Функции этнологии

Понятие «функции» латинского происхождения и означает совершение, исполнение, обязанность, круг деятельности.

Каковы функции этнологии как учебной дисциплины?

К числу важнейших функций этнологии следует отнести следующие: теоретико-познавательную; практически-прикладную; культурно-воспитательную; прогностическую.

Теоретико-познавательная функция служит выявлению логических, причинно-следственных закономерных связей внутри- и межэтнических систем. К теоретико-познавательной функции относится и формирование научных гипотез и теорий. На основе проведенных исследований делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают гипотезы и специальные теории, либо формулируют новые.

Следующей функцией является практически-прикладная. При определении проблемы исследования в этнологии имеется в виду не только проверка гипотез, объяснение полученных фактов, о и практическое применение новых знаний в управленческой регулятивной деятельности. Теоретические изыскания лишь тогда обретут практическую значимость, когда будут использованы в выработке национальной политики, в корректировке управленческой деятельности. При этом практические рекомендации могут касаться перспективных направлений деятельности, а могут быть предназначены для конкретных изменений в обозримой перспективе.

Важной функцией этнологии является культурно-воспитательная. Эта функция помогает людям разобраться в сложном явлении этничности, в закономерностях и принципах этнического своеобразия и многообразия мирового сообщества. Этнология дает ключ к правильному пониманию места и роли этнического в поведении человека, в жизнедеятельности этноса и общества в целом. Нет необходимости доказывать, что вряд ли можно считать человека образованным, культурным, если он не обладает основами этнологической науки. В этом смысле роль этнологии в формировании культуры межнационального общения трудно переоценить.

[adsense]

В качестве самостоятельной ученые выделяют прогностическую функцию этнологии. Ценность этнологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные процессы и тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня решений с точки зрения предупреждения межэтнических конфликтов, стабильности этнополитической ситуации. В целом прогностическая функция направлена на определение ближайших и отдаленных перспектив этнического и межэтнического развития в конкретной стране.

Следует отметить, что многие проблемы многонациональной России, в том числе этнические конфликты, являются следствием низкого уровня этнологических знаний. Жизнь подтверждает, что в современных условиях нельзя управлять этнонациональными процессами на ощупь, опираясь только на эмпирические данные, без знания теории. Но даже современный человек, не явющийся профессиональным управленцем, не может успешно адаптироватъся к сложной и динамичной социокультурной обстановке без знания особенностей межэтнических отношений, психологических особенностей этносов, конфликтогенных фаторов и т. п. Наконец, знания различных видов этнокультурных контактов и концепций межэтнических коммуникаций дают возможностъ объяснить механизм современных этнических процессов.

Все это означает, что этнология как сравнительно новая наука и учебная дисциплина требует к себе серьезного и систематического отношения и изучения. Только при таком подходе можно рассчитывать на раскрытие многих «тайн» и неизвестных страниц этнической истории и современной картины мира.

Контрольные вопросы и задания

1. Как и когда этнология сформировалась в самостоятельную науку?
2. Каковы объект и предмет этнологии?
3. Что общего у этнологии, социальной антропологии и культурной антропологии?
4. Какова взаимосвязь этнологии и этнографии? В чем различия между ними?
5. Каковы специфические методы этнологического исследования?
6. Какие междисциплинарные научные направления сформировались на стыке этнологии и других наук?
7. Каковы социальные функции этнологии? В чем практическое значение этой науки?
8. В какой мере необходимы этнологические знания в Вашей будущей профессиональной деятельности?
9. Продумайте и сформулируйте вопросы, на которые Вы хотите получить ответы, изучая этнологию.
10. Вспомните, были ли в Вашей жизни поездки, встречи, эпизоды, когда Вы остро почувствовали недостаток знаний о народах, национальных особенностях, этнической психологии.

Литература

1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. — М., 1999.
2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 1983.
3. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. — СПб., 1994.
4. Лурье Историческая этнология. — М., 1997.
5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
6. Преображенский П.Ф. Курс этнологии. — М.-Л., 1929.
7. Садохин А.П. Этнология. — М., 2000.
8. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. — М., 1998.
9. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. — М., 1998.
10. Этнография и смежные дисциплины. — М., 1994.
11. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.
12. Этнология. — М., 1994.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 20.02.2015 — 08:35

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014