Предшествующий палеоантропологический анализ позволяет высказаться по некоторым аспектам этногенеза и этнической истории скифо-сакских племен, которые уже были неоднократно предметом дискуссии в археологической, исторической и историко-этнологической литературе и по которым до сих пор не достигнуто приемлемого соглашения между исследователями 1.
Прежде всего встает вопрос о происхождении скифов Причерноморья, или скифов в узком смысле слова. Биологическое единство их несомненно и свидетельствует о единстве их происхождения. Выше уже говорилось, что почти все исследователи, работавшие над палеоантропологическим материалом из скифских могильников Причерноморья, отмечали его значительную близость к палеоантропологический материалам из погребений эпохи бронзы в степных районах европейской части СССР. Особенно велико это сходство между скифскими палеоантропологическими материалами и аналогичными материалами из погребальных памятников срубной культуры. Биологическое единство причерноморских скифов, о котором мы только что говорили, сформировалось, следовательно, еще в эпоху бронзы приблизительно на той же территории, на которой мы застаем его в скифское время, по-видимому, в недрах населения срубной культуры. Таким образом, результаты палеоантропологических исследований позволяют поддержать гипотезу сложения скифской культуры па базе срубной культурной общности, широко аргументированную в нескольких фундаментальных археологических исследованиях 2
Переходя далее от собственно скифов к скифо-сакской общности в целом, обратим внимание в первую очередь на саков Памира. Как уже говорилось, лереднеазиатские аналогии (в широком смысле слова, с включением антропологических особенностей многих древних серий с территории Кавказа и Средней Азии) их морфологическому типу очевидны.
Как можно интерпретировать это антропологическое наблюдение в историческом плане? Более чем вероятно, что представители этой комбинации признаков проникли на территорию Кавказа и Средней Азии еще в энеолите я, во всяком случае, широко были распространены здесь в эпоху бронзы 3. Поэтому в оценке проблемы заселения Памира сакскими племенами палеоантропологические данные бессильны: оно могло иметь место и с северо-востока, как полагают такие авторитетные исследователи среднеазиатских древностей, как А. Н. Бернштам и Б. А. Литвинский (сакские племена Памира представляют собой в этом случае юго-западный форпост сакского кочевого мира), через Алайский хребет, Алайскую долину и перевалы Заалайского хребта, и с юга, через долину Вахандарьи.
[adsense]
Но в обоих случаях исходное переднеазиатское происхождение памирских саков в свете палеоантропологических наблюдений можно считать несомненным.
Происхождение той комбинации признаков, которая представлена в могильнике Тарым-Кая на Амударье, не очень ясно. В соседнем с Тарым-Кая могильнике Тумек-Кичиджик, из которого происходят несколько мужских черепов, мы сталкиваемся с еще более крупными размерами черепной коробки, но комбинация признаков в целом не повторяется, так как черепа из Тумек-Кичиджик имеют гораздо более выступающие носовые кости. Неолитические черепа из этого могильника при том же выступают носовых костей гораздо более грацильны 4. Скуловая ширина на черепах из обоих могильников — Тарым-Кая и Тумек-Кичиджик — при принятом нами масштабе оказалась средней (мужские черепа) и малой (женские черепа), но в целом для европеоидного комплекса она скорее значительная. В качестве приемлемой аналогии (особенно черепам из скифских погребений Тумек-Кичиджик) можно назвать несколько очень массивных и больших черепов из раннего Тулхарского могильника, отличающихся одновременно резко выраженными европеоидными особенностями 5. Однако существуют и различия между обеими сериями по многим признакам, а так как черепов в обоих случаях мало, остается неясным, в какой мере эти различия случайны, а в какой закономерны. Но, как уже говорилось, самостоятельное происхояедение амударьинского варианта весьма вероятно, оно идет, по-видимому, от какой-то группы среднеазиатского населения эпохи бронзы, а это означает, что в составе скифо-сакских племен Евразии можно выделить еще одну самостоятельную группу.
В связи с инфильтрацией монголоидных элементов в этническую среду, населявшую бассейн Сырдарьи, Восточный Казахстан и горные районы Алтая, вполне естественно постулирование культурных связей восточного происхождения. Исходя из палеоантропологических данных, можно не только думать о том, что процесс «великого переселения народов» начался на несколько столетий раньше, чем он зафиксирован свидетельствами исторических источников 6, но и высказаться в пользу точки зрения тех исследователей, которые видят в культуре сакских племен Казахстана и Алтая многие черты центральноазиатского происхождения 7.
Что же касается переднеазиатских влияний в мотивах и формально-стилистических особенностях великолепных образцов скифского звериного стиля из курганов Казахстана и Алтая 8, о которых немало написано, то их следует, по-видимому, оценивать как результат торговых контактов и культурной диффузии. Аналогичное значение, надо думать, имеет и факт наличия у саков Алтая лошадей переднеазиатского происхождения 9
Остается сказать несколько слов о генетических истоках населения, создавшего тагарскую культуру в Минусинских степях. Г. Ф. Дебец указывал на исключительное сходство тагарской серии с серией энеолитической афанасьевской культуры 10. Автор настоящей работы сделал попытку аргумептировать наличие генетической связи между ними 11. А. Г. Козинцев, основываясь на суммарном статистическом сопоставлении, не опровергает, по существу, эти выводы, но указывает па факт значительного сходства тагарцев и с некоторыми другими южносибирскими и казахстанскими сериями эпохи бронзы и раннего железа 12.
Как бы там ни было, можно думать, что предки тагарцев отделились от европейских групп еще в эпоху бронзы и тагарское население имеет самостоятельное по сравнению с причерноморскими скифами происхояедение, хотя и остается европеоидным. Бесспорно самостоятелен его генезис и по сравнению с другими перечисленными выше группами сакского населения.
Каков общий вывод из всех приведенных сопоставлений и соображений? Вопреки мнению тех исследователей, которые видят генетические истоки скифо-сибирских, или скифо-сакских, культур в единой этнической среде и сравнительно ограниченной территории 13, палеоантропологические данные дают возможность поддержать другую гипотезу: скифо-сакская, или скифо-сибирская, культурная общность не образует генетического единства и сложилась на базе нескольких разных по происхождению антропологически своеобразных компонентов, которые и этнически могли существенно отличаться друг от друга.
Notes:
- Обзор разнообразных точек зрения на этногенез скифов и указания на источники и литературу см.: Minns Е. Scythians and Greeks. Cambridge, 1913; Ростовцев M. И. Скифия и Боспор. Критическое обозрение памятников литературных и археологических. Пг., 1925; Граков Б. Н., Мелюкова А. И. Об этнических и культурных различиях в степных и лесостепных областях европейской части СССР в скифское время // Вопросы скифо-сарматской археологии. М., 1954; Погребова И. Н. Состояние .проблем скифо сарматской археологии к конференции НИМК АН СССР 1952 г. // Вопросы скифо-сарматской археологии; Хазанов А. М. Указ. соч.; Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен: Опыт реконструкции скифской мифологии. М., 1977; Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия: Ист.-геогр. анализ. М., 1979. ↩
- Граков Б. Н. Скифы; Он же. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). М., 1977; Артамонов М. И. Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV в. до н. э.). Л., 1974. ↩
- Кроме указанной выше сводки В. В. Гинзбурга и Т. А. Трофимовой, по палеоантропологии Средней Азии см.: Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа: (Краниол. исслед.). М., 1974. ↩
- Трофимова Т. А. Неолитические черепа кельтеминарской культуры из могильника Тумек-Кичиджик в северной Туркмении//Этнография и археология Средней Азии. М., 1979. ↩
- Кияткина Т. П. Черепа эпохи бронзы с территории юго-западного Таджикистана // Мандельштам А. М. Памятники эпохи бронзы в южном Таджикистане. Л., 1968. (Материалы и исслед. по археологии СССР; № 145).
↩ - См. об этом: Debetz G. Paleoanthropologie de 1’Eurasie septentrionale // VI Congr. Intern, des sci. prehist. et protohist: Докл. сов. делегации. M., 1962. ↩
- Наиболее полная сводка данных: Киселев С. В. Указ. соч. ↩
- Кроме книг С. И. Руденко, указанных в примеч. 6, см.: Руденко С. И. Горноалтайские находки и скифы. М.; Л., 1952; Он же. Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тысячелетия до н. э.). М., 1961; Он же. Сибирская коллекция Петра I // Археология СССР. Свод археологических источников, Д 3-9. М.; Л., 1962; Акишев К. А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М., 1978; Грязное М.П. Аржан. Царский курган раннескифского времени. Л., 1980. ↩
- Витт В. О. Лошади Пазырыкских курганов//Сов. археология. М.; Л., 1952. Т. 16. Ср.: Цалкин В. И. К изучению лошадей из курганов Алтая//Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1952. № 24. ↩
- Дебец Г. Ф. Палеоантропология СССР. ↩
- Алексеев В. П. Палеоантропология Хакасии эпохи железа. ↩
- Козинцев А. Г. Указ. соч. ↩
- См., напр.: Членова Н. Л. Скифский олень // Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1962. № 115; Артамонов М. И. Сокровища саков. ↩