Этнообъединительные процессы. Межэтническая консолидация

В зависимости от конечного результата среди этнообъединителъных процессов различают межэтническую консолидацию, внутриэтническую консолидацию, этническую ассимиляцию, межэтническую интеграцию и этногенетическую миксацию.

Под межэтнической консолидацией (от лат. consolidatio — уп-лотнять, укреплять, сращивать) понимается процесс слияния нескольких родственных по языку и культуре этнических единиц в одну новую, более крупную этническую общность. Такого рода процессы могут быть названы также этногенетической консолидацией. В результате межэтнической консолидации близкородственных племен или иных небольших этнических групп складывались народности, а путем консолидации близких по языку и культуре народностей формировались многие нации (ряд наций образовался путем трансформации какой-нибудь одной народности).

Примерами такого вида консолидации являются объединение восточнославянских племен в древнерусский этнос; тюркских племен Алтая (алтай-кижи, теленгиты, телеуты и другие малочисленные племена) — в алтайский этнос; образование туркмен, сложившихся из племенных групп йомудов, теке, токленов и др. Исторические, социально-экономические, этнические и природные условия, в которых происходят конкретные процессы межэтнической консолидации, как правило, неодинаковы. Скорость консолидации зависит от уровня социально-экономического развития населения и интенсивности хозяйственных связей между его отдельными частями, характера их расселения, степени сложности этнической структуры, близости языка, культуры, религии и расы сливающихся групп, наличия или отсутствия литературного языка и т. п.

[adsense]

В итоге межэтнической консолидации не только изменяется численность тех или иных этносов, но и сокращается их число в мире, регионе или стране. Так, в СССР в результате межэтнической консолидации после переписи 1926 г. число этносов сократилось примерно на четверть.

В СССР в 20 — 30-е годы процессы межэтнической консолидации выражались в объединении этнических общностей, близких по языку и культуре, в крупные народности и нации. В результате консолидационных процессов сформировались многие народы Средней Азии, Сибири, Северного Кавказа, Закавказья. Так, мегрелы и лазы в своей основной массе консолидировались с грузинами; кыпчаки, курама и тюрки — с узбеками; мишары, кряшены и нагайбаки — с татарами и т. д.

В современный период межэтническая консолидация свойственна прежде всего населению развивающихся стран. Так, в Нигерии ряд значительных по численности этносов — хауса, йоруба, ибо, ибибио и др. — образуются из многочисленных родственных между собой племен. На севере Заира нгала, банги, нгомбе и др. объединяются в большой этнос на базе языка мингала. В Кении родственные этносы, расселенные по северному и восточному побережьям озера Виктория и именовавшиеся прежде банту Кавирондо, сливаются в единую народность лухья.

Межэтническая консолидация характерна и для ряда азиатских стран. Так, в Монголии объединяются вокруг основного халха — монгольского ядра — такие этнические группы, как дориганча, дюрбеты, баяты и др. В Индонезии проживающие преимущественно во внутренних районах Калимантана многочисленные даякские этносы обнаруживают определенную тенденцию к слиянию в единую даякскую народность.

Наиболее важной стороной процесса межэтнической консолидации может быть быстрое установление единства языка; в других случаях языковые различия сохраняются относительно долго, однако быстрее возникают определенное этносоциальное единство и зачатки общего самосознания
.

По своему масштабу межэтническая консолидация может носить как весьма широкий характер, когда в единый этнос сливается население какой-нибудь значительной территории или даже всей страны (макроконсолидация), так и сравнительно узкий характер, когда в процесс вовлечено население небольшого региона.

Межэтническая консолидация тесно связана с консолидацией внутриэтнической и может со временем перейти во вторую. Порой их бывает трудно отличить. Тем не менее, сущность этих процессов различна. В ходе межэтнической консолидации этническое самосознание изменяется, т. е. она носит этнотрансформационный характер; консолидация внутриэтническая не ведет к смене самосознания, т. е. она по своему существу этноэволюционна.

Межэтническая консолидация может осуществляться либо свободно и добровольно, либо насильственно, принудительно. Это зависит, прежде всего, от характера политического режима, установившегося в стране. Насильственная межэтническая консолидация, основанная на нарушении свободы этнического самоопределения, игнорировании этнической самобытности, антидемократична и может нанести глубокую психологическую травму малочисленным этносам.

В этот день:

Дни смерти
2014 Умер Абрам Давыдович Столяр — советский и российский историк, археолог, искусствовед, специалист по происхождению искусства.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 22.02.2015 — 19:28

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014