Чернигов. Борисоглебский собор. Прямых сведений о времени постройки собора нет. В «Слове о князьях» (XII в.) указано, что Давид Святославич, умерший в 1123 г., был погребен в построенном им Борисоглебском соборе: «…положила в церкви святого Бориса и Глеба, от негоже и създана бысть» [Памятники древней письменности. СПб., 1894, т. 98, с. 26]. Князь Давид правил в Чернигове с 1097 г., однако, вероятно, к постройке черниговского храма он приступил лишь после того, как в 1115 г. участвовал в завершении строительства одноименного храма в Вышгороде. Таким образом, собор был очевидно, возведен между 1115 и 1123 или в крайнем случае 1097 и 1123 гг.
[adsense]
После монголо-татарского разгрома собор был восстановлен во второй половине XIII в. В XV в. о нем имеются упоминания как о монастырском храме. В середине XVII в. собор существенно перестроили. В 1702—1703 гг. к нему пристроили колокольню, а в 1857 г. была вновь реконструирована восточная часть.
Начиная с 1947 г. проводились археологические раскопки и исследование сохранившихся частей здания, а затем реставрация памятника (Н. В. Холостенко). Выяснилось, что основное ядро древнего памятника полностью уцелело: это вся центральная часть с барабаном и куполом, но без сводов, стены до нижней части закомар, хоры. Алтарная часть храма сохранилась значительно хуже, всего до вы¬соты 60—80 см. В настоящее время здание восстановлено в первоначальном облике.
Борисоглебский собор — шестистолпный трехапсидный храм (табл. 6). Его длина 26.5 м, ширина 18.1 м, азимут 64°. Столбы крестчатые. Размер подкупольного пространства вдоль здания 6.1 м, поперек — 5.7 м. Внутренние лопатки плоские, наружные — с мощными полуколоннами (диаметр 86 см), кроме угловых пилястр, которые плоские, двухуступчатые. В западной части северной и южной стен имеется по 3 аркосильные ниши.
Толщина стен храма 1.45—1.5 м, но западная стена толще (2.25 м), поскольку в ней размещена лестница на хоры. Хоры имеют в плане П-образную форму, занимая западное членение храма и 2 боковых основного четырехстолпного пространства. Кроме входа по внутристенной лестнице на хорах есть дверь в северном членении западной стены собора для выхода на второй ярус галереи. Хоры опираются на своды: цилиндрический в среднем членении и крестовые в боковых. Своды восточных угловых членений храма цилиндрические, повернутые осями вдоль храма, а в западных угловых членениях — поперек здания. В плане барабан в нижней части прямоугольный со скругленными углами, а выше он постепенно приближается к кругу. Перекрытие лестницы на хоры и все пояса-карнизы исполнены из красного шифера. В парусах и пятах сводов под хорами отмечено наличие амфор-голосников, расположенных в строгом порядке. По фасадам у основания закомар тянется аркатурный пояс. Окна расположены в 3 яруса; верхний из них — в закомарах. Ниже аркатурного пояса, над окнами второго яруса, размещены декоративные ниши. Порталы имеют горизонтальные перемычки, а снаружи обрамлены уступами с полуциркульным завершением. По центральной апсиде проходят плоские вертикальные тяги. У 12-оконного барабана между окнами расположены вертикальные тяги, а выше — аркатурный пояс.
Здание возведено из кирпичей в технике равнослойной кладки. Кирпичи светло-желтые, размером 4—4.5X18—22X27—33 см, хотя применялись также более узкие — шириной 12—13 см — и более крупные — 4.5X22—26X34—36 см. Использовались лекальные кирпичи с полукруглым торцом, трапециевидные, в виде сегментов, фигурные — для аркатуряого пояса. Раствор с примесыо цемянки. На фасадах раствор имеет одностороннюю верхнюю подрезку швов. Почти у всех кирпичей найдены знаки на торцах или метки на постелистой стороне. Наружные поверхности стен сразу после возведения покрывались затиркой с разбивкой полосами белого раствора на квадры, имитирующие белокаменную кладку. Фундамент сложен в нижней части из известняковых плит с добавкой валунов и битых кирпичей, на растворе. Выше фундамент состоит из 16 рядов кирпичной кладки. Под основанием фундамента отмечены следы деревянных лежней (по 2 лежня вдоль стен). Глубина фундамента 2.4 м. Вдоль храма по направлению В—3 проходят ленточные фундаменты, соединяющие столбы; под столбами они имеют расширения.
Пол в храме был настлан из шиферных плит. Он лежал на слое песка, под которым имелась подготовка из мелкобитых кирпичей и раствора. В апсиде пол был покрыт поливными керамическими плитками, а его уровень с помощью подсыпки из мелкотолченых кирпичей был поднят на 20 см выше пола основной части храма. В алтарной апсиде обнаружены остатки горнего места и куски престола из шиферных плит. Алтарная преграда была деревянной: сохранилась часть брусьев ее основания. В подкупольном пространстве находился омфалий из шиферных плит с мозаичным набором. Интерьер храма был расписан фресками, многочисленные фрагменты которых найдены при раскопках. Кроме того, остатки фресок обнаружены в декоративных нишах на фасадах и на уступах порталов.
[adsense]
Раскопки вокруг здания собора выявили наличие пристроек. Вдоль северного и западного фасадов храма проходили галереи, причем северная заканчивалась с востока небольшой часовней с апсидой. С юга галереи не было, но у юго-восточного угла собора тоже стояла небольшая часовня с апсидой, а перед южным порталом — притвор. Стены галереи снаружи и внутри были расчленены лопатками в соответствии с членениями самого собора. В стенах располагались многочисленные аркосольные ниши. Судя по пилонам, пристроенным к пилястрам храма, галереи перекрывались сводами. Куски последних были найдены при раскопках. Встречены также фрагменты аркатурного пояса. Ширина галерей 3.9—4.1 м. Пол галерей и южного притвора был устлан поливными керамическими плитками, а в часовнях, как показали многочисленные кусочки смальты, он был мозаичным. В северной часовне сохранились остатки престола. Эта часовня кроме входа из галереи имела узкий проход в северную апсиду. На апсиде северной часовни, по ее оси, про¬ходит узкая вертикальная тяга. У северного портала галереи простое одноуступчатое обрамление, а западный был оформлен несколькими полуколоннами. Фундамент галерей аналогичен по устройству фундаменту собора, но мельче: его глубина 1.1 м. Сверху он перекрыт шестью рядами кирпичной кладки. Фундамент южной часовни имеет глубину 1.2 м и перекрыт лишь двумя рядами кладки.
Судя по совпадению строительно-технических особенностей, галереи были пристроены к собору сразу же после его окончания пли во всяком случае через небольшой промежуток времени. Южная часовня, возможно, сооружена несколько позднее. При реставрации здания галереи из-за отсутствия необходимых данных об их облике не были восстановлены. Исследование показало, что галереи ремонтировались, по-видимому, в конце XII в. При этом частично заложены их поперечные арочные проемы и некоторые аркосольные ниши. Закладки исполнены красным кирпичом, имеющим размер 4.5—5ХІ9— 20X26—27 см, на розовом растворе с крупной цемянкой.
Уже в середине XIX в. при перестройке собора были найдены резная белокаменная капитель и фрагмент полуколонки. В 1947—1948 гг. во время раскопок обнаружено еще 7 белокаменных фрагментов: капители, камень от капители пилястры, угловой камень. Происхождение этих фрагментов неясно. Некоторые исследователи считают, что капители не одновременны и могли принадлежать даже различным зданиям (Е. В. Воробьева). Более вероятно все же, что все встреченные в Борисоглебском соборе белокаменные фрагменты происходят от этого здания, хотя неизвестно, от каких его частей.
H. В. Холостенко полагал, что капители относятся к полуколоннам фасадов (при реставрации копии этих капителей были здесь установлены), а остальные камни — к западному порталу галереи.
Раскопки внутри собора показали, что здесь уцелели остатки какого-то более древнего здания. Обнаружены северная стена, почти параллельная стене собора, и примыкающие к ней начала трех поперечных стен. Местами эти стены сохранились на высоту до 70 см от обреза фундамента. Стены сложены из кирпичей в технике со скрытым рядом. Размер кирпичей 2.5—3.5X26—28X33—36 см; встречаются и более узкие — шириной 15—18 см. Кирпичи светло-желтые. Найдены лекальные кирпичи с полукруглым торцом и треугольные. На кирпичах имеются знаки на торцах и метки на постелистой стороне.
Через 3—4 ряда кирпичной кладки в стене проходит слой камней. Раствор розовый, с цемянкой. Толщина западной и двух крайних поперечных стен 1.2 м, а средней поперечной — 1.57 м. Фундамент постройки сложен из рваного камня (песчаник, кварцит) с обломками кирпичей на растворе с цемянкой. В основании фундамента обнаружены следы деревянных брусьев. Глубина фундамента 1.1 м. Рядом с остатками раскопанного здания найдены небольшие фрагменты свинцовых листов от кровли, половинка базы восьмигранного столба, неполивные керамические плитки щитково-крестообразной формы и поливные квадратные. Встречены также куски сводов и фрагменты штукатурки с остатками фресковой росписи. Обломки кладок, раствора и фресок того же типа обнаружены в кладке фундаментов Борисоглебского собора и в подсыпке под его полом.
Здание погибло в результате пожара. Назначение его не вполне ясно. Согласно предположению Н. В. Холостенко, это был двухкамерный княжеский терем. Общий его размер 9.8 X 6.5 м. Снаружи здание имело плоские лопатки. В средней стене, как считал Холостенко, могла помещаться лестница на второй этаж.
Фундаменты собора и лежащего под ним здания прорезают культурный слой VIII—X вв. Датировка Борисоглебского собора спорна. Н. В. Холостенко считал существующее здание храма той церковью, которая упомянута в «Слове о князьях» и, следовательно, относится к первой четверти XII в. Раскопанный под церковью терем Холостенко на основании строительной техники и стратиграфических наблюдений датирует первой половиной XI в. Однако высказывалось и иное мнение: остатки, вскрытые под существующим зданием, — не терем, а именно церковь, названная в «Слове о князьях». В таком случае датировка существующего здания Борисоглебского собора отодвигается во вторую половину XII в.
Остапенко М. А. Дослідження Борисоглібського собору в Чернігові. — В кн.: Архітектурні пам’ятники. Київ, 1950. с. 65—72; Холостенко Н. В. 1) Исследования Борисоглеб¬ского собора в Чернигове. — СА, 1967, № 2, с. 188—210; 2) Неизвестные памятники монументальной скульптуры Древней Руси. — Искусство, 1951. № 3, с. 84—91; 3) Черниговские каменные княжеские терема…, с. 3—17; Воробьева Е. В., Тиц А. А. О датировке Успенского и Борисоглебского соборов в Чернигове. — СА, 1974, № 2, с. 106; Воробьева Е. В. Семантика и датировка черниговских капителей. — В кн.: Средневековая Русь. М., 1976, с. 175—183.