Государство Хунну

В первом тысячелетии до н. э. обширные пространства Центральной Азии от Ордоса на юге современной Монголии до Прикаспия населяли различные по своему происхождению и этническому составу племена.

Прогресс хозяйства, относительная общность быта, этническая близость, факторы политического порядка привели к созданию в Центральной Азии государств и объединений. Одним из них было государство Хунну. Наименование Хунну (Сюнну), появившееся в китайских источниках в конце III в. до н. э., относилось к политическому образованию, воспринявшему в свою среду племена различного происхождения и периодически распространявшему сферу своего влияния на территорию от берегов Тихого океана и Северного Китая до Алтая и Семиречья, а позднее и дальше на запад.

[adsense]

Содержание и реальное звучание этнонима хунну (сюнну) пока не ясны. Его древнекитайская транскрипция, как показывают исследования, восходит к той же форме, что и фруна (труна) греческих и древнерусских летописцев. Термины трун и гунн одинаково использовались по отношению к одной и той же этнополитической общности, районы которой были различны.

Верховного правителя хуннов китайские авторы называют шаньюй. В 206 г. до н. э. во главе гуннских племен становится Модэшаньюй. В первые же годы своего правления Модэ нанес сокрушительные удары по границам Китая, заставив только что утвердившуюся династию Хань отказаться от своих претензий на кочевья хуннов в Ордосе. Ханьский император Гаоцзу был вынужден склониться перед Модэ и подписать с ним «договор о мире и родстве», согласно которому обязывался выдать за шаньюя княжну из своего дома и ежегодно платить дань в виде «даров», ставшую затем постоянной.

На востоке хунну подчинили племена «восточных ху», в состав которых входили сяньби и ухуань, обитавшие, предположительно, в долинах Керулена и Онона. На западе и северо-западе под угрозой подчинения хуннам находились племена юеди (юеджи). Под властью хуннских шаньюев оказались территории от современной Кореи до земель Западного Китая, на севере же племена, объединенные в хуннскую конфедерацию, распространялись до южных районов Забайкалья.

В источниках зарегистрировано и еще одно направление хуннских походов — алтайское. В 201 г. до н. э. сообщается, что хунну, продолжая движение на север и северо-запад, покорили страны Хуньюй, Цюйшэ, Динлин, Гэкунь и Синьли. В комментарии к тексту значится, что названные пять стран находились от хунну на севере, по-видимому, на западе от р. Кем (Енисей) до Илийской долины.

Усиление хуннских племен в последующие десятилетия сопровождалось активизацией их действий на западе. В 177 г. до н. э. Модэ отправил своего западного туки (князя) в поход против юеди, якобы за самовольное выступление против соседей. Хуннская конница нанесла поражение юеджийцам где-то в районе Чжанье-Гантчжоу и, кроме того, покорила несколько уделов на окраине складывавшейся хуннской коалиции.

Общество хунну уже в середине I в. до н. э., помимо утраты своих вассальных владений, раскололось на две группировки — южную, под предводительством Хуханьешаньюя и северную, под руководством Чжичжи. Южные хунну остались обитать на территории Ордоса, а северные, под давлением своих соплеменников, передвинулись на Саяны и в Прибайкалье.

Главную роль в жизни хуннов играло скотоводство. Как писал Сыма Цянь, что, «обитая за северными пределами Китая, они переходят со своим скотом с одних пастбищ на другие. Из домашнего скота более содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; частью разводят верблюдов, ослов, лошадей. Перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде… Начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются его кожами, прикрываются шерстяными и меховыми одеяниями». Особенно важную роль в жизни хунну играла лошадь. Овца же давала мясо, овчину, шерсть. Овчина и шерсть шли на изготовление одежды и обуви, из шерсти также делались кошмы.

Почти все поголовье круглогодично содержалось на подножном корму.

Хунну знали оседлость и земледелие. В источниках сообщается, что «в северных землях стужа рано наступает, и хотя неудобно сеять просо, но в земле хунну сеяли». При раскопках Нижне-Иволгинского городища в Забайкалье обнаружена изрубленная солома в глиняной обмазке полов. Здесь же найдены остатки постоянных зимних жилищ — полуземлянок, обогреваемых системой канов. Обнаружены зерна проса, чугунные сошники, железный серп, каменные зернотерки и ямы-зернохранилища. Об оседлости у хунну свидетельствуют деревянные срубы, в которых совершались захоронения.

Охота играла в жизни хунну важную роль. Об этом источники сообщают так: «…мальчики могут ездить верхом на овцах, натягивать лук и стрелять птиц и мышей; немного подросши, они стреляют лисиц и зайцев, которых употребляют в пищу… По существующим среди них обычаям, в спокойное время следуют за скотом и попутно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом существование». При раскопках погребений хунну найдены кости антилопы, кабана, кулана, дикого оленя, горного барана, косули, зайца и лисицы.

В погребениях встречена керамика — кувшины, горшки, кружки, лепленных от руки и изготовленных на гончарном круге, что свидетельствует о развитии гончарства. Встречаются вещи иноземного происхождения, шелковые ткани, предметы роскоши, зеркала, поделки из нефрита.

[adsense]

Рис. 4.6. Хунну. Реконструкция М.В. Горелика

Рис. 4.6. Хунну. Реконструкция М.В. Горелика

Основу войска хунну составляла подвижная маневренная конница. На вооружении воина-всадника были лук и стрелы. Луки, судя по материалам раскопок, были двух типов. Ранний лук имел деревянную основу с тетивой из сухожилий животных. Его деревянная основа обкладывалась костяными пластинками (всего до семи), по две с вырезами для крепления тетивы на краях, по четыре трапециевидных пластины в центре и последняя на вершине дуги. Так увеличивалась гибкость лука. Длина лука достигала 70-80 см. Стрела имела железный трехреберный наконечник. Второй тип лука больше и тяжелее. От него сохранились массивные трехреберные железные наконечники стрел с черешком. Такие луки и стрелы предназначались для стрельбы по противнику, носящему кольчугу. Имелся и щит, круглой и овальной формы, с деревянной рамой, в которую вставлялась основа из прутьев.

Согласно источникам, хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли «начальники поколений» (старейшины). Сохранялись такие институты родового строя, как совет старейшин и народное собрание. Источники сообщают, что «у гуннов было обыкновение три раза в году собираться в Лунци, где в первой, пятой и девятой луне, в день под названием «сюй» приносили жертву духу неба… на сих собраниях начальники поколений рассуждали о государственных делах, забавляясь конской скачкой и бегом верблюдов».

Материалы из захоронений ясно характеризуют момент имущественного неравенства в хуннском обществе.

У хунну имелись рабы из военнопленных и населения подвластных областей. Они использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников и землепашцев.

Во главе страны стоял шаньюй, обладавший почти неограниченной властью. Вслед шли князья, называвшиеся темниками. Они являлись сыновьями, братьями или близкими родственниками шаньюя. Всего темников было 24, и каждый из них имел свой район для кочевания. В своих владениях темники могли ставить тысячников, сотников. Шаньюй, однако, мог отбирать у непокорных или провинившихся темников их земли, тем же правом обладал темник по отношению к своим сотникам и десятникам. Должности и высшие чины передавались по наследству. Хунну были тюркоязычным народом.

Характерной чертой объединений типа общества хунну является формирование государственности со своей администрацией и аппаратом принуждения, частично уже сменяющими органы родоплеменного устройства, частично выступающими в их обличии, приспосабливая их к новым условиям.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1904 Родился Николай Николаевич Воронин — советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре.
  • Дни смерти
  • 1947 Умер Николай Константинович Рерих — русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха — первого в истории международного договора о защите культурного наследия, установившего преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика
Археология © 2014