Формозов А.А. Эпический сюжет в причерноморском искусстве бронзового века

К содержанию 123-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

При изучении древнейшего искусства не раз удавалось отождествить сюжеты росписей, скульптур, гравировок с эпизодами мифов, эпических сказаний и других ранних форм художественной литературы. Немало примеров такого рода можно привести для античной вазописи или месопотамской глиптики. Убедительны параллели шведских наскальных рисунков бронзового века с текстами «Старшей Эдды». В советской литературе сделаны интересные попытки сопоставлений карельских петроглифов с «Калевалой» 1 и изображений на сибирских бляхах скифо-сарматского времени с тюркским героическим эпосом 2.

В первобытном искусстве встречаются и какие-то другие неоднократно повторяющиеся сюжеты. Они тоже скорее всего отражают эпизоды мифов или сказаний, но сами сказания до нас не дошли, и расшифровка композиций остается гадательной. Тем не менее выделение повторяющихся сюжетов в древнем искусстве представляет бесспорный интерес для истории культуры. О таком случае и пойдет речь ниже.

В 1953 г. у с. Казанки в горном Крыму было обнаружено каменное антропоморфное изваяние — одно из серии аналогичных скульптур, распространенных в III — начале II тыс. до н. э. в Северном Причерноморье. На изваянии низким рельефом обозначены лицо в виде буквы Т, руки и пояс. Все это вполне обычно для антропоморфных стел бронзового века. Необычно же то, что ниже пояса на стеле помещены две дополнительные фигурки людей. Они стоят в геральдической позе — расставив ноги, протянув друг к другу руки на уровне плеч в центре композиции и подняв полусогнутые руки над головой по ее краям (рис. 10, 7). Издавший стелу А. А. Щепинский интерпретировал это изображение как сцену ритуального танца при погребении 3.

В 1967 г. недалеко от Казанков в урочище Ак-Чокрак на территории Бахчисарайского эфиросовхоза найдено другое изваяние, очень похожее на первое. И здесь рельефно обозначены лицо в виде буквы Т, руки и пояс; и здесь ниже пояса две фигурки людей. Но есть и отличия: за пояс заткнут топор, а на оборотной стороне статуи мы видим двух животных, вероятнее всего лошадей. Они ориентированы в ином направлении, чем фигурки людей, вдоль, а не поперек длинной оси стелы и стоят одна за другой, а не в геральдической позе. Положение рук у людей также не совсем такое, как в Казанках: поднятые вверх руки находятся тут в центре композиции, а не по ее краям; руки, обращенные вовне, полусогауты и опущены (рис. 10, 2) 4. Повторение дополнительных фигур со стелы из Казанков еще на одном крымском изваянии показывает, что перед нами отнюдь не случайная деталь, а какой-то важный для создателей антропоморфных памятников сюжет. Иное положение рук у человечков; то, что двум фигуркам людей соответствуют две фигуры лошадей, заставляет с осторожностью отнестись к предположению, что и на этой стеле изображен ритуальный танец.

Нам уже приходилось писать о близких параллелях причерноморским изваяниям в мегалитических скульптурах
Франции 5. На них мы найдем не только посохи с загнутым концом, Т-образные скипетры, пояса и личины в виде перпендикулярных друг другу черт, но на одной из статуй и парные фигурки людей. На этом изображении со стелы из Мореля в департаменте Авейрон в центре композиции руки обоих людей слились в одну линию, а по краям группы опущены вниз в полусогнутом положении. Правая фигура слегка изогнута так, как будто другой человек несколько пригнул ее к земле (рис. 10, 3) 6.

А. А. Щепинский раскопал курганы, на которых стояли стелы из Казанков и Ак-Чокрака. Оказалось, что под насыпями находились захоронения в ящиках: в Казанках — в деревянном, в Ак-Чокраке — в каменном. Такие могилы теперь принято относить к памятникам кеми-обинского типа 7. А. А. Щепинский и А. М. Лесков датируют их второй половиной III—началом II тыс. до н. э. и отмечают тесную связь крымских погребений в каменных ящиках с дольменами Северо-Западного Кавказа 8. Этот вывод убедительно подтвердила находка комплекса вещей новосвободненского типа в кургане у с. Долинка на р. Чатырлык, раскопанном А. А. Щепинским в 1965 г. Особенно показательно бронзовое вилообразное орудие из этого кургана, тождественное новосвободненским.

Рис. 10. Изображения единоборства на памятниках искусства епохи бронзы в Средиземноморье. 1 — стела из Казанков; 2 — стела ия Ак-Чокрака; 3 — стела из Мореля; 4 — бронзовые вилы ив Новосвободной; 5 — стела из Бахчи-эли

Рис. 10. Изображения единоборства на памятниках искусства епохи бронзы в Средиземноморье. 1 — стела из Казанков; 2 — стела ия Ак-Чокрака; 3 — стела из Мореля; 4 — бронзовые вилы ив Новосвободной; 5 — стела из Бахчи-эли

Находка в Долинке позволяет привлечь в качестве параллели к изображениям на стелах из Казанков и Ак-Чокрака известное вилообразное орудие из раскопок Н. И. Веселовского в Новосвободной в 1898 г. На втулке этих вил помещены отлитые вместе с орудием фигурки двух людей, стоящих друг перед другом в напряженной позе борцов с поднятыми наизготовку кулаками (рис. 10, 4) 9. Это изображение проливает свет и на рельефы трех стел. На них запечатлен не танец, а поединок соперников, спешившихся со своих коней (Ак-Чокрак), единоборство, в котором уже наметился победитель (Морель).

Это в свою очередь дает нам право включить в круг исследуемых памятников стелу из Бахчи-эли около Симферополя из раскопок Н. Л. Эрнста 1924 г. При издании ее уже высказывалось предположение, что на ней изображен поединок: в центре плиты — победитель, справа от него — перевернутый вниз головой и безвольно растопыривший пальцы побежденный, вокруг — боевые топоры (рис. 10, 5) 10. Сейчас пользуется популярностью другая интерпретация этой композиции (по нашему мнению, неубедительная), однако предположение о разной природе двух персонажей перешло и сюда 11. А. А. Щепинский считает, что стела из Бахчи-эли, как и антропоморфные изваяния, создана носителями кеми-обинской культуры 12.

Итак, мы знаем в Причерноморье три стелы и литое бронзовое изображение примерно одного времени, на которых представлен сюжет, характерный для любого эпоса, — поединок 13. Парные фигурки людей достаточно часто встречаются при археологических раскопках — от этрусских могильников Италии 14 до глазковских погребений Приангарья 15. В данной связи не стоит перечислять все эти изображения. По-видимому, всюду перед нами конвергентное явление, отражающее культ близнецов, дуальное деление первобытного общества 16. Упомянем лишь не совсем обычную кавказскую статуэтку из Сарыкамыша, более близкую к нашей серии. Это два человека, обращенные лицами друг к другу и держащиеся за правую руку, поднятую до уровня плеч и согнутую в локте. А. А. Захаров думал, что это танцоры 17, но не менее вероятно, что это борьба, как и на вилах из Новосвободной.

В неопубликованных разделах монографии А. М. Золотарева «Дуальная организация первобытных народов и дуалистические космогонии» собраны кавказские легенды о борьбе двух братьев, воплощавших доброе и злое начала 18. Быть может, на вилах из Новосвободной и на крымских стелах запечатлен именно этот сюжет. Дальнейшие находки позволят проверить это предположение.

К содержанию 123-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

Notes:

  1. К. Д. Лаушкин. Онежское святилище. «Скандинавский сборник», V. Таллин, 1962, стр. 177—298.
  2. М. П. Грязнов. Древнейшие памятники героического эпоса народов Сибири. «Археологический сборник Гос. Эрмитажа», 3, 1961, стр. 7—31.
  3. А. А. Щепинский. Новая антропоморфная стела эпохи бронзы в Крыму. СА, 1958, № 2, стр. 143—148.
  4. М. Чореф. Находке 5000 лет. «Слава Труду» (Бахчисарай), 19 ноября 1966 г. Обе стелы хранятся в Бахчисарайском историко-археологическом музее.
  5. А. А. Формозов. О древнейших антропоморфных стелах Северного Причерноморья. СЭ, 1965, № 6, стр. 179—181; он же. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М., 1966, стр. 94—96.
  6. Первая публикация: F. Неrmеt. Sculptures prehistoriques dans Ies cantons de Saint-Affrique et de Saint-Sernin. Rodez, 1892.
  7. Из этого не следует, что все причерноморские стелы связаны с кеми-обинской культурой. Они известны далеко за пределами ее сравнительно узкого ареала — в Болгарии, Румынии, близ Умани, Днепропетровска, Новочеркасска. По-видимому, так же, как катакомбы и курганы, это явление культуры было свойственно разным этническим общностям.
  8. А. А. Щепинский. Культуры энеолита и бронзы в Крыму. СА, 1966, JVe 2, стр. 19; А. М. Лесков. Работы керченской экспедиции ИА АН УССР. Сб. «Археологические исследования на Украине 1965—1966 гг.». Киев, 1967, стр. 32.
  9. Т. Б. Попова. Дольмены станицы Новосвободной. М., 1963, табл. III. Предмет хранится в ГИМ.
  10. А. А. Формозов. Материалы к изучению искусства эпохи бронзы Юга СССР. СА, 1958, № 2, стр. 137—139.
  11. Б. А. Шрамко. Древний деревянный плуг из Сергеевского торфяника. СА, 1964, № 4, стр. 96—98.
  12. А. А. Щепинский. Памятники искусства эпохи ранней бронзы в Крыму. СА, 1963, № 3, стр. 43.
  13. М. П. Грязнов. Указ. соч., стр. 10.
  14. М. Hoernes, О. Menghin. Urgeschichte der Bildenden Kunst in Europa. Wien, 1925, стр. 451, рис. 9, 10.
  15. А. П. Окладников. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. МИА, № 43, 1955, рис. 139, 144, 145.
  16. А. М. Золотарев. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.
  17. A. Zакhаrоw. Material for the archaeology of the Caucasus. «Swiatowit», XV. Warszawa, 1933, рис. 33, 39.
  18. Архив ИА АН СССР, р. —2, № 10.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014