Таким образом, в свете данных по этнической истории этническое предстает как результат совместной исторической практики ряда поколений людей, воплощенной в специфических материальных и духовных атрибутах этнической общности и фиксированной в сознании ее членов. Чтобы выделить комплекс этнических свойств, сохраняющихся даже при рассеянии и переселении группы людей того или иного народа на новую территорию, академиком Ю.В. Бромлеем был предложен термин «этникос».
Этникос (от греч. etnicos — народный, свойственный народу) выражает этнокультурное единство представителей одного и того же народа независимо от места проживания. В современном русском языке этникосу соответствует одно из значений слова «национальность», выражающее личную фиксацию этнической принадлежности человеком, группой людей в проводимых с этой целью опросах. Для этникоса характерны единые этнические черты того или иного народа на всех этапах его развития.
[adsense]
Для существования этникоса важнейшее значение имеют межпоколенные (диахронные) информационные связи, а также самосознание составляющих его людей, включающее в той или иной форме представление об общности исторических судеб их предков. Этникос следует отличать от этноса как этносоциального организма, обладающего территориальной, политической и социокультурной общностью. В отличие от него этникос представляет собой совокупность лиц одной этнической принадлежности независимо от их территориальной расселенности. Части этноса, не входящие в этносоциальный организм, представляют собой этнические группы. Например, большая часть украинцев живет на Украине. Но миллионы их живут также в СНГ, Канаде, США, Австралии и других странах. Они сохранили родной язык, отдельные особенности культуры, в том числе бытовой, и до сих пор (в большинстве) — сознание, что они принадлежат к украинскому этносу. Они входят в украинский этникос. Необходимо также иметь в виду, что этникос может и не представлять собой полностью однородную в этническом отношении целостность. Особенно это относится к тем случаям, когда этникос состоит из территориально разобщенных частей. В таких случаях отдельные части этникоса нередко приобретают черты, характерные для окружающих их этнических образований. Так, условия жизни украинцев Канады — территория, социально-экономический и политический строй, культурная среда — наложили определенный отпечаток на эту этническую группу. Значительная часть украинцев Канады в настоящее время по крайней мере двуязычна, а многие целиком перешли на английский язык. Случаи, при которых лица с общим этнонимом и определенными характерными чертами культуры и психики находятся в разных государствах, т. е. не обладают ни социально-экономической, ни территориально-политической общностью, широко распространены.
Контрольные вопросы и задания
1. Почему понятия этноса, этничности считаются ключевыми, центральными в этнологии?
2. Какие основные теории этноса существуют?
3. Существует ли антропологическое единство этноса?
4. Считаете ли Вы научно обоснованным стадиально-исторический принцип типологизации этноса?
5. Каковы свойства и признаки этноса? Какие из них Вы считаете существенными, обязательными?
6. Проанализируйте теорию этноса Л.Н. Гумилева.
7. Что означает термин «этникос»?
8. Каковы временные подходы к пониманию этничности?
Литература
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.
М., 1989.
2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 1983.
3. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. — М., 1981.
4. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. — М., 1978.
5. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество — это народы. — М., 1990.
6. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1992.
7. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. — М., 1998.
8. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. — М., 1997.
9. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М. 1985.
10. Этнология. — М., 1994.
11. Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. — М., 1996.
12. Этнические факторы в жизни общества. — М., 1991.