Членова Н.Л. Ирменская культура и ее локальные варианты

Членова Н. Л. Ирменская культура и ее локальные варианты. — В кн.: Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1973, с. 207—209.

Ирменекая культура, названная по поселению Ирмень I нa Оби, южнее Новосибирска, выделена автором настоящего доклада в 1955 г. на основании 9 известных в то время поселений этой культуры, расположенных в западносибирской лесостепи от Иртыша до Чулыма. К настоящему времени число памятников ирменской культуры возросло в 10,5 раз и достигает 95, из которых раскопано 47 (29 поселений и 18 могильников). Культура эта выделена на основании характерных для нее категорий инвентаря (керамики, украшений и некоторых видов оружия и орудий труда) и обряда погребения.

По форме ирменскую керамику можно разделить на 8 типов с вариантами, из которых основными, наиболее многочисленными, являются 3: тип I — округлые, бомбовидные или реповидные сосуды с округлым или плоским дном; тип II — крупные горшки-корчаги; тип III — узкогорлые сосуды с сильно раздутым туловом и небольшим плоским дном. Орнамент керамики по преимуществу нарезной (до 66% в поселениях и до 53% — в могильниках), самые распространенные виды нарезного орнамента — заштрихованные треугольники разных видов; параллельные линии, отделяющие шейку от плеч сосуда; «сетка», заштрихованные параллельные ломаные линии. Очень характерен «жемчужник» (почти исключительно на сосудах II типа); другие элементы орнамента (нарезная елочка, уголковый штамп, валики и пр.) встречаются редко.

Ирменские украшения почти все бронзовые, до 47% их видов характерны только для этой культуры: это гвоздевидные и другие виды серег с заушником, массивные браслеты, пластинчатые венчики и пр.; другие виды украшений (более 33%) составляют украшения общекарасукских типов (бляшки-пуговицы, восьмерковидные бляшки, пронизки, проволочные кольца-перстни и височные кольца, обоймочки и пр.); остальные украшения неопределенны, единичные — адроновских типов. Из орудий труда особенно характерны пластинчатые бронзовые ножи; найдено и несколько ножей
карасукского типа.

Обряд погребения — двоякий: курганы и грунтовые могильники, расположенные на одной и той же территории. Положение покойника в тех и других памятниках — скорченное на боку (почти всегда — на правом), ориентировка — 3
и ЮЗ (на Верхней Оби и в районе Новосибирска), в более западных районах — неопределенна. Покойников хоронили в неглубоких ямах (до 70—80 см глубиной), иногда обложенных деревом. В курганных могильниках все погребения находятся в насыпи или на горизонте. Характерная черта обряда — кострища в центре насыпи или у могил; встречаются трупосожжения, обычно неполные.

Дата ирменских памятников определяется стратиграфией и датированными вещами. Во всех случаях ирменские памятники перекрыты памятниками V—IV вв до н. э. и более поздними. Известны случаи находок ирменских предметов в большереченских комплексах VII—VI вв. до н. э. и большереченских предметов — в ирменских комплексах. Из датированных вещей важнейшие — бронзовые наконечники стрел предскифского и скифского типа (VIII—VI вв. до н. э.), прорезные наконечники копий предананьинокого типа (VIII—VII вв. до н. э.), удила и псалии чернолесского (VIII—VII вв. до н. э.) и архаического скифского (VII—VI вв. до н. э.) типов, ножи большереченского, карасук-тагарского и тагарского типов. Дата ирменской культуры — VIII—VII вв. до н. э. Датированные предметы находят аналогии как на востоке и юго-востоке (Алтай, Минусинская котловина), так и на западе (Приуралье, Поволжье, Кавказ, Украина и еще более западные районы).

По инвентарю ирменская культура относится к культурам карасукского типа (свыше 60% керамических форм в могильниках — это формы карасукского типа; до 65% элементов орнаментов сосудов в могильниках и до 43% в поселениях — карасукского типа; свыше 45,4% видов украшений — карасукского типа и около 39% специфически ирменских украшений по стилю также ближе всего к карасукским типам: неглубокие могильные ямы — также характерная карасукская черта). В то же время ирменская культура по ряду признаков отличается от карасукской культуры Минусинской котловины: карасукские керамические формы — несколько иных пропорций; одна из керамических форм (тип II) и ряд элементов орнамента (жемчужник; «сетка» и др.) отсутствуют в карасукской культуре, а другие элементы орнамента встречены в других пропорциях и выполнены несколько иной техникой нарезки; отлична ориентировка погребенных, типы могильных и околомогильных сооружений, отсутствуют в карасукской культуре кострища близ могил и пр.; отличается по форме подавляющее большинство ножей.

Одна из керамических форм ирменской культуры (тип II) составляет 18% элементов орнаментов в могильниках и около 10% — в поселениях; несколько видов украшений — андроноидного типа. Все андроновские черты представлены в ирменской культуре в сильно измененном виде.

Ирменская культура достаточно однородна. Локальные варианты на основной территории ее распространения пока нельзя выделить. Четко выделяются только окраинные варианты; северо-алтайский и предгорно-алтайский варианты на юго-востоке, большеложский вариант на юго-западе и розановский — на северо-западе. Большеложский вариант, расположенный на границе со степью, испытал влияние культуры «валиковой керамики». Розановский вариант, расположенный на границе тайги, оказывается близкородственным культуре курмантау (ерзовской и приказанской), распространенной в Башкирии, на Средней Каме и в Казанском Поволжье.

Границами ирменской культуры являются: на севере — южная граница тайги, на востоке — р. Урюп, приток Чулыма, на западе — междуречье Иртыша и Ишима, на юго-западе граница проходит северо-восточнее г. Петропавловска. С ирменской культурой граничат; на востоке — карасукская культура, на северо-востоке и севере — молчановская культура, на севере (и в других лесных районах) — еловская культура, на юго-западе — культуры «валиковой керамики» типа Алексеевки-Чаглинки. Близкородственны ирменской культуре памятники Верхнего Иртыша типа Малокрасноярка-Трушниково, в меньшей степени — центральноказахстанские памятники типа Дандыбай-Бегазы. Это родство и наличие андроноидных элементов заставляют предполагать южное, казахстанское происхождение ирменской культуры, тогда как расположенная севернее нее молчановская культура, датированная временем не ранее VII—VI вв. до н. э., является в известной степени ее производной.

В этот день:

Дни смерти
2014 Умер Абрам Давыдович Столяр — советский и российский историк, археолог, искусствовед, специалист по происхождению искусства.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014