Ю.С. Худяков — Боевые колесницы в Южной Сибири и Центральной Азии

Велика была роль колесного транспорта в освоении древними скотоводами степных ландшафтов Евразии. До распространения верховой езды запряженные колесные повозки являлись основным средством передвижения и транспортировки. Они широко использовались в военном деле, применялись для ведения боя в открытой местности.

Изучение боевых колесниц древней Центральной Азии привлекало многих исследователей. В специальных работах П.М. Кожина, Э.А. Новгородовой, М.В. Горелика, А. Хойслера, А.В. Варенова затрагивались вопросы изучения этого важнейшего вида древней военной техники и особого рода войск. Основным источником для работ на данную тему были петроглифы. В меньшей степени исследованы в этом аспекте другие виды источников: монументальные поминальные и погребальные сооружения, предметы вооружения, относящиеся к периоду развитой бронзы на территории Монголии и юга Сибири. Анализ всех имеющихся материалов должен способствовать выявлению и оценке комплекса боевых средств колесничных войск, его динамики во времени и пространстве.

Ранее нами было предложено выделение в единый культурный комплекс каменных курганов с оградой — херексуров, оленных камней, петроглифов с изображением колесниц, бронзового оружия. Данный комплекс был соотнесен с европеоидным кочевым населением, обитавшим в Центральной Азии на рубеже II и I тыс. до н.э. Распространение херексуров, оленных камней и бронзового оружия на обширной территории степной Азии стало возможным в результате военного превосходства носителей данного культурного комплекса над своими соседями.

Комплекс боевых средств воинов-колесничих включал колесницы и разнообразный набор оружия дистанционного и ближнего боя. Судя по изображениям на петроглифах, боевые колесницы представляли собой одноосные и однодышловые повозки с легким кузовом и высокими колесами. Дно кузова имело округлую, полукруглую, овальную, прямоугольную или квадратную форму Кузов должен был иметь высокий передний и боковые борта, служившие для защиты ног колесничего и опоры при езде. Кузов располагался на центральной части оси и был соединен и дышлом. На оси изображены колеса с высокими спицами и ободом. Количество спиц различно, что связано со схематичностью изображения. Дышло увенчано ярмом, в которое запряжена пара коренных лошадей. Ярмо и ось соединены с дышлом откосами, образуя систему, препятствующую смещению оси по отношению к ходу колес. Пристяжные лошади впряжены не в ярмо, а в постромки. На некоторых петроглифах изображены вожжи.

Лишь на одном рисунке изображена сложная колесница, к кузову которой прикреплена вторая ось с двумя колесами. Высказывалось мнение, что это четырехколесная повозка или захваченная в качестве трофея боевая колесница. У второй колесницы отсутствует кузов и дышло, вероятно, это грузовая повозка. В кузове колесниц изображены, как правило, один колесничий, совмещавший функции возницы, стрелка, воина. Очень редко изображались два человека — возница и воин-стрелок. Часто люди и лошади вообще не изображались.

Изображения колесниц отчасти дополняются конструктивными особенностями погребальных сооружений херексуров, которые в плане напоминают колесо с осью и спицами. Расположение скелетов на боку в вытянутом положении напоминает людей, стоящих на колесницах, лицом по ходу колес.

Набор вооружения и облик воинов-колесничих хорошо передают оленные камни.

Оружие дистанционного боя колесничих представлено луком и стрелами. Судя по изображениям, на вооружении колесничих имелись сложносоставные рефлектирующие луки с круто загнутыми концами, выгнутыми плечами и вогнутой серединой. Нередко они изображены с надетой тетивой в налучьях или горитах, или в боевом положении со стрелой на тетиве. Гориты имеют прямоугольную или коническую форму с кистью на днище. Аналогичны колчаны со стрелами, узкие длинные, прямоугольной формы с кистью на днище.

Среди находок бронзовых втульчатых двухлопастных наконечников стрел имеются типы, которые могут относиться к эпохе развитой бронзы. Это двухлопастные, овальные, со скрытой и выступающей втулкой наконечники.

В ближнем бою колесничие применяли копья с бронзовыми втульчатыми наконечниками и двулопастным пером, служившие для нанесения колющего удара. Находки таких копий известны в материалах Центральной Азии. Интересны копья-багры с крючком на втулке, которые могли использоваться для стаскивания противника с кузова колесницы, вырывания щита.

На древках копий, изображенных на петроглифах и оленных камнях, изображены знамена, штандарты, служившие опознавательными знаками, призванными сигнализировать передачу команд в ходе боя, воодушевлять воинов и пр. В ходе ближнего боя колесничий, стоя в кузове колесницы, мог пользоваться разнообразным набором ударных орудий: чеканами, кельтами, многозубчатыми наконечниками.

В Центральной Азии неоднократно находили кельты — втульчатые клинки боевых топоров. Судя по изображениям, они применялись в качестве ударного оружия на длинной изогнутой рукояти.

Клевцы, узколезвийные втульчатые боевые топоры на длинной рукояти с заостренным наконечником на конце — втоком, были основным оружием колесничих. Изображения их многочисленны и разнообразны. Встречаются рисунки чеканов с длинным обухом — противовесом. Есть изображения клевцов с рукоятью, разделенной на ячейки. У многих клевцов изображены петли для подвешивания. Встречаются реальные находки клевцов с длинным узким, плоским бойком с нервюрой, втулкой и обухом с петлей.

Изредка на изображениях встречаются боевые топоры с широким лезвием — секиры. Одна такая широколезвийная секира с втулкой, обухом и петлей, изготовленная из бронзы, имеется среди подъемных материалов в Монголии.

По-видимому, колесничие пользовались особым видом ударного оружия — многозубчатыми наконечниками. Такие одно- и двухсторонние многозубцы зафиксированы на оленных камнях. Среди вещественных находок они пока не представлены.

Воины-колесничие имели набор средств рукопашного боя в спешенном строю: бронзовые мечи, кинжалы и ножи колющего действия. Мечи имели длинный бронзовый клинок с нервюрой, короткие выступы-шипы перекрестья, изогнутую рукоять с ребристой насечкой для более прочного хвата. Такой клинок не мог использоваться для нанесения рубящих ударов. Им пользовались только как колющим оружием в рукопашном бою. Перекрестье служило ограничителем для ладони руки от соскальзывания на лезвие, загнутая крюком рукоять — для выдергивания клинка из пораженного тела.

Находки кинжалов и ножей достаточно многочисленны и разнообразны.

В наборе вооружения колесничих имелись и защитные средства. Прямоугольные щиты с треугольным выступом наверху и умбоном в центре. В момент езды и стрельбы с колесницы щит крепился на ремнях на спине воина. Не случайно щиты всегда изображали на торцах с тыльной стороны оленных камней. В месте крепления на левой руке имелся умбон для нанесения удара в щит противника, сдвигания его в сторону и нанесения колющего удара кинжалом.

Использовался для защиты пояс из металлических или костяных пластин, в составе которого имелась защитная колесничная пряжка с двумя крюками для закрепления вожжей в момент, когда необходимо было освободить обе руки, например для стрельбы. Защитный пояс прикрывал от болезненных ударов в живот кинжалом в рукопашном бою. На пояс подвешивалось оружие: меч, кинжал, нож, горит, колчан, а также снаряжение, например, оселок для заточки лезвий затупившегося колющего и ударного оружия.

На оленных камнях имеются изображения оружия, оселков и крючков для подвешивания, прикрепленных на подвесных ремешках.

Помимо собственно военной амуниции, в экипировку воина-колесничего входил набор украшений, характеризующий этнический и социальный статус воина-колесничего. Прежде всего, головной убор, в состав которого входила металлическая диадема-околыш, охватывающая голову со лба на затылок и высокий спереди, срезанный к затылку верх, который мог быть короной из перьев, аналогично поздним шаманским коронам.

Лицо воина покрывала татуировка или боевая раскраска из трех косых линий. Боевая раскраска лица повторяла геометрический узор защитных поясных пластин и щита и должна была символизировать неуязвимость воина. В ушах воины носили кольчатые серьги: большие кольца вдевались в мочки, малые в раковины. Шею и грудь украшало ожерелье с клыком или рогом в центре, состоящее из бусин. Все тело воина покрывали изображения животных: оленей, лошадей, кабанов, козлов, пантер. Это либо татуировка, либо украшения вышивкой или аппликацией на одежде.

Облик воина характеризовал его принадлежность к своему этносу и к военной аристократии — богатым скотоводам, формировавшим из своей среды отряды боевых колесниц. Можно думать, что оленные камни изображают не пеших воинов, а колесничих, стоящих в кузове колесницы. Оленные камни выстроены в 1-2 шеренги, соответственно одно- и двухрядному построению отряда боевых колесниц.

Колесницы, достаточно сложный и дорогостоящий для своего времени вид боевой техники, вряд ли могли применяться в массовом масштабе, аналогично пехоте или коннице. В составе племенных ополчений скотоводов, носителей культуры херексуров и оленных камней, далеко не каждый мог снарядить себе в поход боевую колесницу В составе войска, наряду с ударными отрядами боевых колесниц, имелась пехота. Легкая пехота, вооруженная луками и стрелами, выполняла функции разведки, обнаружения местонахождения, расположения и построения противника. Легкая пехота начинала бой, обстреливая построение противника. Имелась, вероятно, и копьеносная пехота, вооруженная копьем, чеканом, кинжалом, щитом.

Однако главную ударную часть войска составляли отряды боевых колесниц. На широких открытых степных пространствах колесницы могли атаковать противника в разреженном одно- и двухшеренговом строю, ломая его построение, внося панику, преследуя бегущих.

Отряды колесничих могли оперативно перемещаться на большие расстояния, совершать многодневные походы, преодолевать безводные водоразделы.

Ударная мощь и мобильность древних войск с появлением отрядов боевых колесниц значительно возросли. Это позволило носителям культуры херексуров и оленных камней в краткие сроки завоевать обширные степные пространства к востоку от мест их первоначального обитания в Монгольском Алтае, достигнуть Забайкалья, Великой Китайской равнины. Отдельные группы кочевников проникали по степному поясу далеко на запад вплоть до Центральной Европы.
Захватив обширные пространства степей Центральной Азии, носители культуры херексуров и оленных камней оказали определенное влияние на племена северной периферии, распространив комплекс предметов вооружения «карасукского» облика, вступили в контакты с земледельческим населением Восточной Азии. Многолетние миграции, перемещение и стад на большие расстояния способствовали закреплению навыков подвижного образа жизни, отрыву от мест постоянного обитания, возрастанию роли военной добычи в ресурсах жизнеобеспечения. Это способствовало созданию экономических и социальных форм организации жизнедеятельности, характерной для культурно-хозяйственного типа кочевых скотоводов.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014