Гагаузы

К оглавлению книги «Этнография народов СССР»

Гагаузы живут главным образом в южной части правобережной Молдавии (Бессарабии), в ее Комратском, Чадыр-Лунгском, Вулканештском и других районах, а также в Приазовском районе, Запорожской обл. УССР, в Казахстане и на Северном Кавказе. Численность их в СССР составляет около 120 тыс. Они говорят на особом — гагаузском языке, тюркской группы, близком к османско-турецкому, но с очень большим количеством заимствований из славянских языков не только в словаре, но и в синтаксическом строе. По религии же они православные и этим всегда резко отделялись от турок.

Коренная область расселения гагаузов — северо-восточная Болгария и Добруджа, где они живут и сейчас. На нашу территорию гагаузы начали переселяться вместе с болгарами после русско-турецких войн конца XVIII в., когда христианское население Болгарии стало подвергаться особенно жестоким преследованиям со стороны турок. Большая часть их пришла оттуда в 1806—1812 гг.

Группа гагаузов (фото 1947 г.)

Группа гагаузов (фото 1947 г.)

О существовании особой гагаузской народности тогда никто не знал, и гагаузские села считались болгарскими. На их особый тюркский язык впервые обратил внимание академик Кеппен в 1854 г., назвавший их «болгарами из Добруджи, говорящими по-турецки». Под настоящим же названием гагаузов о них упомянул первым проф. Иречек в своей «Истории болгар» (Одесса, 1878 г.), отделивший их от болгар. Он впервые и поставил вопрос о происхождении этого народа. По предположению Иречека, гагаузы — потомки какого-то средневекового тюркского народа, вероятно, половцев-куманов, принявшего христианство еще до появления турок-османов.

Эта «тюркская» теория происхождения гагаузов нашла себе многих последователей. Но они расходились между собой в вопросе, какой же именно из средневековых тюркских народов должен считаться предком гагаузов. По мнению В. В. Радлова, это были огузы; самое имя «гагауз» Радлов истолковывал как «гок»+«огуз». В. Мошков, подробно исследовавший бессарабских гагаузов (1900 г.), считал их потомками узов или торков («черных клобуков», известных из русской летописи). Чешский историк Карел Шкорпил высказал предположение, что гагаузы (равно как и «гаджалы», или Делиорманские тюрки северо-восточной Болгарии) — это прямые потомки так называемых «аспаруховых болгар». К этому мнению присоединились и болгарские ученые — Занетов и др.

Таким образом, господствующее мнение о происхождении гагаузов состоит в том, что это остаток средневекового тюркоязычного народа, принявшего православие. Но есть и другое мнение, которого придерживаются некоторые болгарские и советские ученые: гагаузы, согласно этой точке зрения, — болгары или вообще славяне по происхождению, принявшие турецкий язык, но сохранившие православную религию.

Сложность вопроса усугубляется тем, что, как показал болгарский исследователь Л. Милетич (1902 г.), есть две резко различные группы гагаузов: «болгарские гагаузы», которые очень близки по быту к болгарам вступают с ними в браки и сами себя считают иногда болгарами, и «настоящие гагаузы» (иначе «приморские», или «хасъл гагаузи»), которые держатся особняком от болгар, больше тяготея к грекам.

Вопрос о происхождении той и другой группы гагаузов до сих пор окончательно не решен. Происхождение их, по-видимому, сложно: в основе образования гагаузской народности, очевидно, было какое-то тюркоязычное ядро — осколок племенных союзов огузов, узов, куманов-половцев и т. п.: в дальнейшем в народность эту влились группы славянского происхождения, сохранившие христианскую религию, но усвоившие тюркский язык. Очень вероятно, в частности, что «болгарские гагаузы» — это как раз тюркизированные болгары.

Дополнительный свет на этот вопрос проливают антропологические исследования последних лет. Участие монголоидных элементов в образовании антропологического типа гагаузов оказывается небольшим, но все же, при сравнении их с соседями — болгарами, албанцами, молдаванами, удалось подметить, что монголоидная примесь у гагаузов имеется (Дяченко, 1952 г.).

Работы советских исследователей показывают, что процесс этнической ассимиляции продолжается и теперь. Гагаузы живут в Молдавии, а особенно в Приазовье смежно и чересполосно с другими народностями, с болгарами, молдаванами, албанцами. Быт у этих народов очень сходный, обычаи нередко одинаковы. Часты смешанные браки. Известны гагаузские семьи и целые деревни, которые раньше были болгарскими.

По общему облику хозяйственно-бытового и культурного уклада гагаузы близки, Как уже сказано, к своим соседям. Однако детальное изучение гагаузов советскими учеными за последние годы показало наличие специфических черт в их быту и культуре, особенно в прошлом. До середины XIX в. в их хозяйстве важную роль играло овцеводство. Оно и сейчас довольно развито, и гагаузские чабаны-колхозники особенно славятся.

Земледелие — культура кукурузы и пшеницы — развилось главным образом с эпохи капитализма. Виноградарство было и раньше широко распространено, но по разведению садов и огородов гагаузы уступали своим соседям.

Характерно также слабое развитие ремесел (кроме кожевенного, скорняжного производства и женского ткачества, развитых и прежде).

Живут гагаузы крупными селами, что объясняется историей переселения их предков из Болгарии сразу большими группами. Гагаузские села в среднем крупнее, чем у любого другого народа бывш. Бессарабии, население каждого исчисляется тысячами. Жилище в прошлом часто представляло собой землянку (бурдей), двухраздельного плана, но теперь господствуют дома из сырцового кирпича, обычно большие, трехраздельные. В одежде сохранилось меньше своеобразия. В семейных обрядах, обычаях, верованиях — много общего с соседними народами.

В этот день:

  • Дни смерти
  • 1941 Умер Василий Иванович Смирнов — советский краевед и археолог. Специалист по археологии Костромской и Архангельской области, исследователь неолитических стоянок.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 11.12.2018 — 23:28

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Археология © 2014