Цыгане

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Своеобразное историческое и культурное положение цыган среди окружающих их народов, их замкнутость привели к тому, что и в этнографической науке вопрос о цыганах долго оставался нерешенным. Изучение цыганского народа началось сравнительно поздно, и лишь в новейшее время внесена достаточная ясность в этот вопрос.

История изучения и вопрос о происхождении

Появление цыган в Европе относится к 1417 году, когда кочующие орды цыган появились около городов Германии. Оттуда они скоро распространились по ряду других стран Западной Европы; в течение XV в. вся Западная Европа и часть восточноевропейских стран познакомились с этим своеобразным по своему характеру и внешности народом. Но в Юго-Восточной Европе, в дунайских и балканских странах цыгане жили раньше. Ко времени своего появления в странах Западной Европы в начале XV в. они сами успели забыть свою прошлую историю и свою родину. Населению же Европы цыгане представлялись народом диким и таинственным. Возникли разные гипотезы о его происхождении.

Во главе цыганских орд стояли предводители, которые именовали себя герцогами и графами Малого Египта и распространяли о себе сведения, что они являются изгнанниками из Египта. Эта гипотеза довольно долгое время держалась и в литературе. Различные догадки о происхождении цыган выставлялись и позднее, порой фантастические. Вплоть до ХIХ в. высказывались предположения, что цыгане являются остатками населения затонувшей Атлантиды или что они являются потомками древнейшего, эпохи бронзового века, населения Европы. В пользу этого последнего предположения говорит как будто наличие у Геродота и Страбона упоминания о народе сигиннах, которые жили к северу от Дуная; но, кроме созвучия названий, никаких других оснований для отождествления цыган с этими сигиннами нет.

Впервые на правильный научный путь вопрос о происхождении цыган был перенесен лишь в конце XVIII в. в работах Рюдигера и Грельмана. Эти исследователи впервые сделали попытку на основании языка цыган решить вопрос об их происхождении и выставили предположение о родстве цыган с народами Индии. Эта гипотеза оказалась в дальнейшем правильной и была подкреплена серьезными работами исследователей XIX века. Наиболее велика заслуга в этом отношении двух европейских лингвистов, которые впервые пролили свет на вопрос о происхождении цыган. В 1843—1844 гг. вышла большая двухтомная работа немецкого лингвиста Потта «Цыгане Европы и Азии», в которой были собраны данные об отдельных наречиях разных групп цыган и доказано с полной ясностью родство цыганского языка с языками Индии. Потт таким образом научно доказал происхождение цыган из Индии. Его дополнил словенский лингвист Миклошич, который в своей работе «О наречиях и переселениях цыган Европы» (1872—1880 гг.) не только установил связь цыган с населением именно Индии, но и предположил более близкое родство цыганских наречий с языком одного народа или, точнее, одной из каст северо-западной Индии, а именно касты джатов (впоследствии это предположение не подтвердилось). Миклошич установил, кроме того, существование 13 наречий, на которые распадается язык европейских цыган и которые географически совпадают с отдельными странами Европы, где цыгане живут в настоящее время.

Еще более велика научная заслуга одного русского малоизвестного исследователя, труды которого, однако, постигла трагическая участь. Этот исследователь, М. И. Кунавин, врач по образованию, посвятил всю свою жизнь вопросу изучения цыган. 35 лет своей жизни он провел в скитаниях по цыганским таборам, посетив все группы цыган, начав с Германии и Австрии и вплоть до Северной Африки и Индии. В результате этих странствований у Кунавина собрался колоссальный материал по всем наречиям цыган и огромное количество фольклорного материала — предания, сказки и т. д.

Остаток своей жизни (с 1876 г.) Кунавин посвятил обработке этого труда, но при его жизни успели появиться только в извлечении небольшие выводы из его исследований. К сожалению, все остальные его огромные материалы бесследно исчезли.

На основании своих многолетних исследований, Кунавин пришел к выводам, несколько отличным от тех, к которым пришли западноевропейские ученые. Во-первых, им установлено деление всех цыганских групп на две основные географические провинции: восточную и западную. Граница между теми и другими группами цыган приблизительно идет по течению Волги на юг и дальше по Керченскому проливу, так что значительная часть русских цыган — крымские, украинские — причисляется к западным, а заволжские, среднеазиатские, сибирские, закавказские цыгане отходят к восточной группе. Различия между той и другой группой довольно велики и по языку, и по отдельным обычаям.

Кунавин считал невозможным выводить цыган от одного какого-нибудь племени или касты северо-западной Индий, а полагал, что они составились из выходцев из самых различных каст и племен, отщепенцев, изгнанников. Это предположение “доказывалось несколько странным образом: цыгане занимаются гаданием — значит, эта часть является потомками браминов, которые специализировались на религиозных функциях; те, которые занимаются ремеслами, являются потомками касты ремесленников и т. д. Это, конечно, весьма спорно. Однако вполне возможно, что в состав цыганского народа влились части разных племен Индии. Другие лингвисты приходили к выводу о том, что в языке цыган можно заметить черты по крайней мере 7 разных языков Северной Индии: синдхи, пенджаби, бенгали и пр.

Из других крупных исследователей цыган следует упомянуть К. И. Патканова, который специально изучил язык закавказских цыган. Патканову принадлежит один из первых и самых крупных трудов по языку цыган.

Из советских исследователей больше всего сделали для цыгановедения А. П. Баранников (индолог) и М. В. Сергиевский (романист), составившие словарь и грамматику диалектов советских цыган.

В настоящее время можно считать в основном решенной проблему происхождения цыган, хотя многие вопросы, касающиеся времени и путей их переселений, остаются еще не ясными. Можно считать установленным, что после X века, времени выхода их из Индии, цыгане долгое время жили в странах Ближнего Востока, в частности в Египте. Таким образом, легенда о египетском происхождении цыган содержит в себе зерно истины. Они жили и на Балканском полуострове, среди греков. Влияние греческого языка заметно во всех наречиях цыган. То название цыган, под которым этот народ известен у русских, у немцев, у итальянцев и которое возводится к турецкому названию «чингине», — это название связывают с названием одной греческой средневековой секты — «’ASrpyawt» (атинганой, или афингани). Это не самоназвание цыган. У других народов цыгане называются различно. Англичане называют их Gypsies, т. е. египтянами, в память прежнего предположения об их египетском происхождении. Венгры называют их Pharao nepek — фараоновым народом. Старое французское название — Egyptiens — египтяне, — впоследствии заменено Bohemiens—богемцы. Самоназвание же цыган совершенно иное: «ром» (в Закавказье и Средней Азии это слово звучит как «лом» или «дом»). Конечно, не случайна близость этого этнонима к названию одной из бродячих каст или народностей северо-западной Индии «домы».

Историческое прошлое

С самого первого появления своего в Европе, а позднее в России, цыгане были поставлены как бы вне закона. Они были слишком чужды по своей культуре народам Европы, по своим привычкам и образу жизни. Благодаря этому они вызывали враждебное отношение окружающего населения. В том же XV веке правительствами Западной Европы начали приниматься жестокие меры против цыган. Их травили, как зверей, издавали законы, по которым цыгане должны были подвергаться принудительному выселению; по некоторым германским законам, предписывалось их вешать — всех цыган без исключения, которые были бы встречены на данной территории. Эта полоса преследований, которая тянулась с конца XV до конца XVIII века, была позже заменена несколько смягченными, но чисто бюрократическими мерами, направленными на принудительный перевод цыган на оседлость. Особенно энергично-принимали такие меры в Австрии Мария Терезия и сын ее Иосиф II. Все эти меры не могли привести к иным результатам, как к еще большей розни и взаимной вражде между цыганами и окружающим населением. Этим объясняется то, что цыгане в течение ряда столетий продолжали сохранять свою обособленность и свои кочевые привычки. Кочевой образ жизни цыган сам по себе не является каким-нибудь извечным свойством, а объясняется теми неблагоприятными условиями, в которых находился этот народ со времени своего изгнания из Индии.

В России цыгане появились сначала в южных и западных областях: в Бессарабии в XV в., в Белоруссии в XVI в., на Украине и юге России в XVII в., в областях средней и северной России только с XVIII в. Хотя кровавые законы против цыган в России не издавались, но каких-либо серьезных попыток помочь цыганам перейти на оседлость и повысить их культурный уровень никто не делал. Поэтому и в России сохранилась до самой революции культурная обособленность и отсталость цыганского народа.

Численность и языковые подразделения

По переписи 1926 г., общее количество цыган в СССР исчислялось в 61 тыс., но точную цифру установить едва ли возможно благодаря трудности регистрации этого кочевого населения. Надо сказать, что статистика цыган во всем мире находится в еще худшем положении. Количество их до 2-й мировой войны измерялось цифрой от 1 до 5 миллионов и, пожалуй, приближалось к средней цифре в 3 млн. Большинство цыганского населения было сосредоточено в Придунайских и Прибалканских страна, в Румынии, Венгрии. В годы войны немецко-фашистские оккупанты зверски истребили множество цыган.

По языку цыгане Европейской части СССР, т. е. не считая закавказских и среднеазиатских цыган (о них см. несколько дальше), делятся на две группы (это деление установлено проф. Баранниковым): цыгане РСФСР, Белоруссии и части Украины говорят на «северном» диалекте, который сейчас положен в основу цыганского литературного языка; в нем немало заимствований из русского и белорусского языков; цыгане же большинства районов Украины и цыгане Молдавии говорят на «южных» диалектах (левобережном, правобережном и волынско-подольском), которые отличаются по фонетике и по многочисленным заимствованиям с украинского.

Занятия и материальная культура кочевых и оседлых цыган. По своему образу жизни независимо от деления на наречия цыгане СССР, так же как и цыгане других стран, делятся на оседлых и кочевых. Оседлые цыгане, живущие в городах, и в частности в больших городах, по своей культуре и всему облику сильно отличаются от кочевых. Часть оседлых цыган — потомки тех цыган, которые были привлечены в дома аристократов в XVIII в. в качестве музыкантов, плясунов, певцов и т. д., затем из поколения в поколение продолжали вести эту жизнь на службе дворян и буржуазии и, порвав связь с кочевыми группами, со своим народом, в значительной степени утратили свои национальные черты.

Кочевые же цыгане, которые до недавнего времени составляли большинство цыганского населения, сохраняют больше самобытности. Традиционные занятия их известны. Наиболее распространенное из них — это ремесло; на Кавказе — специальное изготовление сит, решет; в Крыму (у оседлых цыган) — преимущественно металлическое и ювелирное производство; на Украине и в Молдавии — больше кузнечное. Специальные прежние цыганские профессии — торговля лошадьми, дрессировка животных и различные другие временные и случайные занятия, включая гадание — профессию женщин, попрошайничество и т. д.

Сейчас эти прежние занятия цыган вместе с их кочевым образом жизни отошли или отходят в прошлое.

Отсутствие у цыган навыков земледельческого труда, что вызывалось определенными историческими причинами, затрудняло на первых порах, а частью и теперь еще затрудняет введение трудового землеустройства среди цыган. Однако и в этом деле существенные успехи достигнуты. Крупную роль здесь сыграли правительственные постановления о мерах содействия трудовому землеустройству цыган (конец 1926 г. и позже). Существовавший в 1925—1928 гг. «Всероссийский союз цыган» себя в этом отношении не оправдал. Зато большую пропагандистскую работу провели журналы, издававшиеся на цыганском языке, «Романы зоря» (Цыганская заря) и «Нэво дром» (Новый путь). С 1927 г. стали создаваться цыганские колхозы на Северном Кавказе и Украине, зарекомендовавшие себя с хорошей стороны. Позже цыганские колхозы в Смоленской, Ленинградской и других областях слились с русскими.

В большом количестве цыгане оседают в городах: они работают на промышленных предприятиях или становятся ремесленниками. Многие учатся в школах и получают квалифицированные профессии, занимаются интеллигентным трудом.

У кочевых цыган сохраняется очень много своеобразных черт в их культуре, которые в известной степени могут быть связанно их древнеиндийской прародиной. Костюм цыган, особенно женский, выделяет их из среды окружающего населения, хотя сами цыгане не знают ни прядения, ни ткачества, а пользуются покупными тканями: особые широкие, ярких цветов, преимущественно красные платья, длинные и широкие сборчатые юбки; ношение старой, дырявой одежды, что для цыган сделалось национальным обычаем, вместе с яркостью и пестротой ее — напоминает о каких-то очень архаических традициях. Женщины любят носить украшения. Мужской костюм в настоящее время утратил самобытные особенности.

Форма жилища — цыганский шатер (шатро), — по-видимому, может быть связан с палатками переднеазиатских народов, в частности курдов, однако он подвергался изменениям на европейской почве. У различных групп цыган — неодинаковые формы шатра. Шатер обычно прилаживается к телеге, на которой цыганская семья кочует. Зимой цыгане не кочуют, а живут в деревнях, городах, часто снимая хаты, избы на краю села; в Молдавии зимним жилищем цыган служила обычно полуземляцка — «бурдей».

Общественный быт и культурное развитие

В общественном быту сохранились черты самобытного патриархального строя. Родовой строй у цыган как таковой отсутствует, но существует очень крепкий патриархальный уклад табора и семьи с деспотической властью предводителя табора и отца семьи. Положение женщин в цыганском таборе обычно подчиненное, ибо авторитет главы семьи стоит чрезвычайно высоко, но вне табора женщина ведет себя свободно и непринужденно. Однако все исследователи отмечали, что, вопреки распространенному мнению, нравственность у цыган, в частности цыганских женщин стоит высоко, и говорить о какой-нибудь распущенности нравов цыган нет никаких оснований. Местами у цыган отмечались и следы матриархальных порядков: авторитет и власть старшей женщины в таборе. Есть и следы родоплеменного строя. Европейские исследователи отмечают, что цыгане отдельных стран делятся на какие-то группы, быть может, племенного происхождения. Во главе таких групп стоят выборные предводители. Сохранились и подразделения племен, очевидно, родовые группы, не совпадающие с табором.

Очень много самобытных черт сохранилось в духовной культуре цыган. Правда, в отношении религии цыгане всегда легко ассимилировались с окружающим населением. Они всюду исповедуют официальную религию той страны, в которой живут. В России цыгане были все поголовно православные. Персидские цыгане обычно шииты, в Турции, в Крыму и Средней Азии сунниты; в Западной Европе они или католики или протестанты. Но эта принадлежность к официальному вероисповеданию является чисто формальной. Наряду с ней сохраняются мало нам известные пережитки старых магических, анимистических и иных верований и обрядов. Есть представления о злых и добрых духах. Сохранились следы культа предков.

Интересен фольклор цыган, к сожалению, до сих пор не опубликованный. По-видимому, работа по его собиранию должна быть проведена заново, но то, что имеется, говорит о наличии в цыганском фольклоре нескольких столетних напластований; древнейшие образцы, не испытавшие еще влияния тех народов, среди которых цыгане живут, содержат в себе очень отчетливые следы религиозно-мифологических представлений и роднят цыганский фольклор с фольклором Индии. По материалам М. И. Кунавина, в числе имен эпических и сказочных героев цыган имеются имена, которые можно считать искажениями имен древнеиндийских и новоиндийских богов: Джандра (Индра), Барама (Брама) и др. Другие, позднейшие наслоения в цыганском фольклоре имеют характер бытовых рассказов и сказок, которые отражают условия жизни уже новейших эпох.

Совершенно исключительна ценность музыкального творчества цыган. Конечно, нельзя смешивать музыкальную культуру цыган с так называемой цыганщиной, в частности с «цыганскими романсами». То, что известно под этим названием, связано с репертуаром цыган, служивших в домах аристократии и в трактирах Москвы и Петербурга и совершенно утративших связь с народной музыкой. Эти произведения не могут в настоящее время дать ни малейщего представления о народной музыкальной культуре цыган. Если послушать настоящую цыганскую музыку в таборах или цыганских кварталах некоторых южных городов, то эта музыка производит сильнейшее впечатление своей самобытностью и глубокой музыкальной культурой. Музыкальные инструменты европейские, но играют и поют цыгане совершенно своеобразно. Это не сравнимо ни с персидской музыкой, которая у нас обычно известна под именем восточной, ни с европейской музыкой. Видимо, здесь сохранились традиции индийской музыки. Надо сказать, впрочем, что и на европейскую музыку цыганская музыка оказала большое влияние. Лучшие композиторы и Западной Европы, и России относились с интересом к цыганской музыке. Особенно это надо сказать о Листе, который находился под сильным влиянием цыганской музыки.

Для развития цыганской национальной культуры в ее лучших проявлениях благоприятные условия сложились в СССР. Достаточно назвать успешную деятельность цыганского театра «Ромэн» в Москве (с 1930 г.).

В этот день:

Дни смерти
1959 Умер Геро Мергарт — австрийский археолог, попавший во время Первой Мировой войны в плен в Россию. Исследователь Приенисейского края.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 08.12.2020 — 20:54

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Археология © 2014