К оглавлению сборника «Керамика как исторический источник»
Древняя керамика — это многоплановый информационно-содержательный объект. Ведущее значение ее среди других археологических источников является общепризнанным в науке. Широкое использование посуды в быту и ритуале, развитие технолого-производственного цикла, декор — все это привело к тому, что в археологии формировался комплекс методов для исследования данного источника, а в настоящее время даже к самостоятельному научному направлению. Аспекты исследования керамики достаточно хорошо известны. Один из них, имеющий достаточно обширную историографию, ставший традиционным, связан с культурной диагностикой. В основе его лежит типологоморфологический ряд и принцип построения декора, общая статистическая характеристика орнаментальных таксонов которого на сравнительном уровне обеспечивала решение проблемы культурной атрибуции археологических памятников. Этот подход не утратил своей актуальности до настоящего времени. Тем не менее он требует более корректного использования. В качестве иллюстрации проведен анализ погребальной посуды ирменской культуры Кузнецкой котловины.
Всего 145 сосудов, которые находились в погребениях женщин и, вероятно, девочек. В погребениях мужчин сосуды обнаружены в единичных случаях и отличались малыми размерами и орнаментом. По форме дна сосуды можно разделить на две группы: круглодонную и плоскодонную.
Морфологически сосуды представлены одним типом — горшками. В погребальных памятниках Кузнецкой котловины довольно высокий процент первой группы (36,4%), второй составляет — 63,6% (расчеты сделаны без учета посуды могильника Заречное-1, исходное количество сосудов — 118).
Вся посуда орнаментирована резной техникой. Декор имеет зональное подчинение. Орнаментальное поле включало зри зоны: венчик, шейка и плечико-тулово. Обычно в зоне один орнаментальный пояс. Крайне редко помещалось два. Это касается и венчика, и плечика-тулова. Суммарно, независимо от групп, характеристика орнаментальной схемы представляет собой следующее. Для орнаментации зоны венчика использованы 6 мотивов: заштрихованный треугольник, сетка, двойной зигзаг, елочка, из сдвоенных линий, ромб и крест. Использование первого мотива в различных комбинациях для украшения венчика составляет 74,99%, но чаще всего поле составлял ряд треугольников, соединенных вершинами (36,9%) и треугольники, обращенные вершиной вверх (30,95%). Редко, но с равной частотой, украшали венчик взаимопроникающими треугольниками и треугольниками, обращенными вершиной вниз (по 3,57%). Почти такое же количество венчиков, орнаментированных сеткой, в двух случаях узор был в виде сдвоенного зигзага (2,38%). Остальные мотивы на венчике встречены единично. Значительное количество венчиков неорнаментировано (15,48%). Шейку сосудов украшали довольно скудным набором мотивов: несколькими, но чаще тремя горизонтальными бороздками (50%) и круглыми ямками (16,48%), жемчужником с насечками (8,33%), елочкой (4,76%), рядом наклонных линий (3,57%). Редко в зоне шейки помещен горизонтальный валик, по поверхности которого нанесен орнамент в виде елочки или косой штриховкой. 17,86% сосудов с неорнаментированной шейкой.
Плечико-тулово имеют большое разнообразие в орнаментальных мотивах, чем венчик и шейка. Так, по материалам могильников Кузнецкой котловины удалось выявить 18 мотивов, использованных для украшения третьей зоны, 12 из них единичны. Вновь здесь повторяется мотив заштрихованного треугольника в тех же комбинациях, что и на венчике, но преобладает ряд треугольников, обращенных вершиной вниз (34,52%), другие сочетания редки: так треугольники, соединенные вершинами встречены на двух сосудах, а взаимопроникающие — на одном, и только узор в виде треугольников, обращенных вершиной вверх, составил 3,57% . К числу относительно употребляемых мотивов для украшения плечика-тулова можно отнести елочку (4,76%), сдвоенный зигзаг (5,95%), вписанный треугольник (3,47%). При анализе орнамента этой зоны также нельзя не обратить внимание на высокий процент сосудов без орнамента (30,96%). Суммарная характеристика дает общее представление об особенностях декоративной схемы региона и позволяет на этом уровне сравнивать с материалами сопредельных территорий.
Не менее важно, на наш взгляд, выяснить типологическую специфику орнаментальной композиции внутри анализируемой категории. В связи с этим предлагаем в той же последовательности анализ орнаментации на круглодонной и плоскодонной посуде (процентное соотношение дано от суммарной величины, что более объективно отражает специфику орнаментации посуды разных групп). Так венчик круглодонной посуды чаще украшали поясом соединенных вершинами заштрихованных треугольников (20,23 %), реже треугольниками, обращенными вершинами вверх (7,14%). На плоскодонной посуде наоборот — большинство венчиков украшено треугольниками, обращенными вершинами вверх (23,81%) и меньше поясами треугольников, соединенных вершинами (16,67% ). Остальные мотивы встречаются на посуде обеих групп единично. Соответственно трудно судить, закономерно ли отсутствие на круглодонных формах елочки и ромба, выполненного сдвоенными линиями. Процентное соотношение неорнаментированных венчиков соответственно 5,95% и 9,53%. Если рассматривать удельный вес их внутри каждого типа, то он равный. Шейка на круглодонных горшках орнаментирована практически только горизонтальными бороздками (23,81%) и часто вообще без орнамента (11,91%). Только на двух сосудах эта зона была украшена ямками и елочкой. Шейка плоскодонных горшков кроме бороздок преимущественно орнаментирована ямками и жемчужником, часто чередующегося с поясами (14,29% и 1,52%). Меньше на плоскодонных сосудах неорнаментированных шеек. Наконец, зона плечико-тулова. Здесь также наблюдаются различия в орнаментации между двумя типами посуды. Круглодонным горшкам свойственно отсутствие орнамента в третьей зоне, а если ее и украшали, то минимальным количеством мотивов, повторяющих орнаментацию венчика. Сосуды, украшенные треугольниками, обращенными вершинами вниз, составляют 15,47%, вершинами вверх — 2,38%, взаимопроникающими треугольниками — 1,19%, треугольниками, обрамленными сдвоенным зигзагом — 1,19%. Зона плечико-тулова плоскодонных горшков украшено более разнообразно, но также как и на круглодонной посуде здесь преобладает ряд треугольников, обращенных вершиной вниз (19,05%). Среди других мотивов повторяется елочка (4,76%), сдвоенный зигзаг (5,95%), остальные единичны и все они, за исключением сетки и параллельных наклонных линий, представляют собой геометрическую фигуру, близкую треугольнику.
Анализ керамики из погребальных памятников Кузнецкой котловины позволяет констатировать: во-первых, значительные отличия декора горшков двух групп, которые особенно отчетливо выразились в орнаментальные зоны шейки и плечико- тулово; во-вторых, упрощенность декоративной схемы круглодонных сосудов: в-третьих, значительный удельный вес посуды с неорнаментированной одной из зон: в-четвертых, индивидуализация орнаментации посуды, особенно плоскодонной, за счет композиции в третьей зоне. Именно в этой зоне присутствуют мотивы, которые характерны для ритуальной посуды андроноидных культур.
В контексте орнаментальной композиции следует обратить внимание на устойчивое сочетание оппозиции треугольников в зоне венчика и плечико-тулова на плоскодонной посуде. В целом декор венчика следует рассматривать как орнаментальный канон, нарушение которого, возможно, явилось следствием инновации, изменения культурного генофонда и т. д. Не исключена хронологически обусловленная внутренняя трансформация культуры, линию которой отчетливо демонстрируют керамические материалы позднеирменского этапа. С точки зрения диагностики культурной принадлежности эта орнаментальная зона имеет приоритетное место. Индивидуализация композиции плечико-тулово плоскодонной посуды, вероятно, связана с содержанием социального, половозрастного, мировоззренческо-семантического или какого-либо иного характера.