К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу
Во всей области распространения мегалитов на Атлантическом побережье стремление получить хорошую гробницу стимулировало производство излишков богатства; постройка гигантских гробниц и импорт магических веществ способствовали обороту накопленного богатства. Однако оно не употреблялось ни на содержание профессионалов-литейщиков, ни на покупку руды. Во Франции гробницы с бронзовыми орудиями и оружием и клады изделий из бронзы появляются в общем лишь в среднем бронзовом веке, когда строители курганов распространились из Центральной Европы по Центральному массиву. Только в Бретани имеется группа гробниц, содержащих в изобилии оружие, типичное для раннего бронзового века.
[adsense]
Указанные гробницы представляют собой замкнутые камеры, построенные из камня без скрепляющего раствора, иногда имеющие крышу в виде ступенчатой арки и всегда покрытые пирамидой. Покойников обычно, но не всегда, сжигали; их хоронили на деревянных досках (возможно, это остатки гробов) вместе с оружием и украшениями. Оружие состояло обычно из одного или двух плоских или снабженных закраинами, наподобие молота, топоров, нескольких кинжалов и превосходных наконечников стрел с квадратными зазубринами и черешками. Кинжалы были или круглообушные, укрепленные посредством продольного ребра, или треугольные, с идущими параллельно краю желобками и иногда с рудиментарным черешком. В восьми случаях деревянные рукоятки (или ножны) были украшены маленькими золотыми гвоздиками, образующими пунктирный узор. Среди украшений встречаются булавка с головкой в форме кольца, несколько спиральных колец из серебра и янтарные бусы. Керамика представлена биконическими урнами с двумя или четырьмя ручками, соединяющими край и плечико сосуда (рис. 145).
Очевидно, эти погребения принадлежат богатым воинственным вождям. Они сосредоточены на севере и во внутренних частях полуострова; как правило, они не встречаются в главных центрах культуры мегалитов, где, по-видимому, еще пользовались старинными семейными склепами.
Таким образом, военачальники бронзового века едва ли были потомками прежних мегалитических вождей или людей культуры кубков, у которых они ничего не позаимствовали из своего инвентаря. Серебро они получали, по-видимому, из Альмерии или Сардинии. Булавка с головкой в форме кольца относится к центральноевропейскому типу, кинжалы с желобками, по-видимому, близки к североитальянским образцам, а также к кинжалами из долины Роны в Швейцарии (стр. 394). Однако основным источником металла и центром влияння в отношении обработки металла являлись, очевидно, Британские острова, где, например, также встречаются окованные золотом ручки кинжалов. В самом деле, связи с Британией были настолько тесными, что в течение некоторого времени Бретань и Уэссекс составляли одну культурную провинцию.
Пиггот объясняет это единство вторжением жителей Бретани в Южную Англию. Убедительность его аргументации ослабляется трудностями, возникающими при попытке удовлетворительно доказать континентальное происхождение культуры бронзового века Бретани. Хокс склонен производить ее от центральноевропейской культуры сосудов с веревочным орнаментом и культуры курганов; однако в подтверждение своих взглядов он может указать лишь на два изолированных кургана (в Алье и Дордони) между Бретанью и Рейнской областью. Во всяком случае, связи с Уэссексом указывают на частичный синхронизм между этой культурой и «ранним средним бронзовым веком Британии», совпадающим с нижней границей IV дунайского периода, то есть приблизительно с 1400 г. до н. э. (стр. 444). Эта датировка в свою очередь подтверждается границами, на которые указывают швейцарские и итальянские прототипы кинжалов с желобками из Арморики. Однако таинственная культура бронзового века, внезапно выросшая в темной ночи мегалитического периода, перестала развиваться. Лишь в самом конце бронзового века появляются огромные клады, свидетельствующие о включении Бретани и остальных областей Франции в торговую систему, которая обеспечивала регулярное распределение металла.
К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу