Идеи американской школы исторической этнологии, в частности Ф. Боаса, послужили толчком к зарождению этнопсихологии и на десятилетия вперед определили основные теоретические постулаты психологической антропологии. В ходе своих регулярных полевых исследований американские этнологи исторической школы накопили большой материал в области психологической антропологии.
Внимание этнологов к психологии — явление вполне закономерное, поскольку это обусловлено признанием того факта, что каждому народу присущ свой, отличный от других, психологический склад. Еще эволюционисты ссылались на психику человека как фактор зарождения и развития религиозных идей и мифологии. Французская социологическая школа в лице Леви-Брюля также обращалась к социальной психологии, пытаясь установить природу коллективных представлений и дологического мышления. Начиная с 20-х гг. XX в., психологическая антропология развивалась в рамках школы «Культура и личность», приверженцы которой пытались выяснить связь между культурой, принятой в том или ином обществе, и личностью — носителем этой культуры. Постепенно формировалось принципиальное своеобразие этнопсихологической школы в понимании категорий «культура» и «личность». Если для представителей исторической школы «культура» была основным понятием этнологической науки и главным предметом ее исследований, то сторонники этнопсихологической школы утверждали, что «культура» есть не более чем абстракция, а подлинной и первичной реальностью является индивид, личность. Поэтому, считали они, именно с изучения личности следует начинать исследование культуры каждого народа.
[adsense]
В 20-х гг. XX столетия все больше накапливались материалы полевых исследований в психологической антропологии. Все острее чувствовалась потребность в общей психоантропологической теории. Такую теорию попытался сформулировать А. Кардинер (1891 — 1981). В своих трудах «Индивид и его общество» (1937) и «Психологические границы общества» он изложил в обобщенном виде основные идеи этнопсихологической школы. Центральным понятием этнопсихологии, по Кардинеру, является понятие «основной личности», которое формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта и включает в себя такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к данной культуре и дают ему возможность достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния. По существу, «основная личность» представляет собой некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры. Поэтому вполне обоснованно распространять данные психологического изучения личности на общество в целом.
Следует отметить, что концепция «основной личности» возникла в рамках психоанализа (сам А. Кардинер изначально работал медиком-психоаналитиком) и лишь затем была перенесена на антропологическую почву. Новая концепция представлялась удобным объяснительным механизмом для интерпретации полевых исследований об изучаемых народах. Согласно этой концепции «основная личность» формируется через так называемые «первичные общественные институции» (понятие «институция» определялось А. Кардинером как средство, с помощью которого на индивид в процессе его роста и развития оказывается определенное влияние), которые включают способы жизнеобеспечения семейной организации, практику ухода за детьми, их воспитания и социализации — формирование человека в качестве члена определенного общества, усвоение им черт характера, знаний, навыков и т. п., принятых в данном обществе. «Вторичные общественные институции» (фольклор, мифология, религия) являются проекцией «основной личности», ее порождением, значительным вкладом в этнопсихологические исследования являются труды Рут Бенедикт (1887 — 1949) «Модели культуры» (1934), «Конфигурации культур в Северной Америке» (1946), «Психологические типы культур Юго-Запада» (1953). Основная идея ее работ заключается в том, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов, которые объединены культурной темой (называемые этосом культуры), определяющей не только, каким образом элементы культуры соотносятся друг с другом, но и их содержание. Религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры, вместе взятые, образуют единую неповторимую структуру. Причем в каждой культуре присутствуют только такие варианты этих элементов, которые соответствуют этосу культуры. Элементы, чуждые данному народу, не получают возможности для своего развития. Те аспекты жизни, которые кажутся наиболее важными с позиции своей культуры, могут играть незначительную роль в других культурах, ориентированных иначе, чем своя. В то же время какие-либо черты, которые имеются в собственной культуре, могут быть переосмыслены в других культурах самым невероятным образом.
Введенный в научный оборот Бенедикт термин «культурная конфигурация» обозначал особый способ соединения (сцепления) элементов культуры, создающих единое целое культуры. Каждая из культурных конфигураций является следствием уникального исторического процесса. Поэтому, по мнению Бенедикт, говорить о степени развитости той или иной культуры бессмысленно, поскольку их невозможно сравнивать.
Основываясь на данных полевых исследований племен Северной Америки и Малайзии, Бенедикт описала их в качестве четырех различных культурных конфигураций, детерминированных единой психологической темой. Она показала, что элементы культуры меняют свое значение под влиянием основной культурной темы — этоса культуры, и что они становятся частью единой культурной конфигурации.
С 40-х гг. XX в. культурно-антропологические исследования проводились в новом направлении, их доминирующей темой стало изучение национального характера. В рамках исследования национальною характера изучались сообщества людей, которые объединены общими социальными традициями и являются субъектами «нации». Однако для изучения наций оказались непригодны непосредственные полевые наблюдения и другие методики, использованные в ходе исследований культуры и личности. Автором данного направления была Маргарет Мид (1901 — 1978), разработавшая метод исследования национального характера (национальной культуры), согласно которому документы, относящиеся к современности, изучались так, как культура прошедших культур.
В этих разработках использовались приемы конфигуративистов, рассматривавших каждую культуру как конфигурацию ее элементов, определяемую единой культурной темой, т. е. этосом. Все исследования национального характера, проведенные в рамках конфигурационистского подхода, характеризовались следующими основными чертами: во-первых, все культурные элементы, присущие той или иной нации, являющейся объектом исследования, воспринимались как взаимосвязанные; во-вторых, любая национальная культура рассматривалась как детерминированная принятыми в ней моделями детского воспитания.
Исследования национального характера явились первым опытом изучения в систематизированной форме психологических аспектов культуры или национальных культур с психологической точки зрения. По существу, национальный характер отражает психологические особенности представителей той или иной нации.
В 60 — 70-е гг. XX в. появился целый ряд итоговых работ, в которых авторы излагали свою интерпретацию достижений школы «Культура и личность». Однако в целом оригинальных исследований в этой области становилось меньше. Внутри психологической антропологии образовалось несколько направлений, различающихся как по предмету своего исследования, так и по методам. Этнопсихология и психологическая антропология, воспринимавшиеся в 60-е гг. как равнозначные понятия, превратились а самостоятельные дисциплины. Этнопсихология стала восприниматься как этнонаука, изучающая представления народов о самих себе. Психологическая антропология становится одной из дисциплин, наиболее связанных с полевыми исследованиями.
Следует отметить, что все концепции, зародившиеся в психологическом направлении этнологии, хотя и внесли значительный
вклад в развитие науки, все же оказались недостаточными для
того, чтобы объяснить причины и сущность межэтнических и
межкультурных различий, равно как и механизмы функционирования и модификации этнических культур.