К содержанию 67-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
В художественном творчестве позднепалеолитического времени встречаются изображения людей в виде скульптурных фигурок, гравюр на стенах пещер, на плитках камня, на кости и роге. Среди этих образцов изобразительного творчества интересующего нас времени наиболее редки изображения на так называемых «жезлах»; они известны всего лишь в нескольких экземплярах: «жезл», на котором передан образ замаскированного под животное человека 1, найденный в гроте Меж, изображение человека на «жезле» из грота Гурдан, изображение сидящего человека на «жезле» из пещеры Мадлен 2. Все эти изображения датируются мадленским временем; первые два из них переданы гравюрой, а третье — низким рельефом.
На территории СССР, где образы позднепалеолитических людей в виде скульптурных фигурок достаточно распространены (Костенки I, Гагарино, Авдеевка, Буреть, Елисеевичи, Мальта), известна только одна гравюра — изображение женщины на плитке известняка (стоянка Костенки I), а изображения на кости и роге пока не были встречены. В связи с этим каждая новая находка вызывает особый интерес.
[adsense]
В 1955 г. при исследовании многослойной стоянки Молодова 5, находящейся на правом берегу Днестра, у с. Молодова Кельменецкого района Черновицкой области, во время расчистки пятна скоплений находок в седьмом горизонте стоянки найдено 5 «жезлов» из рога оленя, лежавших рядом. Наиболее интересен среди них третий, на поверхности которого имеются не только следы орнамента в виде нескольких рядов тонких параллельных нарезных линий, но и изображение человека 3. «Жезл» найден на глубине 3,86—3,9 м; его конец с отверстием был ориентирован на северо-восток. Размеры «жезла» — 305 X 32 X 25 мм, диаметр отверстия — 25 мм. Изображение человека расположено на внешней стороне; его размеры — 135 X 27 мм (рис. 55). Человеческий образ передан в фас низким рельефом. Отчетливо прослеживаются очертания головы, шеи, туловища и правой ноги (рис. 56); левой ноги нет, так как в древности, по-видимому, эта часть внешней поверхности рога отпала.
Любопытны некоторые детали: глаза переданы двумя маленькими углублениями, нос — небольшим выступом, а в верхней части головы, где рельеф исчезает, заметны короткие вертикальные линии, очевидно, изображающие волосы. Таким образом, хотя очертания рук отсутствуют, но на «жезле» со стоянки Молодова 5 изображен вполне реальный человеческий образ, по своей выразительности не уступающий наиболее известным среди палеолитических памятников Западной Европы изображениям людей, переданных гравюрой или рельефом (Альтамира, Комбарель, Лурд и т. д.).

Рис. 55. «Жезл». Рис. 56. «Жезл» с изображением человека из оленьего рога (Прорисовка), с изображением человека.
Необходимо также отметить, что кремневый инвентарь седьмого горизонта стоянки Молодова 5, по данным раскопок 1955 г. (наконечники с боковой выемкой, острия, орудия на пластинках с краевой ретушью), датируется концом солютрейского времени. Следовательно, изображение из Молодовы 5 хронологически древнее, чем на «жезлах» из гротов Меж, Гурдан и пещеры Мадлен.
Изображение человека на «жезле» со стоянки Молодова 5 — первое в СССР изображение позднепалеолитических людей, переданное техникой рельефа; оно значительно расширяет пока еще количественно небольшой круг образов людей в изобразительном творчестве позднепалеолитического времени.
К содержанию 67-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
Notes: