Диффузионизм

На рубеже XIX и XX вв. эволюционизм стал терять свое монопольное положение в этнологии. В это время появились так называемые диффузионистские школы, противопоставившие эволюционизму исследование локальных исторических проблем. Сторонники этого направления стремились показать пространственное распространение культур или отдельных культурных элементов, выявить области их происхождения, а также пути и способы их распространения.

В этнологии под диффузией (от лат. diffusio — распространение) понимают распространение культурных явлений через контакты между народами — торговлю, переселение, завоевание. Диффузионизм как научное направление рассматривал главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, взаимодействие культур. В рамках теории диффузионизма имелись различные течения: историко-географическое, культурно-историческое, антропогеографическое, теория культурных ареалов и др.

Утверждение теории диффузионизма связано с именем немецкого ученого Ф. Ратцеля (1844 — 1904), который первым обратил внимание на закономерности распределения явлений культур по странам и регионам. По мнению Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие cooбщества. Эти идеи Ратцель изложил в своих научных трудах «Антропогеография» (1882), «Народоведение» (1885) и «Земля и жизнь» (1891).

[adsense]

В передвижениях народов Ратцель видел основополагающий фактор истории человечества. Исходя из этого, он проанализировав
географическое распространение предметов материальной
культуры, т. е. этнографических предметов, в связи с распространением народов — носителей этих предметов. Различия между культурами народов, утверждал Ратцель, постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемещениям этнографических предметов через культурные контакты народов. Каждый из культурных элементов имеет географическую привязку, возник в конкретном регионе и оттуда распространялся по планете. Главные факторы развития культуры связаны с заимствованиями, переносом, смешением ее элементов. Перемещение культур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, культы, обычаи и т. п. Это происходит через различные формы взаимодействия народов: переселение
племен, завоевание, смешение расовых типов, обмен, торговлю и т. п. Именно в процессе этих взаимодействий происходит пространственное распространение культур.

Ратцель сформулировал основные положения диффузионизма как самостоятельного направления в изучении культур: принцип взаимовлияния культур, их изменение путем заимствования
идея одного или нескольких центров начала человеческой культуры. В своей концепции культуры Ратцель отводил человеку второстепенную роль в культуре (носитель этнографических предметов) и считал культуру относительно независимой от него. Идея об относительной независимости явлений культуры в дальнейшем получила свое развитие в трудах представителей других школ немецкого диффузионизма: школы «культурной морфологии» Фробениуса, кельтской школы Гребнера и венской школы Шмидта.

Лео Фробениусу (1873 — 1938), ученику Ратцеля, принадлежит заслуга создания в рамках диффузионизма концепции морфологии культуры и авторство теории «культурных кругов». Он был Я специалистом по африканским культурам, исследовал не только культуры народов Африки, но и Австралии и Океании. Свои материалы и научные выводы он изложил в фундаментальном труде «Происхождение африканских народов» (1898), где рассматривал культуры как живые организмы, рождающиеся и развивающиеся в определенных географических условиях. Как живые организмы культуры переживают рождение, детство, зрелый возраст, старость и, наконец, умирают. При этом культуры не создаются людьми, а растут сами по себе. Человек, по Фробениусу, скорее продукт или объект культуры, а не ее творец. Человек (народ) — лишь носитель культуры.

Такое понимание сущности культуры, отождествление ее с биологическим организмом Фробениус представлял как открытые им природные закономерности в области изучения культуры, а значит, этнологии. Отсюда он делает вывод, что изучение культуры должно осуществляться не историческим методом, а методом естественных наук. Вполне очевидно, что он представлял культуру как некое внесоциальное мистическое явление.

Для Фритца Гребнера (1877 — 1934), известного представителя диффузионизма в Германии, главной проблемой этнологии стала разработка метода исследования культурно-исторических связей или самостоятельного происхождения культур. Свою методологию и взгляды по этим вопросам он изложил в работе «Метод этнологии» (1911). Гребнер является создателем теории культурных кругов, представляющую собой попытку глобальной реконструкции всей первобытной истории. Ему удалось объединить культурные достижения народов всей планеты на догосударственной стадии развития в б культурных кругов (или культур), каждый из которых состоит из 19 — 20 элементов. К числу последних Гребнер относил явления материальной и духовной культуры.

Гребнер сделал вывод, что в истории человечества и его культуры
нет повторяемости, а следовательно, нет и никаких закономерностей. Каждый элемент культуры, по Гребнеру, возникает только однажды, в конкретном регионе, принадлежа с самого начала какой-то одной культуре и вместе с ней распространяясь по другим культурным мирам. Сходные явления культуры Гебнер объявляет принадлежащими к одному определенному культурному кругу и, следовательно, происходящими из одного географического центра. Повторяемость этнических процессов — кажущаяся, на самом деле все явления в культуре строго индивидуальны. Отсюда следует, что этнология имеет дело не с массовыми, не с типичными, а с единичными явлениями. У каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения; найти эти центры каждой культуры — главная задача этнологии.

Представителями теории диффузионизма являются: в США К. Уисслер (1870 — 1947), в Англии — У. Риверс (1864 — 1922) К 20-м годам XX в. диффузионистское направление стало терять свое значение. Становилось очевидным несоответствие искусственно сконструированных «культурных кругов» и других подобных теоретических конструкций эмпирическим наблюдениям.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 20.02.2015 — 09:30

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014