Гендерные исследования. Социальные отношения полов

К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее

Археологи давно изучают людей и индивидуальное семейное хозяйство, но совсем недавно обратили свое внимание на сложный вопрос пола и отношения полов, являющийся многообещающим путем новых исследований (Скот — Scott, 1994). В течение последних десятилетий развитие феминистской теории трансформировало социальные науки и изучение истории. Но археология оказалась в хвосте этого процесса, хотя эта тенденция давала себя знать при интерпретации таких тем, как возникновение разделения труда по половому признаку и изменения гендерных взаимоотношений.

Сейчас археологи оформляют вопросы, касающиеся отношения полов, и у них есть преимущество — они могут пользоваться уже сформировавшейся феминистской теорией в других дисциплинах (Конки и Джиро — Conkey and Gero, 1997; Gero and Conkey, 1991; Нельсон — Nelson, 1997).

Дифференциация на гендерном и на половом уровнях — не одно и то же. Половая дифференциация определяется биологическими различиями между мужчиной и женщиной. Гендерные различия — явление социальное и культурное, поэтому они являются важной частью социальных отношений и центральной проблемой в изучении древних сообществ.

Понятие «гендерные различия» постоянно менялось во времени и при переходе от общества с одной структурой к другому. Некоторые археологи, как, например, Маргарет Конки и Джоан Джиро (Margaret Conkey, Joan Gero, 1997), говорят о гендерной археологии, о попытке рассматривать мужчин и женщин прошлого не с позиций биологических различий между мужчинами и женщинами. Такой подход выходит за рамки того, чтобы просто констатировать факт, что горшки изготавливали женщины, а наконечники для стрел и копий — мужчины, пли пытаться идентифицировать виды деятельности женщин в археологическом материале. Гендерная археология имеет дело с идеологией пола, с ролью полов и с отношениями между ними, с тем, каким образом половое разделение влияет на разные аспекты социальной жизни человека. Как складывались ролевая стратификация и социальные взаимоотношения между полами? Какой вклад вносили мужчины и женщины в древние общества? Гендерная археология использует множество археологических методов и подходов, для того чтобы выяснить, как и по каким принципам формировались взаимоотношения между полами в древнем обществе, чтобы открыть его культурное значение.

Помол зерна в селении Абу Хурейра, Сирия

Кости скелетов земледельцев открывают нам секреты о ролях мужчин и женщин. Земледельческой селение Абу Хурейра в Сирии является самым древним из всех известных в мире (Мур — Moore, 2000). Приблизительно в 10 000 году до н. э. его обитатели переключились с охоты и собирательства на выращивание зерновых. Спустя тысячу лет в середине своих полей они построили общину из прямоугольных одноэтажных глинобитных строений, разделенных узкими улочками и двориками. В течение многих часов женщины, сидя на коленях, мололи зерно для вечерней трапезы, и монотонный звук мельниц заполнял все селение. Благодаря почти детективному расследованию биолога-антрополога Тейи Моллесон (Theya Molleson, 1989) мы можем быть уверены в том, что скорее женщины, чем мужчины занимались помолом зерна.

Моллесон является специалистом в области анатомии человека и патологии костей, вызванной стрессом и болезнями. Она изучила много скелетов, найденных под строениями в Абу Хурейре, и выяснила, что эти люди были на удивление здоровыми, за исключением того, что встречались деформации костей, вызванные тяжелой и монотонной работой. Далее она заметила, что у некоторых подростков имеется увеличение шейного участка позвоночника, что может быть результатом переноски тяжестей. Она также идентифицировала много коленных костей с удлинением суставной поверхности, что является результатом частого и длительного сидения на коленях. Также отмечались поражения нижней части позвоночника, увеличение суставов пальцев ног и артрит большого пальца ноги (рис. 16.9).

Рис. 16.9. Деформированные кости пальцев ног женщины из селения Абу Хурейра, Сирия

Рис. 16.9. Деформированные кости пальцев ног женщины из селения Абу Хурейра, Сирия

Моллесон была удивлена подобными деформациями, но однажды ее коллега во время поездки в Египет обратила внимание на то, что молящиеся на коленях люди вдоль стен древних храмов всегда выворачиваю пальцы ног вперед. Единственный вид деятельности в Абу Хурейра, который мог привести к такому результату, это было сидение на коленях перед каменными жерновами, которые были найдены в домах. Заинтригованная Моллесон стала восстанавливать процесс помола. Молотильщик помещал зерно в жернов, обеими руками брал камень для помола, затем он садился на колени, подогнув пальцы, толкал камень вперед, когда камень достигал конца жернова, руки обращались вовнутрь. В конце это движения тело было почти параллельно земле. Повторяющиеся изо дня в день такие движение вперед-назад могли вызвать поражения нижней части позвоночника, идентичные тем, что были обнаружены на костях скелетов. При изгибании нагрузка передавалась на суставы колен и бедер, что в итоге вызывало условия для возникновения артрита пальцев ног. Все это имелось на костях из Абу Хурейра.

Далее Моллесон задала вопрос о том, кто занимался помолом. Она измерила первую кость плюсны. Более крупные кости плюсны носили менее выраженные признаки износа, в то время как более короткие кости плюсны женщин были сильно изношены. Моллесон в сущности убеждена, что женщины и девочки испытывали повторяющийся наносящий повреждения стресс, потому что на них лежал тяжелый труд по приготовлению пищи. Это педантичное исследование является одним из примеров наличия ясных археологических свидетельств разделения труда между мужчинами и женщинами в прошлом.

К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 21.12.2014 — 12:07

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014