Этнографические данные и этногенез

Значение этнографических данных для характеристики этнического лица любого народа очевидно. В некоторых случаях особенности культуры и быта не меньше выражают этническую специфику, чем язык. Поэтому этнографические материалы и их тщательный анализ играют огромную роль в любой серьезной этногенетической работе. Это определяется целым рядом обстоятельств.

Важнейшее из них — дробность этнографической характеристики и возможность неограниченно ее увеличить, когда речь идет о современном населении. В этом отношении этнографические материалы не уступают лингвистическим данным о современных языках, дающим представление о языке во всем многообразии его диалектов. Эта полнота позволяет картографировать этнографические материалы, проследить границы каждого культурного явления и т. д. Второе обстоятельство — стойкость и относительная неизменность многих обычаев, сохранившихся почти до современности, но уходящих корнями в седую древность 1. Третье — состоит в том, что по уровню своего общественного и культурного развития многие народы находятся или находились до самого последнего времени на ступенях первобытнообщинного строя, тогда как другие, например народы Советского Союза, участвуют в строительстве социализма. Таким образом, перед глазами современного этнографа не со страниц древних рукописей и не восстановленная по фрагментарным данным языка, а зримо, воочию проходит почти вся панорама этнического развития, проделанного человеком на протяжении всей своей истории.

[adsense]

Но, с другой стороны, применение этнографических данных в этногенетических целях невозможно без многих оговорок. Основная проблема, которая встает в этой связи,— соотношение стадиального и исторического, что требует для своего решения часто большого количества данных в каждом отдельном случае. Именно недооценка трудностей этой проблемы приводила многих, например американских, исследователей к усталовлению генетических связей между этническими группами на основании сходства и в их общественном строе26. Здесь явления, имеющие стадиальный характер, без достаточных фактических оснований рассматриваются как показатель генетического родства.

Проблема соотношения стадиального и исторического нашла свое решение в гипотезе хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей, разработанной в советской этнографии27. Она свидетельствует, кстати сказать, о том, что явления, носящие стадиальный характер, не ограничиваются только общественным строем, но занимают большое место и в материальной культуре, особенности которой отражают уровень и формы хозяйства. На этом основании и выделяются хозяйственно-культурные типы, сходство культуры в пределах которых отражает не общность происхождения, а одинаковый уровень общественного развития и одинаковые формы приспособления к среде. Специфические черты, определяющие принадлежность народа к тому или иному хозяйственно-культурному типу, естественно, мало что дают для выяснения его происхождения. К тому же конкретное выделение элементов хозяйственно-культурного типа и историко-этнографической общности в большинстве случаев чрезвычайно затруднительно, так как классификация хозяйственно-культурных типов в пределах всего земного шара пока разработана лишь в общих чертах 2. В целом мы имеем достаточно подробное этнографическое районирование лишь для отдельных областей земного шара, что пока заметным образом ограничивает возможности использования этнографического материала в качестве исторического источника.

Однако эти временные трудности, зависящие от состояния изученности предмета, по самому своему характеру преходящи. Гораздо более существенны трудности, проистекающие из характера самой этнографии как науки. Многое из того, что является чрезвычайно важным в историко-этнографическом отношении, безвозвратно ушло из быта, не охваченное своевременно этнографическим исследованием. В тех случаях, когда для получения информации об этих ушедших явлениях можно прибегнуть к сочинениям, написанным несколько веков назад, и к историческим документам, чаще всего оказывается, что содержащаяся в них информация выборочна и неполна. Сравнительно-историческое сопоставлене данных, относящихся к разным народам, может дать блестящие результаты в реконструкции основных этапов развития хозяйства и общественного строя народа, но не всегда достаточно для восстановления конкретных деталей его этнической истории и его происхождения. Таким образом, сама «современность» этнографии как науки ограничивает ее возможности в сфере этногенетического исследования.

На основании всего сказанного можно заключить, что этнография в отношении ее применения в этногенетическом исследовании находится в несколько лучшем положении, чем история и лингвистика. Сравнительно-историческое сопоставление в области этнографии дает в ряде случаев более твердую основу для реконструкции древних форм культуры и быта чем в области языкознания для восстановления древних форм языка.

Хронологический диапазон ее шире, чем исторических источников. Но и она не может заглянуть в далекое прошлое отдельного народа, приоткрыть завесу над истоками этногенетического процесса без большого числа гипотез и дополнительных допущений. Последние частично не могут быть обоснованы с достаточной обстоятельностью в силу состояния самой этнографической науки, а частично требуют и всегда будут требовать привлечения смежных дисциплин.

Notes:

  1. См., напр.: Златковская Т. Д. О происхождении некоторых элементов кукерского обряда у болгар: (К вопросу о фракийских традициях у народов Юго-Восточной Европы) // Сов. этнография. 1967. № 3.
  2. См., напр.: Kroeber A. Cultural and natural areas of Northern North America. Berkeley. 1939.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 29.09.2015 — 19:08

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014