В обществах, сохранивших элементы первобытности в большом или достаточном объеме, наблюдается групповой характер кузнечного дела и кричной варки железа. Племя, род, большая семья или специальная группа занимаются нередко совокупностью всех этих процессов вместе 1. Так, например, в Бенгалии группы племен гатов, относящихся к касте неприкасаемых, бродят с места на место, варят из руды железо в небольших, довольно примитивных горнах и выковывают предметы деревенского обихода. То же наблюдается у степных племен Африки. Например, племя овамбо, добывающее и кующее железо, служит кузнецами у скотоводов племени гереро. Подобным же образом сомалийское племя томал снабжает своими изделиями окружающее население. У племени вафипа выжиганием железа из руды и кузнечным делом занимаются отдельные большие патриархальные семьи. Положение кричников и кузнецов различно у разных африканских племен. Упомянутые томал, подобно бенгальским гатам, находятся в презрении у своих соседей. Но у негрского племени вадаев глава группы кузнецов получает различные высокие почести. У гаусса вместе с вождем племени есть параллельно князь-кузнец, имеющий особые достоинства и права. У некоторых из племен банту вождь обязан знать кузнечное ремесло. Сложность кричной варки, в исходе которой не уверены и сами кричники, принуждала их обставлять свое дело множеством религиозных и магических запретов, обрядов и действ. В этом смысле особенно красочны обычаи племени вафипа, живущего близ озера Танганьика. В варке криц участвует вся большая семья: мужчины, женщины, дети. Особенно замечательно участие всех от мала до велика в обрядах. Среди запретов есть и такие: к работе не допускается тот, кто поел свинины, чья жена вела себя недостойно и т. п. Выбор места для будущей печи, рубка дров для нее сопровождаются сложными обрядами. Заклинаются топоры для заготовки леса. Затем возносится молитва к предкам с просьбой о помощи. Приготовляется ящик со священными и магическими предметами (кости животных, перья, змеиная кожа, пепел некоторых растений). Ребенок несет ящик, который зарывают на дне печи. Перси наблюдал на Мадагаскаре семью кричников, обладавшую печью довольно больших размеров, в которую загружалось значительное количество руды. Когда печь достаточно разогревалась, дутье мехами прекращалось и начиналась тяга через печь в силу ее высокой температуры. Процесс такой тяги занимал несколько дней, и в течение всего этого времени вплоть до момента вынимания криц отец и его сыновья не работали, а возносили моления об успешном результате варки.
[adsense]
Трудность процесса, неуверенность в успехе, наличие секрета заставляли окружающих смотреть на кричников и кузнецов как на колдунов и магов. Это явление известно у очень многих народов. У грузин еще недавно кузнецы были третейскими судьями в деревнях, и в их присутствии приносились взаимные клятвы при разных сделках. У некоторых африканских племен кузнецам-колдунам поручали отыскание пропавших вещей.
У разных народов Европы, прошедших особенно полно развитие от бронзового века к железному, и у современных, и у древних, в фольклоре, мифологии, религии есть следы таких же явлений. Многое из этого, хотя и затуманено многовековым христианством, оставило следы и в древнем и в новом русском фольклоре.
Небесное происхождение железа и железных орудий — двойное воспоминание о метеоритном железе и таинственности черной металлургии — сказалось еще в короткой легенде, упомянутой в Ипатьевской летописи. В царствование Сварога «упали с небес клещи, начали ковать оружие, а до того билися камнем и палицами» 2. Летопись сближает Сварога с Гефестом. Сварожичи сменяют Даждь-бога и управляют Вселенной. Мастер или группа мастеров, а также роль металлургов отражены здесь полностью. Христианская русская, белорусская и особенно украинская мифологии переработали эти представления на новый лад. Святая, то есть божественная, пара кузнецов-мастеров — Козьма и Демьян. Иной раз они сливаются в одно кузнечное божество Козьмодемьяна. На Украине они колдуны, помогающие от болезней, особенно от ран железным оружием, и т. п. Они — боги великого народа-земледельца и потому сами кузнецы и пахари. В белорусских песнях они куют серпы, сами пашут и сами косят сено. Отражение действительности здесь налицо. Козьмодемьян в русской сказке также кузнец-богатырь и пахарь. Это он выковал клещи, ими схватил за язык змея, запряг его в плуг и вспахал на нем землю. Литературным воплощением искусника-кузнеца, который справится с самим чертом, является гоголевский Вакула.
Полнейшая передача первобытных представлений о черной металлургии дана в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала» 3. В руне XIV изображено железное небо и передана молитва Лемминкяйнена к верховному богу Укко. Он молит послать с неба град из комков железа. Все это место — явное воспоминание о метеоритном, небесном происхождении железа.
Но связь его с небом и в то же время с землей еще красочнее передана в IX руне. Укко создает трех небесных дев. Из грудей каждой из этих дев с неба на землю падает по одной капле молока — черной, белой и красной. Из этих капель родятся в болоте разные сорта руды, дающие ковкое железо, сталь и хрупкое железо. Железо враждует со своим братом огнем и, спасаясь от него, бежит в горы и болота. Так, железо одновременно связано и с небом и с землею; отражены и жильная и болотная руды. Но вот родится богатырь-кузнец Ильмаринен. Он родится на горе угля среди поляны, на которой выжигали уголь. В руках у новорожденного — молот и кузнечные клещи. Днем он строит кузницу, ищет руду и ставит свои мехи у болота. Спутники Ильмаринена берут железо из болота и несут его к горну для варки. Соединение в одних руках рудного дела, варки железа и кузнечного искусства, бог-мастер и группа его спутников-помощников, — чем это не живой быт вафипов и гатов или больших семей — производственных коллективов варщиков руды с Каменского городища на Днепре? 4.
Но особенно много разнообразнейших данных сохранилось в эпосе, мифологии и даже словесном творчестве древнегреческого народа. Небесное происхождение железа прекрасно представлено не только греческим словом σίδηρος — железо, родственным латинскому sidera — звезды 5. Известен миф о падении с неба бога-кузнеца Гефеста к племени синтиев на Лемнос (Гомер) или о падении наковальни с неба в преисподнюю (Гесиод). Здесь то же, что и в Ипатьевской летописи и в IX руне Калевалы: небесное железо превращается в подземное. Особенно много греческая мифология говорит о группах металлургов и о главном мастере среди них — Гефесте. Впрочем, эти мифы передавали обстановку до окончательного становления рабовладельческой Греции классического времени. Группы кузнецов, то ли племена, то ли производственные коллективы, известны в этих мифах для различных мест.
Прежде всего это киклопы — неизменные помощники Гефеста в его подземной кузнице. Их помещали в Арголиде, Беотии, Микенах, Коринфе и на Эвбее, выходцами которой они были. Им приписывали создание мощных доисторических каменных сооружений. С началом колонизации греками Западного Средиземноморья они оказываются в Сицилии, где в Этне — кузница Гефеста. Первичность производственного коллектива перед мастером-одиночкой выражена в легенде у орфиков, где говорится, что киклопы обучили ремеслу Гефеста и Афину.
Синтии — фракийское племя на Лемносе — представляло собой этническую производственную группу металлургов. Источники; зовут их кузнецами. Они тоже древнее Гефеста, как и киклопы.
Дактили — малоазиатская группа. На горе Иде в 1432 г. до н. э., по Паросской хронике, они изобрели плавку меди и открыли рудное железо. Они ученики богини земли, живут в пещерах. По традиции они то демоны, то люди. Значение слова δάκτδλος — палец, может быть, позволяет сблизить их с карликами западноевропейских сказок, хранителями подземных сокровищ и мастерами. Дактили вместе и рудокопы и мастера (сравните, вафипы; и т. п.).
Тельхины — на острове Родосе (изредка на Крите) — только мастера. Они выковали серп Кроноса и трезубец Посейдона. Их колдовской и религиозный характер заключается в. том, что они — демоны смерти, но в то же время и земледельческие божества, то насылающие мор на скот и засуху и град на посевы, то благодатный дождь. В их злых качествах есть сходство с отреченными нечистыми группами кузнецов (гаты и томал).
Несколько иначе выглядят братья-кабиры на острове Самофракии. Они прежде всего умирающие и возрождающиеся боги земледелия. Но они и кузнецы — дети Гефеста. На монетах можно видеть, что у них в руках кузнечный молот. Они почти полная параллель Козьме и Демьяну русских сказок, прежде всего боги земледелия, но и благостные кузнецы. Может быть, не отраженные в ранних летописных сказаниях Козьма и Демьян, славянские кабиры, восходят к более древнему времени, чем бог-мастер Сварог.
Имена многих из этих духов греческой мифологии служили для заклинаний. Именами дактилей и киклопов вызывали огонь. Вокруг кабиров и их самофракийского святилища сложился сложный мистический ритуал. Весь процесс производства железных орудий казался столь исполненным тайны, что греческий язык обозначил глаголом φαρνάσσειν как закалку стали, так и колдовство и магию.
У римлян синкретизм италийской религии с эллинской вызвал отождествление италийского бога огня и кузнеца Вулкана с Гефестом. В представлении римлян он с киклопами вместе ковал и лил искусные изделия для богов и героев. Подобно тому как он в «Илиаде» отлил доспехи для Ахиллеса, у Вергилия он изготовил щит и доспехи для Энея, готовящегося к бою с Турном. Во вдохновенных стихах «Энеиды» Вергилий воспел божественную кузницу 6.
Известно и божество-кузнец этрусков Сефлай, которого Варрон сопоставляет с Вулканом. Но, как видно по могильным фрескам, среди подземного пантеона Этрурии в роли бога-рудознатца изображен и Харун (переделка имени греческого Харона). У него в руках массивная деревянная кувалда на короткой ручке. Такие кувалды для вколачивания клиньев в трещины стен рудника хорошо известны археологически еще с бронзового века.
У кельтов бог-кузнец и рудознатец Суцелл известен из нескольких латинских надписей и множества изображений из Нарбоннской и Лугдунской Галлий, из Бельгии, Швейцарии и с Верхнего Рейна. Он одет в галльские кафтан и штаны. В руках у него то кувалда, то ручник, то деревянная колотушка для работы в руднике. О его связи с рудным делом говорит и изображение при нем собаки, иногда трехголового Цербера, взятого из римской эллинизованной мифологии и прямо указывающего на подземный мир руды. В той же связи Суцелл отождествляется в надписях с хтоническими божествами Плутоном и Гераклом, которые оба также связаны с Цербером и подземными богатствами. Он — Диспатер, бог ночи и смерти, отец всех галлов, бог-богач. Но в то же время он наподобие Козьмы и Демьяна и братьев кабиров — бог земледелия и сельского хозяйства, особенно садов и огородов, так как один из его атрибутов садовый нож и горшок для овощей. Иногда с ним его собака-овчарка, охранительница стад. Да он отчасти и бог природы вообще и отождествлялся с Сильваном. Только он не имеет мужской пары, как в русской и самофракийской религиях. Его пара — женское божество природы — Нантосуэльта. Изображения ее напоминают римскую Диану.
У всех германских народов есть бог-кузнец Виланд. Лучший из всех кузнецов, он обучался у кузнеца Мими и его карликов, которыми выкован меч Зигфрида. Из народной сказки он перешел в разных видах в средневековую скандинавскую, англо-саксонскую, английскую и германскую литературу. Под именем Галан он вошел и в сокровищницу древнефранцузской литературы. Он очень близок Гефесту, он — бог-мастер, сопровождаемый, как Гефест киклопами, Мими и его карликами. Гномы, кобольды и тролли европейских сказок длиннобороды. Они — рудознатцы, искусники в разных делах и ремеслах. Их, то злых, то добрых хранителей подземных сокровищ, все мы знаем хотя бы из сказок братьев Гримм.
Не один раз в лице Козьмы и Демьяна, тельхинов и киклопов, кабиров и Суцелла перед нами встает первобытное представление о роли божеств-кузнецов в первобытном земледелии, как бы в подтверждение слов Ф. Энгельса о роли освоения железа в прогрессе сельского хозяйства. В этом же представлении отражается и то обстоятельство, что обособившийся сельский кузнец или сельская группа кузнецов хотя бы в какой-то степени не порывали с земледелием и продолжали им заниматься, как, например, это, по-видимому, наблюдалось у кузнецов-скифов, обитавших на Каменском городище — на рубеже земель скифов-земледельцев и скифов-кочевников.
Notes:
- Д. Перси. Ук. соч.; Р. В. Шмидт. Металлическое производство в мифе и религии античной Греции. ИГАИМК, т. IX, вып. 8—10. Л., 1931, стр. 1—81. В этой работе кроме древнегреческого материала по данной теме собрано много азиатских, африканских и других фольклорных данных с полной библиографией вопроса, русской, советской и зарубежной (см. также Б. Е. Деген-Ковалевский. Ук. соч., прим. 21). ↩
- Полное собрание русских летописей, т. II. Ипатьевская летопись (под 1114 годом). СПб., 1843, стр. 5. ↩
- Калевала, прим. 18. ↩
- Б. Н. Граков. Каменское городище на Днепре. МИА, № 36. М., 1954, стр. 115 и cл. ↩
- Следует иметь в виду, что интервокальное «эр» в греческом слове первичное, а в латинском возникло из «эс». Поэтому решающее — корень «sid», а созвучие второго слога случайно. ↩
- Вергилий. Энеида. Пер. В. Я. Брюсова и С. М. Соловьева. М.—Л., 1933, кн. VIII, стихи 415—453. ↩