Бронзовый век Кавказа и Средней Азии

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

Кавказский центр металлургии. Культуры долин и гор

Кавказ в бронзовом веке играл особую роль, которая определялась его положением на стыке Европы и Азии, близостью к древнейшим очагам цивилизации и тем, что он являлся центром бронзовой металлургии. В эпоху бронзы Кавказ выделяется как горно-металлургическая область с двумя по крайней мере центрами — северокавказским и закавказским.

На Северном и Центральном Кавказе и в Закавказье в бронзовом веке сложилось несколько археологических культур, которые хронологически приходятся на эпоху ранней бронзы и эпоху развитой и поздней бронзы. Различные по своему происхождению и физико-географическим условиям развития культуры Кавказа имели общие черты: развитое скотоводство и земледелие, преобладание крашеной (расписной) керамики, наличие циклопических сооружений из огромных камней. Связи населения Кавказа с жителями Передней Азии способствовали распространению некоторых достижений передневосточной цивилизации. В ходе раскопок найдены мечи древнеассирийских форм, переднеазиатские топоры, древневосточные секиры.

Основные археологические культуры ранней и развитой бронзы на территории Евразии: 1 - прибалтийская; 2 - тшеницкая; 3 - комаровская; 4 - сосница; 5 - катакомбная; 6 - кызыл-кобинская; 7 - прикубанская; 8 - колхидская; 9 - кобанская; 10 - каякентско-хорочаевская; 11 - центральнокавказская; 12 - тазабагъябская; 13 - анау; 14 - заманбабинская; 15 - андроновская; 16 - карасукская и близкие ей культуры; 17 - сузгунская; 18 - сейминско-турбинская

Основные археологические культуры ранней и развитой бронзы на территории Евразии: 1 — прибалтийская; 2 — тшеницкая; 3 — комаровская; 4 — сосница; 5 — катакомбная; 6 — кызыл-кобинская; 7 — прикубанская; 8 — колхидская; 9 — кобанская; 10 — каякентско-хорочаевская; 11 — центральнокавказская; 12 — тазабагъябская; 13 — анау; 14 — заманбабинская; 15 — андроновская; 16 — карасукская и близкие ей культуры; 17 — сузгунская; 18 — сейминско-турбинская

Эпоха ранней бронзы на Северном Кавказе представлена майкопской культурой (середина — вторая половина III тысячелетия до н. э.), названной так по раскопанному в конце прошлого века на р. Белой Майкопскому кургану. Огромная погребальная камера под десятиметровой насыпью кургана разделена деревянной перегородкой на три отсека. Главное погребение находилось в южном отсеке, где обнаружен скелет мужчины. Его голову украшала золотая диадема и множество дорогих украшений, свидетельствующих о том, что над покойником висел матерчатый балдахин на серебряных колышках, украшенных литыми из золота и серебра фигурками быков. На балдахине были нашиты золотые бляшки, изображающие львов. В двух других отсеках были погребены женщины с хозяйственным инвентарем. В камере обнаружены медные кинжалы, плоские топоры, золотые и серебряные сосуды. На одном из серебряных сосудов, украшенных чеканкой, изображены идущие друг за другом звери на фоне поросших лесом Кавказских гор и стоящий на горе медведь. В Майкопском кургане, очевидно, был погребен вождь.

Изображение на серебряном сосуде майкопской культуры III тысячелетия до н. э.

Изображение на серебряном сосуде майкопской культуры III тысячелетия до н. э.

Предметы майкопской культуры найдены в курганах около Новосвободской, в Нагорном Карабахе, у хутора Рассвет и Ульского аула. К майкопской культуре принадлежат предметы Старомышатского клада: серебряный сосуд, серебряные фигурки быка и антилопы, золотая головка льва, золотые височные кольца и др.

Для западной части Кавказа были характерны каменные погребальные сооружения типа дольменов. Уникальна каменная многоугольная гробница в Новосвободской и гробница из каменных плит в Нальчикском кургане. В большинстве курганов останки находились в скорченном положении на боку, головой преимущественно в южном направлении. Ареал распространения майкопской культуры — Северо-Западный Кавказ, Кабардино-Балкария, Чечня и Ингушетия, от Таманского полуострова на западе до Дагестана на востоке. В центральных и западных районах Северного Кавказа расположены самые ранние памятники майкопского типа.

Бронзовый век Северного Кавказа 1 — северокавказская культура; 2— майкопская; 3 — каякентско-хорочаевская; 4— колхидская; 5 — центральнокавказская (кобанская); 6— восточнозакавказская; 7—самтаврская; 8 — триалетская

Бронзовый век Северного Кавказа
1 — северокавказская культура; 2— майкопская; 3 — каякентско-хорочаевская; 4— колхидская; 5 — центральнокавказская (кобанская); 6— восточнозакавказская; 7—самтаврская; 8 — триалетская

Из нескольких десятков поселений майкопской культуры — Мешоко, Хад- жох у г. Кисловодска, Нальчикское, Долинское и др.— большинство находится в труднодоступных местах. Известны и пещерные поселения, например Воронцовская пещера. Многие поселения укреплены. Жилища представляют собой каркасные постройки, обмазанные глиной и расположенные по кругу площади поселения. Открыты очажные ямы и остатки хранилищ для запасов. Среди орудий труда каменные зернотерки, терочники, клиновидные топоры, долота, отбойники, отжимники, вкладышевые пластины, проколки, костяные рыболовные крючки, глиняные пряслица, сделанные из черепков от сосудов. Из предметов вооружения известны кремневые наконечники дротиков и стрел, круглые шары для пращи, а из украшений — каменные браслеты и подвески. Изделий из металла в майкопских поселениях много. Это бронзовые шильца, браслеты, долота, пронизки, пластинки.

В эпоху ранней бронзы почти все Закавказье, Северо-Западную часть Ирана и Восточную Анатолию охватывала куро-аракская культура. На севере и северо-востоке она занимала территорию Дагестана, Чечни, Ингушетии и некоторые районы Северной Осетии. Куро-аракская культура изучена в основном по поселениям. Наиболее густо были заселены Араратская равнина в Армении, Картлийская низменность в Грузии, бассейн Куры в Азербайджане и дагестанское побережье Каспийского моря. Памятниками этой культуры являются второй слой Кюль-Тепе I в Нахичевани, Мингечаурский комплекс в Азербайджане, Шенгавит, Гарни, Эчмиацзин в Армении и др.

Поселения располагались у рек, на естественно укрепленных холмах, на участках, благоприятных для развития земледелия и скотоводства. Как и в предшествующую эпоху, основным типом жилища были круглые дома на каменном фундаменте, известны и прямоугольные глинобитные дома, сложенные из сырцового кирпича площадью до 60 кв. м с глиняными толстостенными очагами переносного типа. На некоторых поселениях открыты большие хозяйственные ямы для хранения зерна. Обработка земли производилась примитивной сохой с использованием тягловой силы животных. Обнаружено большое количество злаков и каменных зернотерок. С III тысячелетия до н. э. скотоводство было связано с сезонными перегонами скота из долин в горы, что способствовало освоению и заселению горных районов.

В Закавказье обнаружены погребальные комплексы куро-аракской культуры. Погребальные сооружения были различными: подкурганные погребения, грунтовые захоронения в могилах овальной формы и в каменных ящиках. Среди способов захоронения — погребения в скорченном положении на боку, прибегали и к трупосожжению. Куро-аракская культура существовала на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. до конца III тысячелетия до н. э.

Во II тысячелетии до н. э. в районах Кавказа сложилось несколько археологических культур со своими особенностями. Значительную территорию Северного Кавказа от Кубани и Ставрополья до Грозного занимали племена северокавказской культуры. К западу от нее вплоть до Черноморского побережья расселились племена прикубанской культуры эпохи бронзы. На огромной площади восточной части Кавказа до Дербента на юге проживали племена каякентско-хорочаевской культуры. Сложную картину представлял Центральный Кавказ. Здесь сформировалась центральнокавказская (кобанская) культура, в бассейне р. Кура возникла самтаврская культура, к востоку от нее по р. Алазани и Иори — восточнозакавказская, к югу — триалетская культура. Западную часть Грузии и побережье Черного моря от Гагр до Батуми занимали племена колхидской культуры эпохи бронзы.

Относительно хорошо изучена северокавказская культура, памятники которой открыты в разных местах Северного Кавказа, в речных долинах Терека и Кубани, в степях Ставрополья и высокогорных районах. Еще в прошлом веке были исследованы курганы около Ульского аула, станиц Новолабинской, Келермеской, Воздвиженской, у г. Армавир и в окрестностях г. Пятигорска. Курганные могильники северокавказской культуры содержат скорченные (более поздние — вытянутые) погребения в ямах, выложенных каменными плитами. Для раннего этапа культуры характерны костяные изогнутые булавки, каменные песты, кремневые наконечники стрел и каменные шлифованные топорики с просверленным отверстием для ручки, глиняные черные сосуды, покрытые елочным орнаментом. Форма их различна: одни напоминают банку, другие имеют высокую шейку и шаровидное тулово (кувшины), встречаются массивные и приземистые сосуды. Среди бронзовых орудий труда много топоров и тесел, долот, листовидных ножей, изящных и богато украшенный булавок. Широко известны отлитые из бронзы серпы. Установлено, что земледелие у племен северокавказской культуры сочеталось с яйлажным сезонным скотоводством и охотой. Важную роль в хозяйстве играла металлургия и обработка металлов. Эта культура сложилась на основе предшествующей ей майкопской культуры и прошла в своем развитии три этапа: начало II тысячелетия — XVII в. до н. э.— зарождение культуры, XVII—XV вв. до н. э.— период расцвета, XV в.— конец II тысячелетия до н. э.— время упадка, который совпадает с интенсивным наступлением степных племен с севера.

Поздний период северокавказской культуры обычно называют кобанским, выделяя его в отдельную культуру. Кобанская культура по времени совпадает с концом бронзы и началом раннего железного века. Свое название она получила по могильнику, расположенному около с. Верхний Кобан. В погребениях Тлийского могильника (XV—X вв. до н. э.) много бронзовой и керамической посуды: обожженные сосуды с ручками, украшенные геометрическим орнаментом, бронзовые кружки с зооморфными ручками, чаши и миски. Среди находок втульчатые наконечники копий, красивые боевые топоры с сечкообразным лезвием и длинным изящным обухом, гравированные кинжалы с ажурными рукоятками, серпы и мотыги, бронзовые ложечки, пинцеты, пластины, украшения для пояса. Некоторые из предметов покрыты орнаментом и изображениями различных сцен. Встречаются атрибуты конской сбруи — удила, бляхи, свидетельствующие об использовании лошадей для верховой езды, а также разнообразные украшения: бронзовые фибулы-застежки и подвески в виде фигур людей, оленей, лошадей, собак и кабанов.

Обработка бронзы в кобанской культуре достигла своего совершенства. Кобанская бронза отличается высоким содержанием олова, хорошими техническими качествами. Древние мастера знали различные способы отливки предметов, применяли ковку листовой бронзы, гравировку и инкрустирование. Здесь в первые века I тысячелетия до н. э. уже были знакомы с железом.

Население, оставившее нам памятники кобанской культуры, занималось пастбищным скотоводством в горах и земледелием в речных долинах.

Для эпохи ранней и особенно средней бронзы в Грузии характерны курганы с земляной или каменной насыпью. Однако встречаются и грунтовые погребения. В позднюю бронзу преобладают грунтовые погребения с небольшими каменными насыпями, исследованные в Холве, Гостибе, Нареквави и других местах, а также в Мингечаури (Азербайджан) и у оз. Севан (Армения). В позднюю бронзу отмечаются различные ритуалы: трупосожжение и вытянутое трупоположение. Могильники устраивались недалеко от поселений. В Восточной Грузии известны места добычи медной руды. Значительный материал дали святилища и клады. В святилище конца II — начала I тысячелетия до н. э. недалеко от Рустави на площадке с останками трупосожжения обнаружена модель бронзовой колесницы. Более двадцати поселений со слоями эпохи бронзы известно в долине р. Алазани. Здесь найдены открытые четырехугольные в плане полуземлянки, стены которых возводились из камней, пол был выложен каменными плитами, печи для выпечки хлеба, жертвенники. На горных поселениях эпохи поздней бронзы обнаружены остатки каменных строений, каменные ограды и хозяйственные ямы. Для памятников эпохи

Центральнокавказская, кобанская и триалетская культуры: 7 —поясная пряжка; 2—фрагмент орнаментированного пояса; 3 — топор с гравировкой; 4—кинжал; 5— бронзовый крючок; 6— булавка (Кобанский, Тлийский могильники); 7 — керамический сосуд триалетской культуры; 8 — золотой инкрустированный сосуд

Центральнокавказская, кобанская и триалетская культуры:
7 —поясная пряжка; 2—фрагмент орнаментированного пояса; 3 — топор с гравировкой; 4—кинжал; 5— бронзовый крючок; 6— булавка (Кобанский, Тлийский могильники); 7 — керамический сосуд триалетской
культуры; 8 — золотой инкрустированный сосуд

бронзы в Восточной Грузии характерна чернолощеная керамическая посуда. Присутствует свидетельство о развитии неполивного земледелия. Бронзовые серпы и кремневые зубчатые вкладыши составных серпов, камни от молотильных досок, зернотерки встречаются на всех поселениях, известны бронзовые и каменные наконечники мотыг. Население сеяло пшеницу и ячмень, использовало тягловую силу крупного рогатого скота.

В Центральном Закавказье во II тысячелетии до н. э. сложилась культура, которая по месту находок называется культурой курганов Триалети: наиболее характерные памятники ее были открыты в долине Триалети в Грузии. Многочисленную группу среди них составляют могилы общинников с довольно скромным инвентарем. Их хоронили на поверхности глиняных площадок, на которых потом сооружали курган из камней. Часть курганов содержит обширные погребальные камеры. Дно камер устилали камышовой циновкой, а стены выкладывали каменными плитами. В камеру вел специальный коридор, по которому на повозке доставляли покойника и предметы погребального культа. В одном из курганов найдены остатки повозки с четырьмя колесами, сделанными из целых деревянных кругов. В камеру вместе с умершими клали убитых животных (быков, свиней), металлические предметы: бронзовое оружие, медные котлы, украшения из серебра и золота. Исключительно интересны фигурные кубки с драгоценными камнями. Один кубок был выкован из целого куска серебра и украшен двумя поясами чеканных изображений. Верхний пояс рисунка передает ритуальную сцену: идущие друг за другом фигуры с волчьими хвостами, одетые в длинные хитоны и с чашками в руках. Процессия направляется к дереву, под которым на троне перед жертвенником сидит такая же фигура. На нижнем поясе — повторяющиеся изображения оленей. Изящны золотые головки серебряных булавок, крупные золотые бусины величиной с грецкий орех, ожерелья, нашивные штампованные пластинки и золотые фигурки животных. Несомненно, в этих курганах была погребена родовая знать. Известны и поселения этой культуры, обнесенные крепостными стенами из камней, с домами, сложенными из каменных плит.

Предметы кобанской культуры Северного Кавказа (по А.И. Милюковой и др.)

Предметы кобанской культуры Северного Кавказа (по А.И. Милюковой и др.)

Для культуры Триалети характерны бронзовые кинжалы в виде клинков, крупные втульчатые наконечники копий. Сохраняются и кремневые наконечники стрел, изготовление которых достигает высокой степени совершенства. Среди глиняной посуды выделяются черные блестящие сосуды и расписные, обычно красноватого цвета. На их поверхность нанесены черные узоры в виде треугольников, заполненных зигзагообразными линиями. На сосудах встречаются изображения птиц и спиралеобразные линии, символизирующие растущие посевы.

В центральнокавказской культуре выделяются памятники XVI—XIII вв. до н. э. и более поздние, относящиеся к XII—X вв. до н. э. К последним относятся могильники по р. Риони; большое количество могил исследовано в Тлийском могильнике. Погребения в основном двух типов — вытянутые и скорченные. В памятниках этой культуры много изделий из бронзы. К XVI—XIII вв. до н. э. относятся своеобразные топоры, известные еще в IV тысячелетии до н. э. в Месопотамии, кинжалы с составными ручками, наконечники копий, своеобразные каменные булавы, крючки, шилья, диадемы и спиральные пронизки для кос.

Бронзовый век Средней Азии

В эпоху бронзы в южных районах Средней Азии развивалась земледельческая культура, связанная с предшествовавшей энеолитической. Классическим памятником эпохи бронзы здесь является поселение Алтын-депе. К эпохе бронзы относятся верхние (IV—VI) слои Намазга-тепе и Анау III, которые датируются второй половиной III—II тысячелетием до н. э. В это время складывается городская планировка и городская культура, хорошо изученная на поселениях Геоксюр и Намазга-тепе. Многокомнатные глинобитные дома со сводчатыми перекрытиями образовывали крупные жилые массивы, целые кварталы, рядом располагались ремесленные постройки. Наряду с домами общинников обнаружены монументальные сооружения. В Южном Узбекистане к эпохе бронзы относится огромный погребальный комплекс Сапали.

В эпоху бронзы увеличивается количество металла, обнаружены металлургические горны и литейные формы, бронзовые серпы, ножи, металлические наконечники стрел и украшения. Тем не менее не были вытеснены каменные орудия: зернотерки, наконечники стрел из камня продолжали широко использоваться.

В Южной Туркмении эпохи бронзы в обиходе оставались известные раньше формы посуды, но орнамент стал одноцветным, сосуды расписывались черной краской. Среди находок глиняные стилизованные статуэтки женщин, макеты повозок, фигурки животных. Однако налицо и принципиальные изменения в характере хозяйства и культуры: пашенное земледелие, глиняная посуда, изготовленная уже с помощью гончарного крута, распространение изделий из оловянистой и мышьяковистой бронзы.

В южных районах Средней Азии сложилась культура, которую можно охарактеризовать как протогородскую цивилизацию. Об этом свидетельствуют постройки городского типа, планировка поселений, монументальные храмовые постройки, близкие к зиккуратам Месопотамии. Поселения городского типа отличались большими размерами, системой укреплений, наличием цитадели. Формирование раннегородских центров в Южном Туркменистане в конце III—начале II тысячелетия до н. э. было связано с концентрацией земледельческого населения, развитием ремесленного производства, например Алтын-депе и Намазга-тепе. Город становится и центром культового комплекса, жреческой корпорации (Алтын-депе).

На Алтын-депе открыты двух- и четырехкомнатные дома, плотно примыкавшие друг к другу, с выходом на площадь внутри застройки. Поселок был обнесен стеной до 6 м толщиной, около которой находились прямоугольные гробницы. В поздний период появились дома анфиладной постройки, с коридором, а также дома-святилища, в которых очаг располагался на возвышении.

Отдельные участки обширного поселения Алтын-депе имели разное функциональное назначение: выделяются квартал гончаров и квартал знати, который отличался планировкой, просторными прямоугольными домами. Особое место занимал культовый центр — ступенчатое башнеобразное сооружение, обширные хранилища и погребальный ансамбль в виде анфиладных помещений различного назначения и погребальной камеры. Алтын-депе — это поселение раннегородского типа, центр сельскохозяйственной округи, ремесла и религиозный центр.

Комплекс предметов Алтын-депе свидетельствует о значительном прогрессе в гончарном деле и обработке металла, в развитии транспортных средств, сельскохозяйственного производства. Тонкостенные сосуды сделаны на гончарном круге и хорошо обожжены. Бронзовые предметы разнообразны: массивные тесла, однолезвийные ножи, треугольные и черешковые наконечники стрел, бронзовые серпы и украшения, бронзовые и серебряные печати. Таким образом, на базе местных энеолитических культур Южной Туркмении в эпоху бронзы сложилась ранняя цивилизация древневосточного типа.

Комплекс Алтын-депе (по В. Массону): 1 - керамические сосуды; 2 - печати; 3 - изделия из бронзы; 4 - керамические статуэтки; 5 - голова быка (бронза, инкрустация); 6 - керамическая модель повозки; 7 - мастаба (реконструкция)

Комплекс Алтын-депе (по В. Массону): 1 — керамические сосуды; 2 — печати; 3 — изделия из бронзы; 4 — керамические статуэтки; 5 — голова быка (бронза, инкрустация); 6 — керамическая модель повозки; 7 — мастаба (реконструкция)

Во II тысячелетии до н.э. возникают урбанизированные поселения и в других районах Средней Азии, в частности по среднему течению Амударьи. Целый оазис земледельческих поселений открыт в дельте Мургаба. Культура
их соответствует верхним слоям комплекса Алтын-депе. Несколько поселений расположены в долине на расстоянии 3—4 км друг от друга. Они были застроены крупными домами. Обычно центром являлось крупное поселение площадью 5 и более га, вокруг которого находились более мелкие поселения. В их культуре прослеживается традиция культуры Алтын-депе.

Земледельческие поселения раннегородского типа открыты на территории Таджикистана, Узбекистана и Афганистана. Они располагались у протоков, вода которых использовалась для орошения. Установлено, что возделывали ячмень, пшеницу, виноград, просо. Хорошо исследованным поселением такого типа является Сапали. Основой планировки была крепость. В центре находился двор, вокруг располагались хозяйственные и жилые комплексы. Другое поселение и могильник культуры сапали — Джаркутан — находятся на правом берегу Амударьи. Площадь поселения около 100 га, цитадель занимает 4 га. Раскопки позволили выявить специализацию производства, о чем свидетельствуют метки на керамике и наличие социальных групп погребенных. Очевидно, в эпоху бронзы Джаркутан был главным центром обширного региона на севере Бактрии.

К северу от рассмотренных территорий, в Хорезме, эпоха бронзы представлена стоянками и могильниками тазабагьябской культуры. В основном это поселения, расположенные на берегах небольших притоков, в дельте Амударьи. Тазабагьябская культура отличается от культуры раннего земледелия типа Анау. Она связана с приходом в плодородные долины Средней Азии в начале II тысячелетия до н. э. индоевропейского или индоиранского населения. Этот тип людей хорошо изучен по материалам могильника Кокча III. В грунтовых ямах находились парные или одиночные скорченные останки. Вероятно, такой обычай был связан с существованием парной семьи. У головы погребенного ставили один или два сосуда с жидкой пищей. Большинство сосудов покрыто орнаментом из заштрихованных треугольников, различных сочетаний ломаных линий и зигзагов. Орнамент наносили гребенчатым штампом или прочерчивали. Бронзовых предметов мало, в основном это украшения: выпуклые браслеты, височные подвески в виде удлиненной спирали. В мужских погребениях обнаружены бронзовые четырехгранные в сечении шилья, вставленные в костяные рукоятки.

Люди жили в прямоугольных землянках. Стены сооружались из деревянных столбов, переплетенных камышом и обмазанных глиной. В центре дома находился очаг для обогревания помещения, вдоль стен обнаружено еще несколько небольших очагов, вокруг которых сосредоточена основная масса археологических материалов. Очевидно, эти очаги принадлежали отдельным парным семьям.

По черепам людей отчетливо различают два антропологических типа. Первый — большеголовый, высокого роста — ближе к европеоидному типу населения степей Евразии, второй — к древнейшему населению Индии.

Комплекс Джаркутан: 1 - бронзовые печати; 2-3 - бронзовые кольца; 4 - наконечники; 5-9 - металлические проколки; 10 погребение; 11-15 - керамические сосуды.

Комплекс Джаркутан: 1 — бронзовые печати; 2-3 — бронзовые кольца; 4 — наконечники; 5-9 — металлические проколки; 10 погребение; 11-15 — керамические сосуды.

В середине II тысячелетия до н. э. в Хорезме существовала суярганская культура, известная по стоянкам Джанбас VI, Кокча II, Базар II и др. К концу II тысячелетия до н. э. суярганское население в значительной степени ассимилирует тазабагьябское, культура приобретает новый облик. Суярганские поселения занимают большие площади. Здесь много керамики и плоскодонных сосудов без орнамента. Сосуды хорошо обожжены, залощены, некоторые покрыты красноватой краской. Из бронзовых предметов этой культуры встречаются однолезвийные ножи и бронзовые серпы. Население суярганской культуры занималось земледелием и скотоводством.

Памятники бронзового века Хорезма связаны с возникновением здесь первобытного ирригационного земледелия. С течением времени ирригационное орошение совершенствовалось. Оросительная сеть в эпоху бронзы возникла первоначально на боковых протоках дельты, около которых были расположены обрабатываемые участки земли.

Литература

Аскаров А.Л., Абдуллаев Б.Н. Джаркутан (к проблеме протогородской цивилизации на юге Узбекистана). Ташкент, 1983.
Гаджиев М.Г. Из истории культуры Дагестана в эпоху бронзы. Махачкала, 1969.
Древние общества Кавказа в эпоху палеометалла. СПб., 1997. ^
История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. Гл. 1—3. М., 1988.
История человечества. Т. II. III тысячелетие до н. э.— VII в. н. э. / Под ред. А.Х. Дани и Ж.П. Моэна. ЮНЕСКО, 2003.
Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.
Кузьмина Е.Л. Металлические изделия энеолита и бронзового века в Средней Азии. М., 1966. Кушнарева И.Х. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии // Археология СССР. М., 1994. Майкопский феномен в древней истории Кавказа и Восточной Европы. Л., 1991.
Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М., 1978.
Марковин В.И. Культура племен Северного Кавказа в эпоху бронзы (II тысячелетие до н. э.) // МИА. М., 1960. № 93.
Массон В.М. Первые цивилизации. Л., 1989.
Мунчаев Р.М. Кавказ на заре бронзового века. М., 1975.
Новое в археологии Северного Кавказа. М., 1986.
Пиотровский Б.Б. Археология Закавказья. Л., 1949.
Проблемы древней истории и культуры Северного Кавказа. М., 2004.
Ранняя и средняя бронза Кавказа // Археология СССР. М., 1994.
Техов Б.В. Центральный Кавказ в XVI—X вв. до н. э. М., 1977.

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

В этот день:

Дни смерти
1935 Умер Джеймс Брэстед — американский археолог и специалист по цивилизациям Древнего Ближнего Востока, ввел термин «Плодородный полумесяц».

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014