Чернигов. Пятницкая церковь

О времени постройки Пятницкой церкви в письменных источниках сведений не имеется. Наиболее ранние упоминания о ней относятся к XVII в., когда здесь был основан женский монастырь. В конце XVII в. храм был перестроен в стиле украинского барокко. С 1786 г. монастырь был закрыт и церковь стала приходской. В 1820 г. к ней была пристроена колокольня, а в 1850 г. — приделы. Вплоть до Великой Отечественной войны памятник детально не обследовался. В 1943 г. он сильно пострадал при воздушной бомбардировке. На полную высоту сохранились лишь северная и восточные части здания, тогда как западная и южная стены были на три четверти разрушены. Ступенчатые своды храма уцелели с северной и восточной сторон, а с восточной — даже кокошник, расположенный в основании барабана. Фрагмент барабана был найден при разборке руин. В 1945—1949 гг. проводились работы по обследованию памятника и его укреплению (П. Д. Барановский). Разборка руин и доследование в процессе подготовки к реставрации исполнены в 1953—1959 гг. (Н. В. Холостенко). С 1959 г. велась реставрация памятника, вернувшая ему первоначальные формы (П. Д. Барановский).

[adsense]

Пятницкая церковь — четырехстолпный трехапсидный храм (табл. 7). Общая длина его 16 м, ширина 11.5—12 м, азимут 33е. Высота здания около 24 м. Столбы в плане квадратные (со сторонами 1.52—1.54 м) со скошенными углами. Над столбами в пятах подпружных арок лежат шиферные карнизные плиты. Внутренних лопаток в церкви нет, а внешние имеют форму сложнопрофилированных пилястр, завершающихся тонкими полу колонками. Ширина пилястр 1.03 м, а их вынос от стены — до 37 см. Западные угловые лопатки более широкие и плоские, со скошенными углами. Средние членения фасадов завершаются полукруглыми закомарами стрельчатой формы, а боковые — закомарами в четверть круга. Подпружные арки расположены выше примыкающих сводов и образуют снаружи храма второй ярус закомар. В основании барабана расположен третий ярус закомар, вернее кокошников,
чисто декоративных и не отвечающих конструкции сводов. Подкупольное пространство слегка вытянуто вдоль храма, а барабан поэтому имеет в плане овальное очертание.

В западном членении храма находились хоры. Средняя их часть опиралась на цилиндрический свод, повернутый осью по линии С—Ю, а угловые — на своды с осью, направленной по линии 3—В. Лестница для подъема на хоры размещалась в западной стене и перекрыта уступчатым коробовым сводом. В северной и южной стенах есть перекрытые сводами внутристенные ходы, расположенные на уровне хор и имеющие выход на хоры.

По фасадам храма проходит лента кирпичного меандра, выше которой расположены окна, еще выше, в средних членениях фасадов, — полоса декоративных ниш. В нишах сохранились остатки штукатурки. В средних закомарах северного и южного фасадов размещены тройные окна, а в средней закомаре западного фасада — одиночное окно с бровкой. Боковые закомары западного фасада запяты кирпичным решетчатым орнаментом. Порталы имеют профилированное обрамление (в северном — более простое, уступчатое); над ними расположены бровки. На апсидах размещены вертикальные тяги, а на верху апсид — декоративный решетчатый пояс и полоса ниш. В центральной апсиде три окна, в боковых — по одному. 12-оконный барабан украшен тонкими вертикальными тягами и завершен аркатурой с вставленными в нишки терракотовыми плитками. Пол храма был выстлан поливными керамическими плитками, уложенными на растворе поверх 20 см песчаной подсыпки. Отмечены остатки фресковой росписи в интерьере церкви и в нишах на фасадах.

Здание сложено из кирпичей в равнослойной технике. Кладка велась в виде двух кирпичных стенок с заполнением из кирпичного боя и мелких камней па растворе. Через 5—7 рядов такой кладки размещались 2—3 ряда кладки, проходящей сквозь всю стену. Столбы и своды выложены сплошной кирпичной кладкой. Размер кирпичей 4.5—5X16—20 (главным образом 19)Х27—28 см. Встречаются лекальные кирпичи различных типов. Раствор розовый от примеси цемянки. Кирпичи очень разнообразны по тесту, обжигу и формовке. У многих из них на торцах имеются знаки. В стенах отмечено несколько ярусов деревянных связей. В своды (особенно в паруса) были вложены амфоры.

Фундамент имел характер сплошного котлована, выбранного под всем зданием на глубину 40—45 см. Ниже шли фундаментные рвы, достигавшие материкового грунта. Фундаменты сложены из кирпичного боя на растворе с цемянкой. Глубина фундаментов от уровня древней поверхности 1.4 м. Рядом с церковью и под нею обнаружен культурный слой XI—XIII вв.

По сведениям Г. М. Штендера, принимавшего в 1957 г. участие в восстановлении церкви, некоторые детали, например бровка над порталом, не были документированы на самом памятнике, а воссозданы но аналогии с церковью в Овруче, были находимы также лекальные кирпичи, свидетельствующие о наличии пилястр с «трилистником» — типа встреченного в храме Новгорода-Северского.

Судя по архитектурным формам и технике, памятник относится к концу XII — первой трети XIII в. На основе сопоставления этих данных с событиями политической истории П. Д. Барановский предложил более узкую дату — первые годы XIII в.

Барановский П. Д. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове. — В кн.: Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М.; Л., 1948, с. 13—34; Холостенко Н. В. Архитектурно-археологические исследования Пятницкой церкви в г. Чернигове. — СА, 1956, т. 26, с. 271— 292; Шуляк В. В. П’ятницька церква в Чернігові. — Археологія, 1975, т. 16, с. 118—121; ПІтендер Г. М. Разметка архитектурных форм древними зодчими. — В кн.: Памятники культуры. М., 1959, т. 1, с. 70—71.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 30.12.2015 — 20:13

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014