К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу
По крайней мере до второй половины 1 тысячелетия н. э., на которую падает становление большинства феодальных государств, первобытная периферия по своим размерам значительно превосходила очаги древних цивилизаций. Однако и после этого она оставалась очень широкой. В Старом Свете к ней принадлежали вся Арктика, Субарктика и почти вся зона тропических лесов, не говоря уже об отдельных труднодоступных горных и пустынных районах. Новый Свет, за исключением сравнительно небольшой области древних цивилизаций Центральной Америки и Андского нагорья, входил в нее целиком. В Новейшем Свете древних цивилизаций, по-видимому, вообще не было, хотя загадочная письменность о. Пасхи и оставляет место такому допущению. Самое развитое общество Океании (полинезийцы о. Таити) даже ко времени европейской колонизации не продвинулось далее стадии возникновения ранней государственности.
[adsense]
Причиной такого широкого и длительного сохранения первобытнообщинного строя частью человечества после перехода другой части к классовому строю, иначе говоря, причиной отсталости многих народов мира был прежде всего затяжной процесс освоения окраин ойкумены. Племена, оставшиеся обитать на исторической прародине человечества в Старом Свете, и племена, заселившие Америку, Австралию, Океанию, оказались в неравном положении: в то время как первые развивались относительно нормальными темпами, вторым пришлось потратить многие века и на само расселение, и на приспособление к новой природной среде. В худшем положении оказались также те племена Старого Света, которые были оттеснены в неблагоприятные географические условия: в тропические джунгли, в пустыни и полупустыни, в горы, в Арктику и Субарктику, в области, не пригодные для земледелия, лишенные подходящих для одомашнения видов животных, не имеющие легкодоступных рудных богатств. В дальнейшем на культурном развитии племен, населявших окраинные, обособленные и труднодоступные части ойкумены, сильнейшим образом отразились условия изоляции, отсутствие или недостаточность контактов с более развитыми племенами.
Однако возникновение и постепенное рас¬ширение ареала классовых обществ повело к постепенному ослаблению этой изоляции. Уже древние, а затем средневековые государства так или иначе взаимодействовали со многими первобытными племенами. Они оказывали непосредственное социально-экономическое и культурное влияние на своих ближайших соседей, которые, в свою очередь, как-то передавали его другим племенам. Г. Чайлд хорошо показал, как племена бассейна Эгейского моря, будучи втянуты в сферу влияния древнейших ближневосточных цивилизаций в качестве поставщиков сырья для бронзолитейного производства, затем сами развили металлургию бронзы и, в свою очередь, сделали поставщиками сырья племена Центральной Европы. Археологические находки предметов материальной культуры, сравнительное изучение изобразительного и устного народного творчества, религиозных культов и т. д. показывают, что подобного рода связи подчас устанавливались на огромных пространствах, Достаточно сказать, что у племен северных окраин Евразии обнаружены отдельные следы влияния древних и средневековых цивилизаций Юга. Так, на скалах Южной Швеции и Карелии, побережья Белого моря и многих сибирских рек вплоть до Амура и Уссури есть изображения, прототипом которых могла быть только так называемая солнечная ладья, иллюстрирующая древнеегипетские представления о причинах смены дня и ночи.
Для государств древности первобытная периферия была одним из важнейших источников приобретения рабов; и рабовладельческие, и феодальные государства, как правило, ставили своих первобытных соседей в отношения даннической зависимости. С другой стороны, племена, уже перешедшие к военной демократии и военной иерархии, нередко нападали на соседние государства и своими завоеваниями ускоряли переход одряхлевших рабовладельческих обществ к феодализму («варварские» германские, славянские, арабские и другие завоевания). Таким образом, в широком историческом плане многие доклассовые общества как-то включались в систему рабовладельческих и феодальных отношений, находили своеобразное, но вполне определенное место в развитии классовых формаций.
Взаимодействие доклассовых и классовых обществ в огромной степени возросло после великих географических открытий, в результате позднефеодальной и капиталистической колониальной экспансии европейских держав. Составляя значительную часть колониального мира, первобытная периферия сыграла заметную роль в первоначальном накоплении капитала и в последующем развитии капиталистического способа производства. Но для нее самой это имело поистине катастрофические последствия.
Не поддающаяся сколько-нибудь точному исчислению, но несомненно очень значительная часть доклассовых обществ была стерта с лица земли. Были полностью истреблены тасманийцы, почти полностью погибли прибрежные племена Австралии, бушмены, огнеземельцы, племена Вест-Индии и Центральной Аргентины, исчезло более 30 племен Юго-Восточной Бразилии и приблизительно две трети индейского населения США. В Африке, с XV в. превратившейся, по выражению Маркса, в «заповедное поле охоты» на рабов для американских колоний, в результате одних только последствий работорговли погибло, как считают некоторые исследователи, около 100 млн. человек. Другая часть населения, жившего первобытнообщинным строем, сделалась объектом рабовладельческой, феодальной и капиталистической эксплуатации. Условия, в которых протекали эти процессы, были различны: туземцев вывозили на плантации,
сгоняли с земли или оттесняли на неудобные земли, загоняли в резервации (США), резерваты (Австралия), «бантустаны» (ЮАР) и т. д. Но в конченом итоге это повсюду приводило к тому, что они включались в структуру классового общества, как правило, образуя в нем обособленные и грубо дискриминируемые группы крестьянства или сельского пролетариата.
Во многом сходны судьбы племен, смешавшихся с пришлым европейским населением, как это было, например, в странах Латинской Америки или на Гавайских островах. В большей степени сохранила первобытнообщинные порядки та часть населения, которая осталась на своих землях и эксплуатировалась колонизаторами путем неэквивалентного обмена, установления даннических отношений, налогообложения и т. п. Наконец, некоторым племенам удалось бежать от колонизаторов, изолироваться в особенно труднодоступных районах тропических джунглей, пустынь и гор и в основном сохранить свою самобытность. Небольшое число таких племен еще и теперь обитает в бассейне Амазонки в Бразилии, во внутренних областях Новой Гвинеи и даже в Австралии.
[adsense]
Объективно законы развития капитализма разрушали доклассовые общества. Но в целом колониальный гнет, истощавший отсталые народы, стал еще одной и очень важной причиной сохранения первобытной отсталости, а следовательно, отношений и форм, свойственных первобытнообщинному строю.
Более того, колонизаторы часто старались удержать и законсервировать такие племенные институты, как племенная организация и власть вождей, чтобы опираться на них в своей административной деятельности. Эта система так называемого непрямого, или косвенного, управления широко применялась во многих британских, нидерландских и других колониальных владениях.
К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу