С.П. Грушин, О.Г. Лыжникова — Исследование поселения афанасьевской культуры Подсинюшка в северо-западных предгорьях Алтая

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

Летом 2009 г. Рудно-Алтайская археологическая экспедиция (РААЭ) АлтГУ совместно с НПЦ «Наследие» проводила археологические изыскания в Курьинском районе Алтайского края на поселении Подсинюшка. Памятник был открыт при обследовании окрестностей озера Белое в
1993 г. Саяно-Алтайской археологической экспедицией Государственного Эрмитажа, которой руководил Л. С. Марсадолов (1998). Им была собрана небольшая коллекция керамики, которая позволила исследователю отнести поселение к афанасьевской культуре эпохи энеолита. В 2005-2008 гг. памятник обследовался Рудно-Алтайской археологической экспедицией под руководством одного из авторов статьи [1, 2].

Поселение расположено в 4 км к юго-востоку от с. 8 Марта, в 2,3 км к югу от оз. Белого, в 3,3 км к северо-востоку от вершины г. Синюха, на левом берегу р. Синюшка, при впадении в нее небольшого ручья. Координаты по JPS-навигатору: N 51 15.641 E 82 38.582. Культурный слой частично разрушен несколькими сооружениями русского времени, от которых остались каменные фундаменты. Одно из них представляет собой каменный погреб, вероятно, от монастырских построек, разрушенных в 1930-е гг. Кроме того, в 1970-е гг. на территории памятника производились земляные работы с использованием тяжелой техники (бульдозера) с целью сооружения запруды на ручье для организации водопоя домашних животных, выпас которых производился в районе памятника. Результатом стало сооружение двух дамб-насыпей высотой до 1,5 м, шириной до 3 м. При их строительстве на большом участке был частично, а в некоторых местах полностью уничтожен культурный слой поселения. При обследовании этих участков памятника в 2007 г. [2] были обнаружены фрагменты керамики. Зачистка, осуществленная в зоне разрушения, зафиксировала часть каменной конструкции.

В 2008 г. было обнаружено сооружение в виде скопления камней и хозяйственных ям. Наибольший интерес представляет объект, выполненный из небольших каменных плиток размерами 30x20x10 см, уложенных на ребро в виде кольца диаметром 1 м. Вероятно, камни были уложены в небольшую яму с сужающимися стенками, поэтому камни располагались под углом. Камни в нижней части носили следы прокала, в центре сооружение обнаружено пятно прокаленного грунта и мелких кальцинированных костей диаметром 30 см. Судя по конструкции и характеру находок, сооружение представляло собой очаг, выложенный из камней [2].

В результате аварийных раскопок поселения в 2009 г. было вскрыто около 180 м2 культурного слоя, в результате чего открыто и зафиксировано несколько хозяйственных ям и сооружений в виде скоплений камней. Находки представлены развалами крупных керамических сосудов с круглым, острым и плоским дном. Керамика в большинстве случаев украшена «елочкой», выполненной гладким и гребенчатым орудием, прочерченными линиями. На поселении обнаружены обломки керамических льячек, многочисленные кусочки руды, шлака и сплесков металла.

Каменный инвентарь представлен пестами, молотами, сколами (алевролит) со следами обработки, кремневые пластины с ретушью, а также интересная группа каменных «гладильников». Последние представляют собой небольшие орудия с одной или двумя заглаженными плоскостями и несколькими от одного до двух чашевидных углублений. Отличительной чертой культурного слоя поселения является практически полное отсутствие в нем костного материала, что может быть связано, вероятно, с особенностями грунта.

[adsense]

Находки составляли два культурно-хронологических комплекса. Станковая, глазированная керамика русского времени залегала в верхней части слоя на глубине 10-15 см от современной поверхности. Фрагменты лепной керамики афанасьевского времени были связаны преимущественно со светлой супесью, залегающего на глубине 30-40 см.

Автор открытия памятника Л. С. Марсадолов отнес его к афанасьевской археологической культуре (или немного позднее по времени — III-II тыс. до н. э.) [5, с. 10]. Новые материалы, полученные в 2009 г. РААЭ, подтверждают афанасьевскую культурную принадлежность материалов из культурного слоя памятника Подсинюшка. Широкие хронологические рамки, обозначенные Л. С. Марсадоловым для памятника, необходимо скорректировать. Верхняя граница его существования, вероятно, не выходит за пределы III тыс. до н. э., так как в конце III тыс. до н. э. в этом регионе уже проживало елунинское население (поселение Колыванское I). Проблема соотношения афанасьевцев и елунинцев требует специального рассмотрения, а ее решение связано с определением верхней хронологической границы существования афанасьевцев. Проблематичным выглядит и нижняя грань, которая может опуститься в IV тыс. до н. э.

Таким образом, нам представляется, что поселение афанасьевской культуры на памятнике Подсинюшка можно пока датировать в рамках существования культуры в Горном Алтае в пределах 2 пол. IV — 1 пол. III тыс. до н. э., именно в этих пределах ложатся и радиоуглеродные да¬ты [4, с. 258; 3].

Материалы, полученные с поселения Подсинюшка, — кусочки руды, шлак, сплески металла, керамическая литейная форма — свидетельствуют о том, что его население занималось металлургическим производством. Данное обстоятельство позволяет считать памятник Подсинюшка древнейшим поселком металлургов на Алтае.

Литература

1. Грушин С. П. Новые памятники в районе оз. Белое (Курьинский район Алтайского края) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая: Материалы регион. на- уч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005. Вып. XIV . С. 48-52.
2. Грушин С. П. Исследование афанасьевского поселения Подсинюшка в предгорьях Алтая Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2009. Вып. XVII. С. 193-198.
3. Грушин С. П. Радиоуглеродная хронология афанасьевских памятников Горного Алтая // Роль естественно-научных методов в археологических исследованиях. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. С. 110-112.
4. Кирюшин Ю. Ф., Грушин С. П., Орлова Л. А., Папин Д. В. Хронология бронзового века на Алтае (проблема радиоуглеродного датирования) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы годовой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН 2007 г. Новосибирск, 2007. Т. XIII. С. 255-259.
5. Марсадолов Л. С. Исследования на Западном Алтае (около поселка Колывань). Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Вып. 2. СПб., 1998. 46 с.
6. Марсадолов Л. С. Новые курганные группы в Западном Алтае // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Материалы науч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1996. С. 153-156.

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

В этот день:

Дни смерти
1929 Умер Франц Студничка — германский историк искусства, археолог и преподаватель австро-венгерского происхождения.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014