из культовых предметов известны обломки так называемых бронзовых зеркал. Довольно часто находят игральные кости.

Кроме могильников, в Забайкалье обнаружены остатки гуннских поселений. Они позволяют восстановить картину быта и социальных отношений ранних гуннов. Основной отраслью хозяйства было скотоводство — в большинстве погребений обнаружены кости домашних животных. О значимости в хозяйстве лошади свидетельствуют не только археологические материалы, но и письменные источники. Железные конские удила найдены как в мужских, так и в женских и даже в детских захоронениях. Гунны занимались и земледелием. Так, при раскопках Иволгинского городища обнаружены зерна проса, каменные зернотерки и ямы для хранения зерна.

У гуннов было развито и ремесло, базой для которого служили местные месторождения медных и железных руд. На Иволгинском городище хорошо сохранился сыродутный горн для выплавки железа, найдены обломки криц и шлаков.

На гуннских поселениях и в погребениях встречаются глиняные сосуды различных размеров и форм: большие высотой более метра для хранения продуктов, котлы и горшки для приготовления пищи, низкие глиняные сосуды и миски. Посуда в большинстве случаев хорошего качества. Она изготовлена на гончарном круге, украшена орнаментом. Наиболее характерные орнаментальные мотивы — волнистые линии, сетка из косых линий и накладной валик.

Сочетание кочевой и оседлой форм хозяйства отражено в конструкции жилищ. На поселениях открыты постоянные жилища — полуземлянки. Что касается внутреннего устройства помещений, то следует отметить специфическую с учетом суровых сибирских зим систему отопления: дым из очага проходил через специальные, проложенные внизу вдоль стен дымоходы и таким образом использовался для обогревания помещения. Над дымоходом сооружались лежанки или нары, которые обогревались снизу. Но наиболее распространенным типом жилища были войлочные юрты, устланные коврами.

Рядовые гунны носили одежду из кож, меха и грубых шерстяных тканей, а представители знати одевались в дорогие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные привозные ткани.

С гуннами связан первый значительный подъем «кочевой цивилизации» на восточной окраине пояса степей Евразии. В гуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. На известной стадии становления классового общества, в связи с ростом имущественного неравенства и, как следствие, стремления многих племен к богатству, война становится постоянным промыслом, средством обогащения. Возвысившись среди местных племен, ранние гунны создали могущественное объединение.

Гунны были ближайшими северными соседями Китая. С середины I тысячелетия до н. э. отношения между скотоводами-гуннами и земледельческим Китаем обострились. Участившиеся набеги жителей степей побудили правите-

Гунны Забайкалья: 1 — глиняный сосуд; 2 — пряжка; 3 — костяная пластина для лука; 4— черешковый железный нож

Гунны Забайкалья:
1 — глиняный сосуд; 2 — пряжка; 3 — костяная пластина для лука; 4— черешковый железный нож

лей северных китайских княжеств возвести Великую Китайскую стену для защиты от внезапных нападений со стороны конницы кочевников. Стена, которую китайцы начали строить еще в IV в. до н. э., фактически являлась границей между ними и их северными соседями.

Известно, что к концу III в. до н. э. окончательно оформился племенной союз гуннов во главе с шаньюем Модэ. В это время они, захватив Центральную Азию, вели упорные войны с Китаем и распространили свою власть далеко на запад. В период с 205 по 201 г. до н. э. кочевники-гунны обрушились на живших в Хакасско-Минусинской котловине людей тагарской культуры — оседлых земледельцев и скотоводов.

Значительная часть гуннов в самом конце I тысячелетия до н. э. продолжала продвигаться на запад, покоряя одни племена, оттесняя другие, втягивая в свой союз и приводя в движение третьи. Это движение продолжалось более трех веков, пока, наконец, в IV в. н. э., пройдя Южную Сибирь, степи Прикаспия и Причерноморья, гуннские орды не достигли границ Римской империи. За это время гунны настолько изменились, что мы не можем поставить знак равенства между ранними гуннами (хунну) и теми, которые появились на границах Римской империи. Скорее всего, это был конгломерат кочевых народов, увлеченных общим движением на запад. Это явление евразийской истории получило название Великого переселения народов.

Археологические культуры гунно-сарматской эпохи

Около двух столетий занял период упадка культур скифо-сибирского облика и формирования новых. Этот период хорошо изучен в Южной Сибири по так называемым тесинским и шестаковским памятникам. Для этого времени характерна значительная подвижность населения, увеличение роли скотоводства, появление укрепленных поселений и больших одиноко стоящих курганов. Возникают и одновременно существуют несколько типов погребальных сооружений и обрядов погребения: трупоположение в погребальном склепе, трупосожжение вместе с камерой, погребение останков сожженных на стороне трупов, пышные погребения с посмертными погребальными масками и скульптурными головами умерших. Предметы скифского времени в основном миниатюрных форм делали специально для того, чтобы положить в могилу. В инвентаре много изделий из железа, предметов вооружения и конской сбруи.

На базе этих изменений сложилась таштыкская культура в Южной Сибири. Ее памятники расположены в южной части Хакасско-Минусинской котловины — могильники Уйбатский, Сырский и Изыхский. Исследования позволили установить, что в таштыкской культуре существовало несколько типов погребальных сооружений.

Это разнообразие конструкций могил и обряда погребения, очевидно, является отражением сложных этнических процессов, социальных отношений и имущественного неравенства. Широкое распространение получили грунтовые, никак не отмеченные на поверхности земли прямоугольные ямы, укрепленные деревянным срубом и накрытые сверху бревнами и березовой корой. Наряду с грунтовыми могилами сооружали и обширные склепы. Они обозначены земляными насыпями, по краям которых выложена кольцом стенка из камней. Кроме того, встречаются поздние таштыкские могилы, их поверхность фиксируют четырехугольные каменные стенки. Внутри они заполнены мелкими обломками камней и землей. Ямы в них, как правило, небольшой глубины и квадратные в плане. На дне могил находятся глиняные сосуды, различные предметы и кучки мелких пережженных человеческих костей.

Склепы отличаются размерами от грунтовых могил и могил под каменными выкладками. Это большие, почти квадратные в плане ямы размером до 50 кв. м. В яму ведет вход, стены склепа укреплены деревом, потолок выложен бревнами, покрытыми большими кусками березовой коры. В конструкции таких склепов и в обряде погребения многое заимствовано от предшествующей тагарской культуры.

Уникальные погребения были исследованы в Оглахтинском могильнике, где обнаружены большие куклы со скульптурными головами умерших, сделанные из глины, сохранились меховые шубы, собольи шапки и обувь. Куклы набивались сеном, внутрь зашивался мешочек с пеплом кремированного. Из положенных в могилы предметов лучше всего сохранилась глиняная посуда. Наиболее распространенными были сосуды с поддоном. Многие из них по форме напоминают так называемые скифские котлы. Племена таштыкской культуры пользовались глиняными мисками, чашками, плошками, кружками и сосудами, очень близкими по форме к современным бутылкам, посудой бомбовидной формы с шаровидным туловом, плоским дном и высокой прямой шейкой. Глиняная посуда украшалась нарезным орнаментом в виде ломаной линии или бороздок. Разнообразие посуды и своеобразие орнамента, несомненно, связано с приходом нового населения, принесшего иные традиции.

Хозяйство таштыкской культуры было комплексным. Основу его составляли скотоводство и земледелие, значительное место занимало разведение лошадей. В погребениях часто находят железные удила, модели седел и миниатюрные нагайки. Уже в то время мерилом знатности было, очевидно, не только общественное положение, но и богатство, которое выражалось в количестве скота. Так, в одном из склепов Изыхского чаатаса рядом с останками найдены кости 14 лошадей, 58 голов крупного рогатого скота и 25 голов мелкого рогатого скота.

Таштыкская культура; колчан; 3-6, 15, 16, 21 - деревянная посуда; 7-10, 17-20- керамические сосуды; 11, 12 - бронзовая и костяная пряжки; 13— пряслице; 14 — змеевидные украшения

Таштыкская культура;
колчан; 3-6, 15, 16, 21 — деревянная посуда; 7-10, 17-20- керамические сосуды; 11, 12 — бронзовая и костяная пряжки; 13— пряслице; 14 — змеевидные украшения

Оседлые земледельцы и скотоводы оказали существенное влияние на пришедших кочевников. Дальнейшее развитие земледелия тесно связано с применением железа. Уже во II в. до н. э. появились железные проушные топоры, наконечники мотыг для обработки земли и серпы. Наряду с усовершенствованной мотыгой, служившей для взрыхления земли, применялась соха, в которую впрягали животных. Какой была конструкция первой сохи, можно только предполагать. Вероятно, она состояла из большой кривой палки, на которую надевался железный наконечник. Такой сохой можно было лишь рыхлить поверхность земли, не переворачивая пласты. Примитивная соха не вытеснила мотыгу — она продолжала существовать у местных народов вплоть до XVII в. Очевидно, в это время появились простые ручные мельницы с круглыми жерновами.

Племена таштыкской культуры проживали на постоянных поселениях. Самое большое — Михайловское в Кемеровской области — состояло из 75 наземных жилищ. Раскопки показали, что население занималось земледелием и скотоводством. Люди жили в многоугольных деревянных постройках. Врытые в углах вертикальные столбы поддерживали стены, крышу и коридорный вход. Такие жилища позже были распространены у хакасов, алтайцев и других тюркских народов Южной Сибири.

Об этническом составе населения дают представление маски погребенных, сохранившиеся в склепах. Благодаря высокому мастерству таштыкских скульпторов, маски передают индивидуальные черты умерших. В Уйбатском чаатасе, например, найдены маски европеоидов с узкими и горбатыми носами, а также маски, снятые с лиц монголоидов. Их изучение показало, что таштыкское население было смешанным. На его основе формировались древние хакасы — прямые предки современных хакасов.

Таштыкские погребальные маски

Таштыкские погребальные маски

Гунны, установив власть над народами Южной Сибири, еще в I в. до н. э. посадили своего наместника в Хакасско-Минусинской котловине. Развалины его дворца были обнаружены на левом берегу р. Абакан. Раскопки показали, что дворец занимал площадь 1500 кв. м. В центре дворца находился большой квадратный зал, а вдоль северной и южной стен располагалось по шесть комнат, соединенных между собой проходами. Пол и стены здания были глинобитными, крышу покрывала черепица. Здание отапливалось горячим воздухом, проходившим по трубам под полом. Двери центрального зала украшали массивные литые бронзовые ручки в виде морды рогатого чудовища с человеческим лицом, лохматой головой, усами и оскаленными зубами. Среди развалин дворца обнаружены различные предметы домашнего обихода: пряжки от ремней, ножи, посуда двух типов — местная, таштыкская, и привозная. Дворец наместника был обнесен глинобитной стеной с въездными воротами и башнями.

В социальном плане носителями таштыкской культуры были общинники-земледельцы и скотоводы. Над ними возвышалась привилегированная прослойка пришлого населения.

Во II в. до н. э. произошли изменения в соседней Туве. Сложившаяся здесь в результате прихода гуннов культура просуществовала до V в. н. э. Она во многом похожа на таштыкскую. Могильники, характеризующие культуру Тувы,— это родовые усыпальницы. Они состоят из десятков и сотен могил, расположенных под одной каменной насыпью (например, могильник Кокэль). Здесь тоже имело место имущественное и социальное расслоение. Открыты бедные и богатые погребения. С некоторыми останками в могильнике Кокэль лежали лишь черепки глиняных сосудов. В гробу из кедровых досок был погребен знатный человек, что подтверждает боевой лук, стрелы и деревянные орнаментированные модели меча и кинжала, а на крышке гроба — огниво и обломки дорогой чашечки. Рядом были погребены женщина и молодой мужчина. В орнаментированных ящичках обнаружены предметы женского туалета.

В быту применялась железная, керамическая и деревянная посуда, сосуды баночной формы и похожие на вазы с округлым туловом и высокой шейкой. Из дерева делали ложки, чашки, миски, большие блюда для мяса с четырьмя низкими ножками по углам. Из них было удобно есть, сидя на полу. Кумыс хранили в бочонках и приспособленных к кочевому быту кожаных сосудах. Глиняную посуду лепили ручным способом. В домашнем хозяйстве большое значение имела обработка шкур и изготовление войлока. Занималось население Тувы скотоводством, в стаде преобладали овцы.

Древние племена Тувы создали своеобразное декоративно-прикладное искусство. Бронзовые котлы и глиняные сосуды украшались так называемым арочным орнаментом из повторяющихся фигур, похожих на арку. Этот мотив орнамента был заимствован у гуннов.

В IV в. до н. э. в Поволжье, Подонье и Поднепровье — территории расселения савроматских племен — сложилась прохоровская культура. Самые ранние ее памятники известны в Южном Приуралье. С распространением прохоровских племен существенно изменился погребальный обряд, начался процесс формирования новой, сарматской, культуры, генетически связанной с савроматами VI—IV вв. до н. э. Это прослеживается по материалам могильников Мечетсай, Пятимары I и других памятников. Многообразие погребальных сооружений поражает: катакомбные, подбойные, прямоугольные, узкие продолговатые, овальные с дромосом — входом в могильные ямы. В погребениях редко встречаются кости крупного рогатого скота; преобладают кости барана и лошади, что свидетельствует о большой подвижности населения. Обнаружено много оружия: наконечники стрел, черешковые железные ножи. С погребенными клали разбитое «зеркало», гривны, спиральные височные кольца, бусы из цветного стекла, плоскодонные и выпуклодонные керамические сосуды. Формирование прохоровской сарматской культуры не было результатом простого развития предшествовавшей савроматской культуры, изменился и антропологический тип населения.

В IV в. до н. э. сарматы проникли на правый берег Дона, в земли, заселенные скифами и меотами. Эти события привели к тому, что уже к концу III в. до н. э. отношения между сарматами и скифами стали откровенно враждебными, а в дальнейшем, во II в. до н. э., почти все степи Причерноморья, занятые ранее скифами, были завоеваны сарматами. Они вышли на широкую историческую арену. В это время складываются военно-племенные союзы. Наиболее значительными среди них были объединения роксоланов и языгов в Подонье, аорсов и сираков в Поднепровье.

Сарматский компонент просматривается в формировании ряда народов Восточной Европы, Северного Кавказа и частично Средней Азии. В состав азиатской Сарматии входила часть Подонья, Среднее Поволжье, Западный Казахстан, Южное Приуралье.

Сложение раннесарматской культуры завершилось в III в. до н. э. С этого времени сарматские племена начинают играть ведущую роль в степях Евразии. После подчинения Скифии сарматы вступают в экономические и политические контакты с античными государствами Северного Причерноморья. Они активные участники варварских набегов в пределы Римской империи, походов в Закавказье. Причины — перенаселенность в условиях кочевого скотоводства и жажда обогащения. Археологический материал фиксирует возросшую роль длинного меча и копья, заметное сокращение количества стрел. Это было связано с изменением боевой тактики сарматов — конных воинов. Длинный меч и копье служили основным наступательным оружием, а защитные пластинчатые и кольчужные железные доспехи делали их почти непобедимыми. Сарматы создали принципиально новую тяжеловооруженную конницу, которая пришла на смену легкой скифской коннице.

В период завоеваний менялся уклад жизни сарматов — культура и хозяйство подчиненных народов оказали на них влияние. Сарматские погребения конца II в. до н. э. известны между Доном и Днепром. В это время сарматы проникают и на Северный Кавказ. Их хозяйство перестает быть однородным. Отмечено смешение сарматов со скифами на правобережье Днепра и в бассейне Южного Буга. Расселившиеся на Нижнем Дону племена испытывали влияние Боспорского царства, которое превратилось в греко-сарматское государство. Сарматы составляли значительную часть населения Танаиса.

Сарматская культура: погребение воина с мечом, сарматские длинные мечи, сосуды, железные предметы, изображения воинов

Сарматская культура: погребение воина с мечом, сарматские длинные мечи, сосуды, железные предметы, изображения воинов

Курганы сарматской знати поражают роскошью и подтверждают наличие имущественного неравенства. Например, в кургане Хохлач около Новочеркасска обнаружено погребение знатной сарматской женщины. Покрывало и одежду ее украшали 700 золотых бляшек. Рядом лежали сарматские и привозные предметы из серебра и золота: ожерелья, браслеты, флаконы для благовоний, золотая диадема, к верхнему краю которой прикреплены фигурки козлов, оленей и изображения деревьев. Диадема украшена гранатами, жемчугом, цветным стеклом и барельефом, изображающим женскую головку. Центром этой композиции является священное дерево, олицетворяющее Великую Мать — богиню плодородия. На высокое положение погребенной указывает поставленный в могилу трон, от которого сохранились остатки деревянной основы и серебряные обкладки ножек. В погребениях того времени часто встречаются изображения знатных сарматов, одежда которых представлена короткой рубашкой, поясом, длинным плащом и мягкими сапогами. Богатые женские погребения I в. до н. э.— I в. н. э. были открыты в Астраханской области. Здесь найдены золотые украшения: пектораль, украшенная сценами «терзания», браслет, греческая лаковая чашечка. Расселившись на огромной территории, сарматские племена оказались втянутыми в активную политическую жизнь Древнего мира.

Литература

Археологические памятники Верхнего Подонья первой половины I тысячелетия н. э. Воронеж, 1998.
Баталов С.Г., Гуцалов С.Ю. Гунно-сарматы Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 2000.
Бернштам А.Н. Очерки истории гуннов. Л., 1951.
Генинг В.Ф. Этническая история Западного Приуралья на рубеже нашей эры. М, 1988.
Гумилев Л.Н. Хунну. СПб., 1993.
Давыдова А.В. Иволгинский комплекс (городище и могильник — памятник хунну Забайкалья). Л., 1985.
Древности эпохи Великого переселения народов. М., 1982.
История и культура сарматов. М., 1983.
Ковалевская В.Б. Кавказ и аланы. М., 1984.
Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. Новосибирск, 1979.
Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье. Улан-Удэ, 1977.
Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987.
Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха. М., 1960.
Марков Г.Е. Кочевники Азии. М., 1976.
Памятники Южного Приуралья и Западной Сибири сарматского времени. М., 1972.
Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы. Новосибирск, 1994.
Пшениннюк А.Х. Культура ранних кочевников Южного Урала. М., 1983.
Симоненко А.В., Лобонт Б.И. Сарматы Северо-Западного Причерноморья в I в. н. э. Киев,
1991.
Скрипкин А. С. Азиатская Сарматия. Саратов, 1990.
Смирнов К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. М., 1984.
Сокровища сарматских вождей и древние города Поволжья. М., 1979.
100 лет гуннской археологии. Номады. Прошлое, настоящее, будущее в контексте исторической перспективы. Улан-Удэ, 1996.
Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время // Археология СССР. М., 1989.
Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время // Археология СССР. М., 1992.
Хазанов А.М. Очерки военного дела сарматов. М., 1971.
Худяков Ю.С. Археология Южной Сибири II в. до н. э. Новосибирск, 1993.

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

В этот день:

Дни смерти
1911 Умер Андрей Александрович Титов — верхневолжский археолог, этнограф, палеограф, предприниматель, крупнейший специалист по древностям Ростова и округи, основатель Ростовского исторического музея.
2008 Умерла Галина Ивановна Матвеева — российский археолог и педагог, профессор, один из первых преподавателей Самарского (Куйбышевского) государственного университета, создатель археологического центра в Самаре. Автор концепции появления ранних славян в Среднем Поволжье в первых веках н. э.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014