Дреговичи

Начальная летопись отводит дреговичам пространство между Припятью и Западной Двиной: «… седоша межю Припетью и Двиною и нарекошася дреговичи» (ПВЛ, I, с. 11). Этноним племени произведен от «дрегва» (белорусск.— трясина в болоте; смоленское диалектное — болото, зыбун, трясина; украинск. «дряговина» — болото; литовск. «dregnas» — сырой, влажный (Фасмер М., 1964, с. 536—537). Дреговичи — обитатели сырой, болотистой местности. Область дреговичей — Припятское Полесье — характеризуется сильной заболоченностью. В русских летописях дреговичи упоминаются до середины XII в. (ПВЛ, I, с. 13, 200; ПСРЛ, II, с. 330). Названы они и в одчинений византийца Константина Порфирогенета (Константин Багрянородный. Сочинения «о фемах …», с. 75). Из письменных сообщений видно, что дреговичи были отдельным племенем, жившим самобытно, имевшим собственную территорию и, до вхождения в состав Киевской Руси,— свою политическую организацию, свое «княжение».

В XIX — начале XX в. историки древней Руся пытались очертить ареал дреговичей на основе политических границ Туровской земли (Завитневич В. 3., 1886, с. 576-578; Довнар-Заполъский М. В., 1891, с. 57; Грушевский А. С., 1901, с. 16). Однако, хотя основным ядром населения Туровской земли и были дреговичи, границы этой земли в XII в. уже во многих местах значительно расходились с племенными. Вполне определенно дреговичскими летописи называют Случеск и Клеческ (под 1116 и 1149 гг.). Дреговичским городом был также Туров. Хотя в летописях об этом не говорится прямо, но анализ летописных данных позволяет считать, что этот город не только был расположен в земле дреговичей, но и являлся их племенным центром (Насонов А. Н., 1951а, с. 150; Рыбаков Б. А., 1960, с. 24, 25). Других географических пунктов для определения границ расселения дреговичей в письменных документах нет.

Н. П. Барсов пытался очертить область дреговичей на основе распространения географических названий XIX в., близких по звучанию к этнониму этого племени (Барсов Н. П., 1885, с. 124-126; Андрияшев А. М., 1887, с. 29). Однако часть названий, использованных исследователем, видимо, происходит не от дреговичей, а от термина «дрегва», другая часть (например, Старые Дороги, Дорожки, Дорошевичи и др.) не имеет ничего общего с этнонимом. Неправомерность использования подобных топонимов для определения дреговичской территории показал Е. Ф. Карский (Карский Е. Ф., 1903, с. 66). Основным источником изучения территории и истории дреговичей остаются данные археологии, среди которых первостепенная роль принадлежит курганным материалам.

Первые раскопки курганов в земле дреговичей относятся к началу прошлого столетия. Известный исследователь литовских древностей Т. Нарбут в 1810 и 1811 гг. раскопал несколько курганов на восточной окраине дреговичской территории, в окрестностях Быхова и Рогачева (Narbutt Т., 1837, s. 574, 576). В середине и второй половине XIX в. раскопками дреговичских курганов занимались многие исследователи. К. П. Тышкевич производил исследование в срединной и северной частях ареала дреговичей близ Селища, Гребня, Белкевичей, Видогощ, Старого Бобра, Борисова и Логойска (Тышкевич К., 1865, с. 19, 35, 46—48). Близ Логойска и Заславля копал курганы Н. М. Турбин (Указатель памятников, с. 131, 132).

В 70-х годах XIX в. раскопками курганов занимались М. Ф. Кусцинский (Указатель памятников, с, 158-161), Г. X. Татур (Татур Г, X., 1893а, с. 69-85; 18936, с. 389, 390; 1897, с. 115-117) и Р. Г. Игнатьев (Игнатьев Р. Г., 1878; 1880, с. 221-223). В следующем десятилетии исследование курганов производили Н. Мышенков (Мышенков Н., 1892, с. 59—97), Н. Я. Янчук (Указатель памятников, с. 140, 141), Н. П. Авенариус (Авенариус Н. П., 1893, с. 42) и другие.

Основным же исследователем дреговичских курганов был и остается до настоящего времени В. 3. Завитневич. В течение 1885—1892 гг. он раскопал около 700 погребальных насыпей в 82 могильниках, расположенных в разных местах территории дреговичей — в бассейне Припяти, на Днепре, в бассейне Березины и в верховьях Немана (Завитневич В. 3., 1886, с. 569-601; 1890а, с. 1-29; 18906, с. 11-15; 1892, с. 11-72; 1893, с. 60-62; 1894а, с. 121-124; 18946, с. 124-153).

После В. 3. Завитневича раскопки курганов в земле дреговичей не проводились вплоть до 20-х годов XX в., если не считать раскопок Е. Р. Романова в дреговичско-радимичском пограничье и исследований Ю. В. Шавельского в смешанной кривичско-дреговичской полосе.

В 20—30-х годах XX в., когда белорусские археологи развернули серьезную деятельность по выявлению, обследованию и раскопкам археологических памятников в Белоруссии, было раскопано около 400 дреговичских курганов. Наиболее крупные исследования принадлежат А. Н. Лявданскому, С. А. Дубинскому и И. А. Сербову. Кроме того, раскопками курганов дреговичей занимались В. П. Сущинский, А. 3. Коваленя, С. С. Шутов, И. Р. Колодкин и М. Н. Конвисаров. Вещевые коллекции и полевая документация исследований белорусских археологов погибли во время Великой Отечественной войны. Результаты раскопок некоторых курганов были напечатаны исследователями, о других имеется лишь краткая информация (Ляуданскі А. Н., 1925, с. 86, 87, 96-101; 1928в, с. 1-92; 19306, с. 254-258; 1932, с. 230-235; ДубінскіС. А., 1928, с. 510-512; Сербау I. А., 1927, с. 193-231; Каваленя А. 3., Шутау С. С., 1930, с. 365-368).

В 30-годах XX в. небольшие раскопки курганов на западе дреговичской территории произведены польскими археологами Е. Голубович и М. Новаком (Cehak-Holubowiczowa Н., 1938,s. 183-196). В послевоенные годы исследованиями дреговичских курганов в Припятском бассейне занимались Ю. В. Кухаренко, Б. В. Миролюбов, П. Ф. Лысенко (Кухаренко Ю. В., 1961, с. 20-22; Лысенко П. Ф., 1969а, с. 139; 19696, с. 43—55). Небольшие исследования проводились и в других местах дреговичского ареала (Ширинский С. С., 1965, с. 121-123; Риер Я. Г., 1976, с. 179—185). В верховьях р. Птичь курганы копали Г. В. Штыхов и В. Е. Соболь (Штыхов Г. В., Соболь В. Е., 1978, с. 428, 429).

Первая попытка исторической интерпретации археологического материала, собранного в земле дреговичей, принадлежит В. 3. Завитневичу. Уже в одной из ранних работ исследователь высказал предположение, что для погребального обряда дреговичей характерны трупоположения в основаниях курганных насыпей. В последующих трудах В. 3. Завитневич проводил ту же точку зрения. Открывая в раскопках трупоположения в грунтовых ямах под курганами, исследователь относил их к иноплеменникам, переселившимся в дреговичский регион из областей древлян и полян, где, по его мнению, господствовали захоронения в подкургаяных ямах. На юге граница дреговичей, по В. 3. Завитневичу, проходила по правому берегу Припяти, а на юго-западе — по водоразделу Припяти и Буга. На северо-западе к дреговичам относился Черниковщинский курганный могильник, расположенный в верховьях Немана. Оказалось, что северная и восточная границы дреговичского ареала определению не поддаются, так как курганные трупоположения на горизонте распространены также у кривичей-полочан и радимичей. В. 3. Завитневичу пришлось очертить северную границу расселения дреговичей на основе рубежа между Туровским и Полоцким княжествами, а за восточные пределы принять Днепр.

Хотя выводы В. 3. Завитневича и были использованы в трудах А. С. Грушевского, Е. Ф. Карского и других исследователей, они не получили признания археологов. В работе А. А. Спицына «Расселение древнерусских племен по археологическим данным» (Спицын А. А., 1899в, с. 325—327) выделенная В. 3. Завитневичем деталь погребальной обрядности не вошла в число существенных признаков курганов дреговичей. А. А. Спицын в этой статье впервые подметил характерные для дреговичей признаки — перст-необразные височные кольца с заходящими концами, крупные зерненые бусы и присутствие деревянных срубов или теремков внутри курганных насыпей.
В начале 50-х годов XX в. курганы южной Белорусии были объектом исследования А. В. Успенской (Успенская А. В., 1953, с. 97—124). Вслед за А. А. Спицыным она выделяет в качестве дреговичских признаков крупнозерненые бусы и перстне-образные полутораоборотные височные кольца. Домовины в курганах, как и присутствие над покойниками остатков кострищ, она относит к второстепенным признакам. Картографирование этих особенностей позволило А. В. Успенской очертить территорию, близкую в общих чертах к той, которая предлагается в настоящей работе.

В упоминавшемся исследовании Е. И. Тимофеева, посвященном юго-западным племенам (Тимофеев Е. И., 1961а), утверждается, что в XI—XIII вв. у дреговичей господствовал обряд погребения умерших в основаниях курганов. Курганы с трупоположепиями в ямах на дреговичской территории, по мнению Е. И. Тимофеева, оставлены не дреговичами, а выходцами из более южных районов.

Анализ и картография деталей курганного погребального обряда и вещевых инвентарей в междуречье Припяти и Западной Двины (Седов В. В., 1963а, с. 112—125; 19706, с. 77—91) показали, что самым важным этноопределяющим признаком дреговичей являются крупные металлические бусы, покрытые зернью (табл. XXIX, 5, 11-13, 17-21). В литературе эти украшения иногда называются бусами минского типа. Однако они не связаны ни с Минском, ни с территорией Минского княжества. Вернее называть их дреговичскими бусами.

Такие бусы в составе ожерелий на территориях расселения других восточнославянских племен почти неизвестны. С этноопределяющими украшениями кривичей, радимичей, вятичей, словен новгородских и северян они не коррелируются. Более того, дреговичские бусы, как правило, отсутствуют в тех курганных группах, где встречены височные украшения других славянских племен. В пограничных кривичско-дреговичских и дреговичско-радимичских районах курганы, в которых найдены зерненые бусы, образуют отдельно стоящие группы. Таков, например, курганный могильник IV в окрестностях Заславля. Все это позволяет считать крупные зерненые бусы этноопре-деляющими украшениями дреговичей.
Перстнеобразные полутораоборотные височные кольца нельзя считать исключительно дрегович-скими. Однако они могут быть использованы для уточнения северной и восточной границ расселения дреговичей, так как обычно не встречаются ни в кривич-ских, ни в радимичских курганах.

Карта 15. Курганы дреговичей.  а — могильники с дреговичскими бусами; 6 — могильники с находками браслетообразных завязанных височных колец; в — могильники с находками семилучевых колец; г — могильники с типично древлянскими курганами; д — могильники с типично Полянскими курганами; є — могильники с находками ромбощитковых височных колец; ж — прочие курганные могильники, включающие насыпи с трупосожжениями; з — курганные могильники, содержащие исключительно трупоположения; и — каменные курганы; к — каменные могильники; л — восточнолитовские курганы 1 — Вишнево; 2 — Орловичи; 3 — Марулины; 4 — Ладеники; 5—Бретянка; 6 — Сулятичи; 7 — Сокольники; 8 — Мольничи; 9 — Платово; 10 — Новогрудок; 11 — Кореличский Тракт; 12 — Соленики; 13 — Городиловка; 14 — Селец; 15 — Коросто-во; 16 — Ботаревка; Т! — Волковичи; 18 — Высокое; 19 — Шведы; 20 — Козаровщина; 21 — Ленковщизна; 22 — Городилово; 23—Раков; 24 — Черниковщина; 25 —Рубилки; 25а — Дворище; 26 — Слобода; 27 — Языль; 28 — Гребень; 29 — Скорыничи; 29а — Менка; 30 — Лошица; 31 — Рыловщина; 32 — Петровщина; 33 — Заславль IV; 34 — Радошковичи; 35 — Буды — Лысая Гора; 36 — Видогоще; 37 — Марковщина; 38— Соломоречье; 39 — Заречье; 40 — Ошмянцы; 41 — Селище; 42 — Красный Бор; 43 — Козыри; 44 — Слаговище; 45 — Логойск; 46 — Свидино; 47 — Прудище; 48 — Точилище; 49 — Малое Стахово; 50 — Борисов; 51 — Оздятичи; 52 — Нивки; 53 — Муров Замок; 54 — Побережье-Мурава; 55 — Жуковец; 56 — Ездиная Поляна; 57 — Прибор; 5S — Высокая Гора; 59 — Дулебы-Забродье; 60 — Девошицы; 61 — Молотовка; 62 — Эсьмоны; 63 — Гродзянка; 64 — Озерище; 65 — Нечча; 66 — Горожка; 67—Горожа; 68 — Брицаловичи; 69 — Устиж; 70 — Перекаль; 71 — Вирков; 72 — Леневка; 73 — Несята; 74 — Клясино; 75 — Ольса; 76 — Ясень (Курганье); 77 — Ясень, (Заречье); 78 — Игнатовна; 79 — Любоничи; SO — Кострицкая Слобода; 81 — Рудня Кострицкая; 82 — Селище; S3 — Мох-ровичи; 84 — Напева Слобода; 85 — Шираевщи-на; 86 — Волосовичи; 87 — Александров; 88 — Поповщина; 89 — Добосна; 90 — Вишенки; 91 — Колосы; 92 — Задрутье; 93 — Гадиловичи; 94 — Старца; 95 — Мадора; 96 — Курганье; 97 — Веточка I; 98 — Веточка II; 99 — Солоное; 100 — Кордон; 101— Гориводы; 102 — Горошков; 103 — Казазаевка; 104 — Адамовка; 105 — Степановка; 106 — Леваши; 707 — Холмечь (Заужелье); 108 — Холмечь (Дубровицы); 109 — Чаплин; 110 — Колпень; 111 — Мохов; 112 — Лоев; 113 — Сенское; 114 — Малейки; 115 — Микуличи; 116 — Пожарки; 117 — Акулинка; 118 — Прудок; 119 — Лешня; 120 — Борисковичи; 121 — Стрыгалово (Перекрестье); 122 — Стрыгалово (Буклевка); 123 — Стрыгаловская Слобода (Туровское Болото); 124 — Стрыгаловская Слобода (Городок); 125 — Глиница; 126 — Велавск; 127 — Мицуры; 128 — Копаткевичи; 129 — Ванюжицы; 130 — Комаровичи; 131 — Любны; 132 — Макаровичи-Петровичи; 733 — Макаровичи II; 134 — Макаровичи I; 135 — Языль; 136 — Огородники-Подозеры; 137 — Гольчицы; 138 — Нежаровские Хутора; 139 — Уречье; 140 — Погост; 141 — Митявичи; 142 — Иванские Огородники; 143 — Мелковичи; 144 — Стомогилы; 145 — Тесное; 146 — Копыль; 147 — Дяковичи; 148 — Семурадцы; 149 — Хильчицы; 150 — Рычево; 151 — Отвержичи; 152 — Теребежова; 153 — Видибор; 154 — Пинск; 155 — Ясенец; 156 — Малые Круговичи; 157 — Наруцевичи На врезке: ареал дреговичей и находки дреговичских бус вне этого ареала 1 — Загорье; 2 — Матюшина Стена; 3 — Войская; 4 — Ратайчицы; 5 — Свищево; 6 — Тростяница; 7 — Будераж; 8 -Олевск; 9 — Андреевичи; 70 — Леплява

Карта 15. Курганы дреговичей.
а — могильники с дреговичскими бусами; 6 — могильники с находками браслетообразных завязанных височных колец; в — могильники с находками семилучевых колец; г — могильники с типично древлянскими курганами; д — могильники с типично Полянскими курганами; є — могильники с находками ромбощитковых височных колец; ж — прочие курганные могильники, включающие насыпи с трупосожжениями; з — курганные могильники, содержащие исключительно трупоположения; и — каменные курганы; к — каменные могильники; л — восточнолитовские курганы
1 — Вишнево; 2 — Орловичи; 3 — Марулины; 4 — Ладеники; 5—Бретянка; 6 — Сулятичи; 7 — Сокольники; 8 — Мольничи; 9 — Платово; 10 — Новогрудок; 11 — Кореличский Тракт; 12 — Соленики; 13 — Городиловка; 14 — Селец; 15 — Коросто-во; 16 — Ботаревка; Т! — Волковичи; 18 — Высокое; 19 — Шведы; 20 — Козаровщина; 21 — Ленковщизна; 22 — Городилово; 23—Раков; 24 — Черниковщина; 25 —Рубилки; 25а — Дворище; 26 — Слобода; 27 — Языль; 28 — Гребень; 29 — Скорыничи; 29а — Менка; 30 — Лошица; 31 — Рыловщина; 32 — Петровщина; 33 — Заславль IV; 34 — Радошковичи; 35 — Буды — Лысая Гора; 36 — Видогоще; 37 — Марковщина; 38— Соломоречье; 39 — Заречье; 40 — Ошмянцы; 41 — Селище; 42 — Красный Бор; 43 — Козыри; 44 — Слаговище; 45 — Логойск; 46 — Свидино; 47 — Прудище; 48 — Точилище; 49 — Малое Стахово; 50 — Борисов; 51 — Оздятичи; 52 — Нивки; 53 — Муров Замок; 54 — Побережье-Мурава; 55 — Жуковец; 56 — Ездиная Поляна; 57 — Прибор; 5S — Высокая Гора; 59 — Дулебы-Забродье; 60 — Девошицы; 61 — Молотовка; 62 — Эсьмоны; 63 — Гродзянка; 64 — Озерище; 65 — Нечча; 66 — Горожка; 67—Горожа; 68 — Брицаловичи; 69 — Устиж; 70 — Перекаль; 71 — Вирков; 72 — Леневка; 73 — Несята; 74 — Клясино; 75 — Ольса; 76 — Ясень (Курганье); 77 — Ясень, (Заречье); 78 — Игнатовна; 79 — Любоничи; SO — Кострицкая Слобода; 81 — Рудня Кострицкая; 82 — Селище; S3 — Мох-ровичи; 84 — Напева Слобода; 85 — Шираевщи-на; 86 — Волосовичи; 87 — Александров; 88 — Поповщина; 89 — Добосна; 90 — Вишенки; 91 — Колосы; 92 — Задрутье; 93 — Гадиловичи; 94 — Старца; 95 — Мадора; 96 — Курганье; 97 — Веточка I; 98 — Веточка II; 99 — Солоное; 100 — Кордон; 101— Гориводы; 102 — Горошков; 103 — Казазаевка; 104 — Адамовка; 105 — Степановка; 106 — Леваши; 707 — Холмечь (Заужелье); 108 — Холмечь (Дубровицы); 109 — Чаплин; 110 — Колпень; 111 — Мохов; 112 — Лоев; 113 — Сенское; 114 — Малейки; 115 — Микуличи; 116 — Пожарки; 117 — Акулинка; 118 — Прудок; 119 — Лешня; 120 — Борисковичи; 121 — Стрыгалово (Перекрестье); 122 — Стрыгалово (Буклевка); 123 — Стрыгаловская Слобода (Туровское Болото); 124 — Стрыгаловская Слобода (Городок); 125 — Глиница; 126 — Велавск; 127 — Мицуры; 128 — Копаткевичи; 129 — Ванюжицы; 130 — Комаровичи; 131 — Любны; 132 — Макаровичи-Петровичи; 733 — Макаровичи II; 134 — Макаровичи I; 135 — Языль; 136 — Огородники-Подозеры; 137 — Гольчицы; 138 — Нежаровские Хутора; 139 — Уречье; 140 — Погост; 141 — Митявичи; 142 — Иванские Огородники; 143 — Мелковичи; 144 — Стомогилы; 145 — Тесное; 146 — Копыль; 147 — Дяковичи; 148 — Семурадцы; 149 — Хильчицы; 150 — Рычево; 151 — Отвержичи; 152 — Теребежова; 153 — Видибор; 154 — Пинск; 155 — Ясенец; 156 — Малые Круговичи; 157 — Наруцевичи
На врезке: ареал дреговичей и находки дреговичских бус вне этого ареала
1 — Загорье; 2 — Матюшина Стена; 3 — Войская; 4 — Ратайчицы; 5 — Свищево; 6 — Тростяница; 7 — Будераж; 8 -Олевск; 9 — Андреевичи; 70 — Леплява

Учитывая сказанное, собственно дреговичскую территорию X—XII вв. можно очертить в следующих пределах (карта 15). Южная граница дреговичей проходила южнее Припяти. Разделительной полосой между дреговичами и древлянами были болотистые районы, где поселений почти нет и в настоящее время. Выше, в связи с характеристикой курганов древлян, отмечалось проникновение дреговичей в северо-западные районы древлянской земли. О такой инфильтрации свидетельствуют могильники Андреевичи и Олевск в верховьях Уборти, где в курганах найдены дрего-вичские зерненые бусы.

Восточной границей собственно дреговичской территории служило поречье Днепра. Поскольку Днепр в древнерусское время был одним из важнейших путей, связывающих южнорусские земли с севе-рорусскими, то по его берегам встречаются курганные могильники, содержащие захоронения различных племен. В поречье Днепра раскопаны курганы не только дреговичей и радимичей, но и кривичей, сло-вен новгородских и других племен. Курганы дреговичей в основном сосредоточены на правом берегу Днепра. Однако отдельные курганные могильники, где найдены дреговичские бусы, проникают и на левобережье Днепра, на территорию радимичей. Таковы, в частности, курганы, исследованные в Рогачевском р-не Могилевской обл. в четырех пунктах — близ Кордона и Гадиловичей, и два могильника в окрестностях с. Веточки (Соловьева Г. Ф., 1967а, с. 10-13).

На севере произошло частичное территориальное смешение дреговичей с кривичами. Северо-восточная граница дреговичей проходила примерно по водоразделу Друти и Березины, а па севере — по линии Борисов — Заславль. На северо-западе к ареалу дреговичей принадлежали верховья Неманского бассейна, та часть, которая примыкает к рекам Днепровского бассейна. На западе естественным рубежом между дреговичской территорией и Брестским Побужьем были обширные болотистые пространства (так называемое Выгоновское болото).

Дреговичи приняли участие также в освоении Брестского Побужья и Верхнего Понеманья. Однако эти места не могут быть отнесены к собственно дреговичской территории, так как дреговичи были не единственным восточнославянским племенем, заселившим их.

Древнейшими славянскими памятниками на дреговичской территории являются поселения и мо-гильники VI—VII вв., принадлежащие к кругу древностей с керамикой пражско-корчакского типа. Они известны лить в самой южной части дреговичской территории, к основном по Припяти или близ нее.

Припятская группа памятников с керамикой типа Луки-Райковецкой (карта 10) отделена от других областей с аналогичными памятниками большими труднопроходимыми, не пригодными для заселения болотами. Эта болотистая полоса позднее, в X—XII вв., стала разделительным рубежом между дреговичами и древлянами. По-видимому, территориальная обособленность припятской группы носите-лей культуры пражско-корчакской керамики и явилась причиной формирования отдельного славянского племени дреговичей. Таким образом, основная часть поселений и могильников будущих дреговичей концентрировалась в VI—VIII вв. в той части Припятского Полесья, где позднее был основан их племенной центр — Туров.

Севернее Припяти в то время жили балты. Их древности представлены поселениями с керамикой типа Тушемли—Банцеровщины и Колочина, грунтовыми могильниками с трупосожжениями с той же керамикой и отдельными вещами, имеющими аналогии в древностях литовско-латышских земель.

Начало славянского освоения земель севернее Припяти хорошо отражено курганным материалом. Наиболее ранние курганы с трупосожжениями, сопровождаемыми лепными горшками, относятся к IX столетию. Такие курганы, помимо тех областей, которые уже в VI—VIII вв. были бесспорно славянскими, известны севернее Припяти — в верховьях рек Случь и Оресса (Нежаровские хутора, Огородники), на правом берегу Днепра (Леваши — Казаков сад) и по Березине (Волосовичи, Любоничи — Бутьков Лог, Большая Ольса, Красный Берег, Прибор, Оздятичи, Староселье, Точилище). По берегам Птичи, Свислочи и Лани курганы с лепными урнами неизвестны. Распространение таких курганов отражает историю и пути массового славянского расселения в правобережной части Верхнего Поднепровья. Очевидно, основной поток славянского населения направился на север из поречья Припяти по Днепру и Березине. Картография дреговичских курганов с трупосожжениями, сопровождаемыми гончарными сосудами и, следовательно, относящимися уже к X или самому началу XI в., подтверждает эту мысль. В поречье Днепра, между Припятью и Березиной и в бассейне Брагинки, сосредоточено около половины, а на Березине — около четверти всех исследованных дреговичских курганов с захоронениями по обряду кремации.

Кроме направления Брагинка — Днепр — Березина, дреговичи расселялись по левым притокам Припяти — Случи, Птичи, Лани и др. О том, что заселение левобережной части Припятского Полесья и бассейна Березины происходило из южной части Припятского бассейна, свидетельствуют и материалы ономастики. Славянские водные названия левобережной части Припятского бассейна, нижней ж средней Березины имеют многочисленные параллели в южной, правобережной части Полесья. Таковы, например, Случь, Гривка, Дубравка, Железница, Тростянец, Став.

Дреговичские курганы с трупосожжениями по устройству и деталям погребального ритуала ничем не выделяются среди синхронных курганных насыпей других восточнославянских земель. В большинстве курганов присутствуют остатки кострищ. Это или погребальные кострища, на которых сжигали умершего, или ритуальные (умершего в этом случае сжигали на стороне). Судя по тому, что черепные кости в некоторых трупосожжениях находятся в западной части погребального костра, можно полагать, что умерших клали на костре головой к западу, т. е. лицом к востоку, навстречу лучам восходящего солнца (Мышенков Н., 1892, с. 89, 90). Кострища устраивались или в основаниях курганов, или выше оснований, когда нижняя часть насыпи уже была сооружена. Остатки трупосожжений собирали и помещали кучкой в основаниях курганов или в их верхней части. В северной части дреговичского ареала отмечены случаи сожжения умерших в четырехугольных домовинах, устроенных в курганах (Большая Ольса, Красный Берег). Около трети дреговичских трупосожжений помещены в глиняные сосуды или накрыты ими, остальные — безурновые.

В восьми курганах, исследованных В. 3. Завитневичем в бассейне Брагинки (могильники в урочище Горки близ д. Пашковичи, урочище Курганье у д. Малейки, у д. Пожарки), открыты остатки вертикальных столбов, на которые были поставлены сосуды с остатками трупосожжений.

Вещевой инвентарь курганов с сожжением очень малочислен. По-видимому, украшения и принадлежности одежды сгорали на погребальных кострах. Поэтому в захоронениях встречаются бронзовые и стеклянные сплавы. Единичные предметы, не подвергшиеся действию огня (перстнеобразные височные кольца, бусы, пряжка, браслет, монетообразные привески, ножи, кресало, серп), принадлежат к общевосточнославянским типам. В одном из курганов у д. Сенское найден железный боевой топорик с сильно изогнутой молоткообразной тыльной частью.

Курганы с захоронениями по обряду трупосожжения не составляют самостоятельных могильни-ков, а расположены совместно с насыпями, заключающими трупоположения. В дреговичской земле рас-копаны курганы, содержащие одновременно погребения по обрядам кремации и ингумации (Гребень, Новый Быхов, Пацева Слобода, Яновка, Ясенец). В большинстве таких курганов трупоположения находятся в основаниях, а остатки кремации— вверху. Только в кургане 170 близ д. Яновка трупоположение и остатки трупосожжения были открыты в основании насыпи.

В дреговичской земле известно три типа курганных трупоположений: погребения на материке, погребения в насыпи и захоронения в подкурганных ямах. Картографирование этих типов не обнаруживает каких-либо районов, где преобладающим был бы один из них. Наиболее многочисленны курганы с трупоположениями на горизонте. Курганы с захоронениями в насыпях выше материка составляют всего около 3% исследованных. Курганы с трупоположениями в грунтовых ямах, как правило, входят в состав могильников, содержащих насыпи с захоронениями других типов. Захоронения в подкурганных ямах чаще встречаются в поречье Припяти и Днепра, т. е. на старой дреговичской территории и в районах раннего освоения. Здесь они составляют 22—27% исследованных трупоположений. В северо-западном направлении их доля уменьшается до 12—15%. Интересно отметить, что в дрегоничском ареале не был распространен обычай обкладывать стенки могильных ям деревом или опускать в них срубы. Только в Микуличах стенки одной могильной ямы были обложены берестой, а в Жуковце — досками. Случаи обмазки стенок ям глиной у дреговичей не зафиксированы. В могильнике близ д. Вирков подкурганные ямы были обложены мелким булыжником.
Как правило, в кургане бывает одно захоронение, но известны немногочисленные случаи двойных погребений (мужчины и женщины или женщины и ребенка). В кургане 8 у д. Иванские Огородники открыто три скелета. Погребения в гробах у дреговичей встречаются нередко. Ориентировка захоронений, как правило, западная. Курганы с трупоположениями с обратной (восточной) ориентировкой сравнительно немногочисленны. В Верхнем Поднепровье такое положение умерших было наследием балтского погребального ритуала (Седов В. В., 19616, с. 103-121). Еще реже встречаются курганные трупоположения с меридиональной ориентировкой, которая в лесной части Восточной Европы связана с финно-угорским ритуалом.

Еще Л. Нидерле справедливо заметил, что для всех славян характерна простота одежды и немно-гочисленность украшений. «Роскошные одежды и украшения,— писал этот исследователь,— развивались лишь там, где славяне непосредственно соприкасались с соседними им финскими, тюрко-татарскими, пруссо-литовскими и скандинавскими народами» (Нидерле Л., 1956, с. 244). Как отмечалось, дреговичи в значительной степени расселились на территории балтов. Их набор женских украшений, в отличие от других племен юго-западной части восточного славянства, состоит из большего числа предметов и довольно разнообразен. Далее на север, на территориях кривичей, радимичей, вятичей и словен, комплекс женских украшений становится довольно многочисленным и весьма многообразным. Дреговичи в этом отношении стоят ближе к юго-западным племенам.

У дреговичей были распространены перстнеобразные височные кольца, сомкнутые или полуто-раоборотные (табл. XXIX, 1—4, 6, 8, 15). В единичных случаях встречены перстнеобразные кольца со спиральным завитком на конце (табл. XXIX, 9, 10). Обычно дреговичская женщина носила по нескольку перстнеобразньтх колец — от двух до 12. Трехбусинные височные кольца (табл. XXIX, 7, 14, 16, 22) найдены главным образом в юго-восточной части ареала дреговичей — по Днепру, в низовьях Припяти и по Березине. Среди этих украшений наиболее часты кольца с крупнозернеными бусами, аналогичными тем, что входят в состав ожерелий и служат этпоопределяющим признаком дреговичей.

Сравнительно богаты дреговиче-кие шейные ожерелья. Срединное положение в них занимают одна-две большие металлические бусины, покрытые крупной зернью (встречены более чем в 120 погребениях). Наиболее многочисленны в составе ожерелий различные стеклянные и настовые бусы — зонные, бочонкообразные, призматические, ребристые и лимоновидные, довольно много стеклянных позолоченных и посеребренных, еще больше цветных. Преобладают синие бусины, затем — желтые, серые и коричневые. В 36 курганных группах в составе ожерелий находились сердоликовые бусины — бипирамидальные, призматические, шарообразные и многогранные. В девяти курганных группах встречены бусины из горного хрусталя.

Кроме бус, в состав шейных ожерелий входили ложнозерненые или штампованные монетооб-ра:зные привески (табл. XXIX, 24—26), лунницы (табл. XXIX, 29) и бубенчики, в трех курганах (Борисов, Каменка, Кордон) — крестики. В кургане Горожа найдена якоревидная подвеска (табл. XXIX, 30). В могильниках Вирков, Селище, Устиж и Эсьмоны найдены привески-коньки (табл. XXIX, 23), весьма распространенные в кривичских землях (Седов В. В., 1968а, с. 151-156).

Несколько чаще, чем у волынян, древлян и полян, в дреговичских курганах встречаются браслеты (табл. XXIX, 34). Наиболее часты круглопроволочные и витые тройные с завязанными или петлеобразными концами. В северной части дреговичского ареала попадаются браслеты со стилизованными змеино-головыми концами. Остальные браслеты (плосковыпуклые, пластинчатые тупоконечные, плетеные, а также стеклянные) представлены единичными экземплярами.

Более распространенной находкой являются перстни (табл. XXIX, 28, 31, 33). Все они принадлежат к общевосточнославянским типам. Это перстни проволочные, витые (завязанные, тройные разомкнутые) жгутовые, плетеные, ложновитые, широкопластин-чатые с завязанными концами и «усатые».

Захоронения мужчин в дреговичских курганах, как правило, не содержат вещей. Только в единичных погребениях обнаружены подковообразные застежки (табл. XXIX, 27, 32), лировидные, четырехугольные и иные пряжки и поясные кольца (табл. XXIX, 36, 37), железные ножи, кресала и изредка перстни. Ножи, шиферные и глиняные пряслица (табл. XXIX, 35) и ножницы отмечены в захоронениях женщин. В погребениях мужчин и женщин встречаются глиняные горшки, обычно поставленные около ног умершего, в редких случаях — около головы.

Хронология дреговичских курганов разработана в работе А. В. Успенской (Успенская А. В., 1953, с. 118—124). На основе корреляционной таблицы, составленной этой исследовательницей, можно утверждать, что смена обряда кремации обрядом ингумации в области расселения дреговичей произошла во второй половине X и в самом начале XI в. Эволюция курганов с трупоположениями протекала здесь так же, как и в других областях лесной зоны древней Руси (табл. XXVIII). Для XI и первой половины XII в. характерны трупоположения на горизонте. Лишь в юго-восточных районах, там, где дреговичи соприкасались с полянами, рано появляются захоронения в грунтовых ямах под курганами. В остальных районах расселения дреговичей ямные трупоположения распространяются относительно поздно и датируются в основном XII—XIII вв.

Картография деталей погребальной обрядности и вещевых инвентарей дреговичских курганов XI— XIII вв. выявляет членение их ареала на две части (Седов В. В., 19706, с. 87-89). Курганы южной части дреговичской земли (поречье Припяти и области южнее этой реки), т. е. районов, где славяне появились еще в середине I тысячелетия н. э., по своему строению и вещевому материалу очень близки, если не тождественны, погребальным насыпям волынян, древлян и полян. Дреговичские курганные погребения здесь или безынвентарны, или очень бедны вещами, которые принадлежат исключительно к общеславянским типам. В насыпях не бывает домовин, ориентировка умерших общеславянская.

Наоборот, в северной части дреговичского ареала вещи в курганных трупоположениях встречаются ча-
ще. Кроме предметов общевосточнославянских типов, здесь найдены металлические спиральки, служившие украшениями одежды, змеиноголовые браслеты, разные подковообразные застежки, спиральные перстни, звездчатые пряжки и поясные бляшки латгальских типов. Все эти предметы обнаруживают многочисленные аналогии в памятниках литовско-латышских племен. Поскольку некоторые дреговичские находки в деталях отличаются от прибалтийских, нельзя объяснить их появление я курганах исключительно торговыми связями дреговичей с Прибалтикой. Да и при торговле предметы украшений расходились не повсеместно, а только там, где находили соответствующую среду.

Для северной части дреговичской территории обычны захоронения в деревянных домовинах-теремах. Большинство этих домовин срубные, сложенные из бревен на высоту 0,3—0,8 м и покрытые двускатной крышей. В курганах у д. Мохов домовины имели столбовую конструкцию, а в Эсьмонах брусья домовины поддерживались камнями. Погребальные домовины нельзя считать специфически дреговичскими, так как, во-первых, они известны не на всей территории этого племени, а, во-вторых, зафиксированы также в курганах радимичей и других восточнославянских племен. Мужчины, похороненные в курганных домовинах, как правило, имеют неславянскую ориентировку. Это обстоятельство наряду с распространением домовин исключительно в землях, прежде запятых бал-тами, дает основание предположить возможность связи домовин с погребальной обрядностью дославянского населения.

Подобное членение дреговичского ареала обнаруживают и материалы антропологии. Значительная часть дреговичей северной части Припятского Полесья и бассейна Березины принадлежала к долихокранному, относительно широколицему типу. Для южных районов дреговичей характерен длинноголовый среднелицый тип. Антропологическое изучение современного населения Белоруссии позволило В. В. Бунаку утверждать, что в древности южной границей балтской антропологической зотты была Припять (Бунак R. В., 1956, с. 21). Севернее этой реки население принадлежало к валдайскому антропологическому типу, распространенному па всей восточной части древней территории балтов, в том числе и на востоке современных Литвы и Латвии. Население же правобережной Припяти относится к полесскому антропологическому типу (Дяченко В. Д., I960, с. 18—33).

Среди населения ряда районов Белоруссии термин курганы неизвестен. Курганные насыпи здесь называются концами (капцами) — по-видимому, от литовского kapas (могила). Западные белорусы капцами называют древние грунтовые могилы, обложенные камнями. Термин концы для названия Курганов распространен только в той части Белоруссии, где до прихода славян обитали потомки носителей культуры штрихованной керамики. В южной части ареала дреговичей его не употребляют. Еще в прошлом столетии старожилы Припятского бассейна разделяли Полесье на две части: северная часть называлась литовским Полесьем, правобережная — волынским (Зеленский И., 1864, с. 115).

Намечаемая дифференциация земли дреговичей на две части явно свидетельствует об участии местного балтского населения в этногенезе славян северного Полесья. Иными обстоятельствами эту дифференциацию объяснить невозможно.

В этот день:

Дни смерти
1984 Умер Андрей Васильевич Куза — советский археолог, историк, источниковед, специалист по древнерусским городам.
1992 Умер Николас Платон — греческий археолог. Открыл минойский дворец в Закросе. Предложил хронологию базирующуюся на изучении архитектурных комплексов (дворцов) Крита.
1994 Умер Сайрус Лонгуэрт Ланделл — американский ботаник и археолог. В декабре 1932 года Ланделл с воздуха обнаружил древний город Майя, впоследствии названный им Калакмулем, «городом двух соседних пирамид».

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014