Идентификация (от лат. identificare — отождествлять) — уподобление, отождествление индивида с кем-либо или чем-либо (группой, коллективом), помогающее ему успешно усваивать свои нормы и ценности, процесс перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей его внешнего окружения. Идентификация служит основой процесса подражания, т. е. не насильственного, а свободного выбора человеком тех качеств, умений и ценностей, какими он хотел бы обладать.
Различают два уровня идентичности. Первый уровень — личностно-психологический — осознание человеком, кто есть я. Второй уровень — социально-психологический, когда представления о себе формируются как производное от осознания человеком своей причастности к определенной социальной группе.
Разновидностью социально-психологической идентичности является этническая идентичность — осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу. Общеизвестно, что каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. При этом этническая идентичность приобретается не самопроизвольно, а по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде. Если родители ребенка принадлежат к одной и той же этнической группе, и его взросление проходит в ней, то не возникает проблемы этнического самоопределения. Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения служит подражание. Он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения.
[adsense]
Социально-психологическая ценность этнической идентичности очень высока, поскольку она удовлетворяет, с одной стороны, потребность в самобытности и независимости от других людей, с другой — потребность в принадлежности к группе и защите. Этническая идентичность выступает психологической основой этнополитической мобилизации, которую следует рассматривать как готовность людей, объединенных по этническому признаку, к групповым действиям по реализации этнических интересов.
Этническая самоидентификация — сознательный акт этнического самоопределения человека, отнесения самого себя к определенной этнической общности. Этническая самоидентификация представляет собой второй этап осознания личностью идентичности (определение сходства) вслед за выделением различий с другими этносами согласно известной психоидентификационной формуле «мы — они».
В процессе этнической самоидентификации выделяются две стороны: качественная, т. е. структура элементов, его составляющих, и
процессуальная — система факторов, обусловливающих динамику его протекания. Обычно факторы этнической самоидентификации сосредоточиваются в основном на трех началах: родители, язык и этническое самосознание. Однако происходит увеличение количества идентификаторов с ростом образования и квалификации человека, переориентация на осознание, рационалистические признаки самоидентификации.
В огромном большинстве случаев человек причисляет себя к тому народу, к которому принадлежат его родители. Если, например, в семье говорят по-русски и ребенка с самого начала сознательной жизни окружает культурно-бытовая обстановка, характерная для русского народа, то естественно, что ребенок этот, когда станет взрослым, будет считать себя русским. Очень важно для определения этнической самоидентификации также и то, в каком этническом окружении живет семья. Если семья живет среди того народа, к которому она сама принадлежит, то определение этнической самоидентификации детей, выросших в такой семье, не вызывает, как правило, никаких затруднений. Этническое самосознание в подобных случаях складывается на протяжении всего развития детей до достижения ими зрелости, формируется в тесной связи с воспитанием и образованием в семье и в школе, а затем и на работе и передается от поколения к поколению на всем пути исторического существования народа.
Сложнее обстоит дело с этнической самоидентификацией в тех случаях, когда родители принадлежат к разным этносам. Вопрос о том, какой этнос выберет ребенок — материнский или отцовский — решается в зависимости от конкретной обстановки, в которой живет семья, от языка, преобладающего в ее быту, от семейных, культурно-бытовых традиций и навыков, наконец, от окружающей этнической среды. Если, например, смешанная русско-украинская семья живет в Москве, то дети, скорее всего, будут считать себя русскими; если такая семья живет в Киеве, то больше шансов, что дети при получении паспорта назовут себя украинцами. При прочих равных условиях в смешанных семьях чаще всего преобладают язык и культурно-бытовая обстановка народа матери, к которому и причисляют себя дети по достижении совершеннолетия.
Имеют значение и другие обстоятельства, такие как численность народов, из которых происходят отец и мать, их уровень хозяственного и культурного развития, роль в общественно-политической жизни страны, где живет семья. Естественно, например что дети от смешанных браков русских с другими народами России в большинстве случаев будут считать себя русскими, если они живут в областях и краях Российской Федерации. Однако в подобных же смешанных семьях, живущих в республиках Российской Федерации или в государствах ближнего зарубежья, дети могут самоидентифицировать себя с титульным народом.
Большую роль в этнической самоидентификации играет также происхождение отдельного человека, семьи или целой группы населения. Как известно, многие народы, живущие в настоящее время рассеянно в разных странах и в различном этническом окружении, часто переходят на язык своих соседей и принимают их характерные культурно-бытовые навыки. Тем не менее, отдельные люди, семьи или группы, предки которых принадлежали к таким народам, долго помнят о своем происхождении, проявляют интерес к своему родному этносу. Это наблюдается, например, у евреев, которые почти повсюду ассимилируются с другими народами. Обычно евреи разных стран в своем большинстве не только говорят, но и думают на языке окружающего населения, они также почти не отличаются от соседних народов и по своему быту и культуре и часто не сохраняют даже ритуалы и обычаи иудаизма.
Однако многие из них продолжают считать себя евреями и проявляют большой интерес к прошлой и современной жизни евреев. То же происходит и с ирландцами, армянами, татарами, греками и другими народами, живущими вне своей основной этнической территории, особенно в городах. Очень сложен вопрос об этнической самоидентификации различных групп тех народов, в состав которых сравнительно недавно вошли выходцы из разных стран. К числу таких народов, представляющих собой по происхождению своего рода этнический конгломерат, относится большинство новых этносов Америки, в том числе и самой крупной из них — собственно американцев, составляющих основное население США. В данном случае понятие «американец» означает принадлежность не к этносу, а к государству. Наряду с этим существует в США и этническая самоидентификация.
В СССР существовал порядок, согласно которому национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, зафиксированной в паспортах. Только в том случае, если родители принадлежали к различным национальностям, человек мог по достижении совершеннолетия самостоятельно определить, какую из этих национальностей он предпочитает указать в собственном общегражданском паспорте.
В действующей Конституции РФ сформирован иной подход к данной проблеме. Указание собственной национальности — это не обязанность, а право человека. При этом определение национальной принадлежности осуществляется с учетом субъективного фактора, т. е. на основании самоидентификации, самоопределения человека в решении этого вопроса.