От основной трассы Шелкового пути, проходившей через Южный Казахстан и Семиречье, отходили ответвления на север и восток, которые вели в районы Центрального и Восточного Казахстана — в Дашт-и Кипчак, позднее Сары-Арку, к берегам Иртыша, Сибирь, на Алтай и в Монголию. Археологические исследования показывают, что степные районы Казахстана были населены не только номадами. Повсюду в удобных для земледелия местах — в долинах рек Сарысу, Кенгира, Джезды, в предгорьях Улутау, на берегах Иртыша — в период средневековья возникли и развились оазисы земледельческой и городской жизни. Еще раньше, в эпоху бронзы, в Сары-Арке разрабатывались месторождения меди, олова, свинца, серебра, а в более позднее время здесь же выросли поселки рудокопов, плавильщиков металла, медников и серебряных дел мастеров. Богатые сырьевыми ресурсами — скотом, шерстью, кожами, металлом — районы Центрального Казахстана вовлекались в систему торговых связей, в том числе и международных, и были включены в систему Шелкового пути многими караванными дорогами.
[adsense]
Эти дороги шли через перевалы гор Каратау, из Шавгара и Яссы через перевал Турлан; из Саурана и Сыгнака, из Янгикента выходили в степи Центрального Казахстана. Здесь открыты поселения в виде четырехугольных в плане городищ с оплывшими стенами: Болган-Ана, Жаман-Курган, Ногербек-Дарасы, Домгаул, Милы-Кудук, Ормамбет. Вокруг них находились обширные некрополи с сохранившимися архитектурными памятниками — мавзолеями Джучихана и Алаша. Видимо, именно здесь следует локализовать упоминаемые в средневековых источниках города Жубин, Конгликет, летовки Ортаг и Кейтаг, рудные разработки Гарбиана и Бакирлытага.
Установлено, что дорога из Джанкента (Янгикента) шла на северо-восток к берегам речки Белеуты и приводила в район Коунрада и Карсакпая. В Центральный Казахстан вел так называемый Сарысуйский путь: из Отрара через Шавгар и Турланский перевал на Аксумбе, в низовья Сарысу и вверх по реке до Улутау (горы Кендирлик), а оттуда — по Ишиму и Иртышу в Сибирь. Другой путь шел через Сузак в низовья Чу и далее — через пустыню Бетпакдала в район Джезказгана. Еще одна дорога — «Ханжол» — шла из Тараза вниз по Таласу через пески Муюнкумы и Бетпакдалу к берегам р. Атасу. Из Тараза, через города Адахкес и Дех-Нуджикес, согласно сведениям Тамима Ибн-Бахра и ал-Идриси, вел торговый путь к кимакам на Иртыш в резиденцию хакана кимаков и в страну кыргызов, расположившуюся на Енисее.
Одним из хорошо изученных городищ Центрального Казахстана является Бузок (Бузук), расположенный на окраине Астаны. Город, как свидетельствуют раскопки, возник в XI — XII вв. и существовал до XIV в. На городище обнаружены землянки с суфами вдоль помещений, исследованы крепостные сооружения, некрополь XIII — XIV вв., где вскрыт ряд погребений. Среди погребения воинов обнаружено женское захоронение с оружием и богатым набором украшений.
Илийская долина соединялась с Центральным Казахстаном дорогой, шедшей вдоль северных склонов Чу-Илийских гор, затем по Чу, в ее низовья и к берегам Сарысу. Еще один путь отходил от североилийской трассы и вел в Прибалхашье, а затем вдоль протоки р. Или Ортасу, где находятся городища Актам, Агашаяк, Карамерген — к берегу Балхаша, а дальше по полуострову — Узун-Арал, который почти соединяет южный и северный берега озера, оставляя пролив шириной чуть больше 8 км. Можно предположить, что караваны переходили пролив зимой по льду в устье р. Токрау и затем по ее берегам шли к предгорьям Улутау.
От североилийского пути, который шел к Джунгарским воротам, отходили направления к Иртышу — в земли государства кимаков. В Тарбагатае и на берегах Иртыша располагались кимакские города Банджар, Ханауш, Астур, Сисан и «столица хакана» — город, окруженный укрепленной стеной с «железными воротами». Города кимаков были связаны торговыми дорогами, с городами кыргызов на Енисее, уйгуров в Монголии и оазисами Восточного Туркестана.
Дороги, которые шли на Запад в Европу, в Крым и на Кавказ, проходили по южному и северному Приаралью и приводили к городам на р. Жаик-Урал.
Сарайчик — один из самых западных городов Казахстана. Вот что о нем пишет путешественник XIV в. Ибн Батута: «Сарайджук, джук значит маленький. Они, таким образом, хотели выразить, что это Сарай Малый. Город этот расположен на берегу полноводной реки, называемой Улусу, значение чего «великая вода». Через нее переброшен мост из лодок, такой же, как в Багдаде. В этом городе наше путешествие на лошадях, тянувших арбы, закончилось…».
Это и другие сообщения письменных источников о городе характеризуют его как важнейший центр на трассе Великого Шелкового пути, бывший своеобразными воротами в Азию.
Развалины Сарайчика находятся в 50 км от города Атырау, вверх по Уралу. До сих пор современный поселок, который стоит на развалинах древнего города, называется Сарайчик. На его территории, на берегу р. Урал, расположено городище Сарайчик. В течение нескольких лет здесь работают археологи.
Возник же город, если следовать письменным источникам, по повелению основателя Золотой Орды хана Бату (Батыя), правившего в 1227—1254 гг. Именно в этом городе, согласно историческим преданиям, принял ислам монгольский хан Берке (1257—1266), после чего ислам стал государственной религией Золотой Орды.
Однако есть мнение, что Сарайчик был гораздо старше и что он существовал еще в эпоху домонгольских завоеваний, в X—XII вв., но на этот вопрос могут дать ответ лишь раскопки.
Возвышение Сарайчика как города начинается в рамках укрепления Золотой Орды, следствием чего был рост городской жизни, территориальное расширение старых городов и возникновение новых. Города становятся центрами ремесла и торговли, в них сооружаются великолепные архитектурные ансамбли, строятся мечети, мавзолеи, бани, караван-сараи.
В крупных городских центрах чеканится монета. Не был исключением и Сарайчик, монетный двор которого выпускал различные по своей стоимости медные монеты. На одной стороне их оттиснуто «чекан города Сарайд- жука», а на другой — изображение цветка и хищного животного, возможно, льва. При раскопках Сарайчика найдено много привозных монет, которые чеканились в городах, прежде всего, Золотой Орды, а также Хорезма, Самарканда, Ирана.
Важную роль в развитии города сыграл и тот факт, что Сарайчик был идеологическим центром, местом распространения ислама.
Здесь находился пантеон (кладбище) мусульманских проповедников, многих золотоордынских ханов и знатных людей. Именно здесь был похоронен хан Тохты, правивший в Золотой Орде с 1290 по 1312 гг. и которого знаменитый путешественник Марко Поло назвал «царем Запада». Впоследствии здесь был захоронен казахский хан Касым.
Раскопки Сарайчика вскрыли жилые кварталы, дома, построенные из сырцового кирпича. В домах насчитывалось от двух до трех комнат, отапливаемых при помощи дымоходных каналов (канов), проложенных под полом.
Удалось частично раскопать и часть одного из богатых зданий Сарайчика, стоявшего на искусственном возвышении. Оно имело портал (входную часть), башни по углам окружающих его стен.
Ремесленники, населявшие город, производили для продажи посуду, украшенную геометрическими и растительными изображениями птиц и рыб; ювелирные поделки из золота, серебра: перстни, серьги со вставками из цветных и драгоценных камней; костяные изделия — гребни, пуговицы, застежки и многое-многое другое, без чего немыслима повседневная жизнь.
Сарайчик переживал периоды то подъема, то упадка, а в XVI в. подвергся разбойному нападению донских казаков и перестал быть городом, оставаясь небольшим населенным пунктом на р. Урал.
По описанию русского исследователя XVIII в. П. Рычкова, «Сарайчик — призрак величественного города на р. Яик, не доезжая до Гурьева за 50 верст, где ныне форпост, называемый Сарайчик. Там еще поныне в земле находятся многие палатки (здания). Здесь же много гробниц знатных людей».
И еще один город на р. Урал, остатки которого были обнаружены археологами вблизи Уральска. Туда попадали по дороге, которая шла через Приаралье, огибая Аральское море с севера в направлении современных городов г. Актюбинска и Уральска. Городище находится на правой высокой надпойменной террасе реки Урал у подножия Свистун-горы. Оно условно названо археологами Жайык.
Площадь городища предварительно определяется в 7-9 га, оно не имеет искусственных оборонительных сооружений в виде валов, стен, рвов. Границами ему служили естественные овраги и берег речной протоки.
Раскопки двух холмов на поверхности городища показали, что под ними скрываются руины жилых комплексов — усадеб. Постройки возведены из сырцового кирпича прямоугольной и квадратной формы. Жилые помещения отапливались канами: обогревательной системой с жаропроводящими каналами, проложенными под лежанками-суфами, топкой для которой обычно являются печи-тандыры. Дополнительно к ним имеются печки прямоугольной формы, сложенные из жженого кирпича. Помещения имеют обычно возвышения вдоль стен — суфы, хозяйственные ямы хранилища, мусорные ямы, санитарно-гигиенические устройства — ташнау. Сопоставление планов домов, строительных приемов показывает, что в домостроении сказывается сильное влияние Хорезма и средневековых городов присырдарьинских оазисов. Планы исследованных на городище Жайык жилищ в целом совпадают с планами жилищ
XIII — XIV вв. Ургенча, Отрара, Туркестана. Разница наблюдается в расположении лишь некоторых деталей интерьера и системы отопления.
[adsense]
О том, что на месте городища в XIII — XIV вв. находился развитый город, свидетельствуют обнаруженные здесь руины восточной бани.
При раскопках на городище найдены монеты первой половины XIV в. Находки монет, характер керамики дают основания датировать время существования города концом XIII — XIV в. Топографические признаки и раскопанные объекты говорят о том, что на этом месте стоял крупный город золотоордынской эпохи, что обосновывается и природно-географическими условиями. В районе Меловых горок, что расположены в трех километрах к северо-востоку от городища, на реке Урал находились два переката Нижнемеловой и Верхнемеловой, которые служили местом переправы через реку вброд. На столь важном в стратегическом отношении месте, на водном рубеже, где проходило одно из ответвлений Великого Шелкового пути, и располагался город.
Рядом с городищем Жаик в 1,5 км восточнее на плоской вершине Свистун-горы, доминирующей над окружающей местностью, археологи обнаружили городской некрополь. На нем некогда возвышались мавзолеи, возведенные на месте захоронения знатных людей.
Два из них были раскопаны. Архитектура и планировка мавзолеев близко напоминают среднеазиатские. Это двухкамерные купольные сооружения с входом, оформленным в виде портала с аркой входа, сложенные из жженого кирпича и украшенные глазурованными плитками. Глазурь голубая и синяя. На некоторых плитках имеются надписи и росписи, в том числе и золотом. Есть плитки, украшенные рельефным орнаментом. Полы в одном из мавзолеев были выложены жжеными шестиугольными плитками. К сожалению, мавзолеи пострадали от рук грабителей, которые в поисках сокровищ разрушили мавзолеи и осквернили находящиеся в них захоронения.
Название города, возможно, запечатлено на известной карте капитана Антония Дженкинсона, составленной в 1562 г. На ней выше Сарайчика, но более мелким значком отмечен на правом берегу реки Жайык город под названием Шакафни (Shakafni). Вероятно, на английской транскрипции произошло искажение названия, что характерно для большинства подписей на карте. Возможно, местное название города Шаган (Чаган), которое сохранилось до сих пор в имени протоки р. Урал.
Сейчас трудно определенно ответить на вопрос, что явилось причиной гибели города. Скорее всего, ее можно связать с походом Тимура в Поволжье в 1391 г., во время которого были разрушены все крупные золотоордынские города.