Головные уборы

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

В головных уборах восточных славян опять-таки можно проследить исконное единство и вместе с тем последовательные стадии развития. Особенно интересны женские головные уборы. Обычай ношения цветных головных платков — для деревни новый. Традиционные формы женских головных уборов иные. Как и у других народов, здесь по обычаю девушки ходили с непокрытой головой или носили легкие головные уборы, оставляющие открытой макушку: это разные венки, повязки, ленты, «почёлки», связки и пр. Напротив, замужняя женщина должна была по обычаю тщательно закрывать свои волосы и ни в коем случае, особенно при посторонних мужчинах и при старшей родне мужа, не показываться с открытой головой, «простоволосой».

Рогатая кичка

Рогатая кичка

Кокошник — «златоглав»

Кокошник — «златоглав»

Для женщины «засветить волосом» считалось грехом, и с этим связаны даже некоторые суеверия. Сорвать головной убор с замужней женщины значило нанести ей сильнейшее оскорбление. Эта народная традиция, по-видимому, восходит к древним магическим представлениям о таинственной колдовской силе волос. Эта сила особенно опасной считалась, когда она исходила от женщины-чужеродки, а все замужние женщины в эпоху экзогамно-родового строя были чужеродками. Напротив, девушки принадлежат по рождению к данному роду, и с их стороны, очевидно, магической опасности не предполагалось.
Таким образом, традиционный головной убор замужней женщины должен тщательно закрывать голову и волосы. Отсюда сложность женских головных уборов. Они у восточных славян обычно состояли из двух основных частей: твердой основы или мягкого чепца, плотно охватывающего голову, и просторной накидки. Украинский очинок, белорусский чепец, коптур, великорусский повойник, волосник стягивали плотно волосы. Поверх него надевались у украинцев намiтка, у белорусов наметка, у русских фата, убрус, ширинка, полотенце.

Наиболее сложен был женский головной убор у южных великорусов. Это так называемая «сорока». Основу ее составляла «кичка», жесткая, из проклеенной ткани разных форм. Особенно интересны формы «рогатой» кички, иногда с очень длинными, высокими рогами. Происхождение этой причудливой формы объясняют по-разному: или это подражание коровьим рогам — магический оберег, или подражание древним рогатым шлемам воинов, или, может быть, — что вернее всего, — своеобразное развитие женской прически, при которой косы укладываются двумя

пучками по обе стороны головы. Поверх кички надеваются другие части головного убора: налобник, позатыльник, полотенце и т. д., всего до 10 частей и более. Общий вес кички достигал нескольких килограммов. В этой сложности и в разнообразии форм — главная особенность сороки.

Сходные головные уборы, под тем же названием «сороки», известны у некоторых соседних народов — у мордвы, у карелов.

У северных великорусов вместо сороки господствовал кокошник. Отличие его от сороки в том, что в нем отдельные части соединены в одно целое. Известны три главных вида кокошника. Простейший из них характеризуется поперечным гребнем, которым как бы соединяются рога сороки. Во втором типе гребней два, один позади другого. Третий вид отличается высоким полукруглым гребнем, который обрамляет лицо, как ореол. Некоторые из разновидностей кокошника производят впечатление сложного произведения искусства 1.

Кокошник характерен был для северных великорусов, но он, подобно другим северным элементам культуры, проник и к южным великорусам.

В настоящее время все эти старинные — в большинстве неудобные и негигиеничные — типы головных уборов почти повсеместно, кроме только более глухих районов Севера, вытеснены покупными цветными платками, шапками и шляпами.

В мужских головных уборах нет такого разнообразия. Традиционные шапки на Украине, главным образом барашковые (смушковые), у русских и белорусов — валяные. В XIX в. распространился картуз, в XX в. — кепка.

Notes:

  1. Г. С. Маслова, знаток восточнославянской одежды, в своей последней работе классифицирует головные уборы замужних женщин у восточных славян на следующие основные типы: полотенчатые, кичкообразные, кокошники, повойники, чепцы, колпаки и шапки. К числу древнейших принадлежат полотенчатые головные уборы («убрус», «ширинка», «наметка» и пр.) в виде длинного куска ткани, обвивающего голову и шею; в этом виде «наметка» особенно долго сохранялась у белорусов, а у украинцев — чаще в соединении с твердой основой; в новейшее время — с XIX в. — полотенце превратилось в головной платок (русск. «косынка», укр. «хустка» и др.). Колпаки и шапки в качестве женского головного убора не характерны для восточных славян и, вероятно, заимствованы у восточных соседей.

В этот день:

Дни смерти
1980 Умер Константин Федорович Смирнов — один из ведущих специалистов в области скифо-сарматской археологии, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии АН СССР.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 01.01.2019 — 21:27

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014