И.Г. Глушков — О роли и характере южных связей населения лесостепного Обь-Иртышья в эпоху доандроновской бронзы

К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири»

Эпоха развитой бронзы — это период относительной культурной стабилизации в лесостепных и таежных районах. Направление культурных связей носит устойчивый традиционный характер; заканчивается экологическая адаптация основных хозяйственных занятий населения Обь-Иртышья. В связи с этим меняется роль и характер южного влияния на культуры этого региона по сравнению с более ранним периодом энеолита.

[adsense]

По характеру и последствиям этого влияния можно пока наметить два основных района: Среднее Прииртышье и Томско-Новооибирcкое Приобье. В Среднем Прииртышье оно носит двойственный характер. С одной стороны, южный компонент, связанный с районами Приаралья, а через них и с культурами земледельческих оазисов, способствовал образованию на местной основе (артынский тип керамики) специфического логиновского, линейно-накольчатого типа керамики. Пути проникновения южных элементов на север — это прежде всего долина Ишима. Культурное взаимодействие носило характер постоянной инфильтрации мелких групп скотоводов и охотников в Ишим-Иртышское междуречье. Они принесли о собой не только свои специфические культурные традиции, нашедшие отражение в орнаментах, но и свои скотоводческие традиции — подвижный характер стада. Как отмечает М.Ф. Косарев, на прииртышских памятниках (Черноозерье VI) «высокий процент овцы в стаде при необычайно малой роли крупного рогатого скота пока нам не совсем понятен» (Косарев М.Ф., 1981, с. 215). На мой взгляд, этот факт становится понятным и объяснимым, если учесть, что в Среднее Прииртышье с юга были принесены ранние скотоводческие традиции. Большой удельный вес мелкого рогатого окота характерен прежде всего для раннего пастушеского скотоводства Средней Азии (Масоон В.М., 1979, с. 38-45).

Пришлые группы органично вливались, в местные кротовские племена и вскоре были полностью ассимилировании последними.

В условиях сильной местной этнокультурной и экономической традиции они не образовали особой археологической культуры, однако некоторое время сохраняли свои специфические особенности.

Второй аспект южного взаимодействия связан с постоянным давлением во второй четверти II тыс. до н.э. петровского населения на южную окраину кротовской культуры, в результате чего кротовцы постепенно оставляют район Петропавловского Приишимья. Контакты между культурами носят далеко не мирный характер (оборонительные сооружения северных петровских поселков; совершенствование вооружения — могильник Ростовка). Военный характер взаимодействия этих двух культур привел к постепенному продвижению кротовского населения в северную лесостепь и смещению их в Барабу — район со сходными экологическими условиями. Выбор направления миграции, очевидно, был обусловлен экономической необходимостью сохранения традиционного культурно-хозяйственного уклада.

Таким образом, для Среднего Прииртышья характер южного влияния постепенно меняется. В переходный период и эпоху ранней бронзы — времени образования новых культур бронзового века — южные элементы органично входили в состав культур Среднего Прииртышья, придавая им в ряде случаев специфический южный колорит.

В более позднее время, период развитой бронзы, когда процессы культуротворчества в основном, уже закончились, взаимодействие между местными лесостепными (кротовской) и южными (петровской) культурами приобрели характер военных столкновений. Роль южного влияния резко ограничивается и с этого периода развитие лесостепных культур доандроновской бронзы уже не определяется направлением культурного воздействия, а идет за счет внутренней адаптационной эволюции.

В Томско-Новосибирском Приобье протекают иные культурные процессы, логика которых во многом объясняется меридиональным (в Прииртышье широтным) расположением экологических зон. В эпоху энеолита и ранней бронзы в этом районе более сильными и культурно определяющими являлись восточные связи. Южные культурные элементы проникают в Приобье гораздо позднее и связаны прежде всего с одним из комплексов Самусь.

Облик самусьской культуры в целом беднее, чем может показаться, если рассматривать все материалы Самусь IV. Нас будет интересовать один из его комплексов, представленный группой сосудов с так называемой «облегченной орнаментальной схемой”, часто с антропоморфными и зооморфными фигурами. Генетически он связан с более южными культурами в области влияния цивилизаций Древнего Востока.

Все рисунки и сюжеты на сосудах символизируют культ плодородия в его различных аспектах. В той форме, в которой они представлены на Самусе, они могли сложиться лишь в культурах с развитой земледельческо-скотоводческой экономикой. В связи о этим можно вспомнить многочисленные фаллические изображения, найденные на Самусе. а также специфическую каменную пластику, которая по своим стилистическим особенностям приближается к скульптурным изображениям человека каракумских и переднеазиатских древностей. Антропологический тип самусьцев, насколько можно об этом судить по скульптурным изваяниям человеческих голов, резко отличается от антропологического типа коренных обитателей Западной Сибири эпохи бронзы. В.А. Дремов предположил, что «гипертрофированность европеоидных черт самусьских скульптур отражала сознательное стремление жителей поселка подчеркнуть свои отличия от людей иного антропологического типа” (В.А.Дремов, 1984, с.20).

На уровне современной разработанности источника вряд ли можно сейчас согласиться, что южный компонент в составе самусьской культуры, а точнее Самуся IV, появился в Западной Сибири без прямых контактов. По всей видимости, Самусь IV, точнее один из его комплексов, — южная «колония» мастеров-бронзолитейциков. Как правило, такие миграций носят очень локальный характер и происходят вне культуры, т.е. без продвижения широких людских масс, изменяющих, местную культурную традицию. В Самусе IV небольшая пришлая группа, оставившая такой яркий и заметный след, была, очевидно, вскоре ассимилирована местным населением. Таким образом, инородные южные компоненты непосредственно не изменили облик местной культурной традиции, контакты носили мирный и кратковременный характер. Вместо с тем, Самусь IV и самусьская культура — это прежде всего широкое освоение в Западной Сибири бронзолитейного производства и, безусловно, это ни могло не оставить следов в аборигенных культурах более позднего времени.

[adsense]

Можно выделить, таким образом, по крайней мере, три следствия южного влияния для культур Обь-Иртышья в эпоху развитой бронзы:

1. Южное влияние, как культурообразующий элемент, органично вошедший в местную традицию и развивающийся вместе с ней;

2. Южный импульс,как равноправный партнер культурных связей и контактом никак не изменяющий облик местной культуры в процессе ее развития;

3. Южный импульс,как местная и локальная миграция, отразившаяся наиболее ярко в момент взаимодействия, реминисценции которой периодически проявлялись в разные эпохи.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014