К содержанию 180-го выпуска Кратких сообщений Института археологии
1Ближний Восток — один из древнейших центров становления производящих форм хозяйства. История развития земледелия и скотоводства в этом районе не только представляет большой конкретный интерес, но и позволяет понять общие закономерности перехода человечества к производящей экономике.
Новые важные материалы для решения этих вопросов дали работы Советской археологической экспедиции в Ираке, которая начиная с 1969 г. ведет систематические исследования в районе Синджарского хребта 2.
До работ экспедиции первой земледельческой культурой Северной Месопотамии считалась хассунская. Древнейший хассунский материал происходил из нижнего слоя Тель-Хассуны (1а), который интерпретировался исследователями как остатки временного лагеря охотников и собирателей, характерного для доземледельческого этапа развития экономики. На подгорной равнине Синджара местонахождения хассунской культуры также были древнейшими из известных здесь археологических памятников. Работами Советской археологической экспедиции в этом районе открыты памятники более раннего, до сих пор неизвестного этапа хассунской культуры, который был назван нами этапом Сотто по одному из исследованных поселений этого типа 3, и раннеземледельческий докерамический памятник VII тысячелетия до н. э. Телль Магзалия. Эти новые материалы принципиально изменили наши представления об истории Северной Месопотамии в период неолита.
Новые памятники находятся у подножия Джебел Синджара, в зоне современного неполивного земледелия. Пыльцевые диаграммы из культурных отложений показывают, что подгорная равнина в то время представляла собой субтропическую полусаванну, а склоны окружающих гор были покрыты мезофильными лесами и ксерофильными редколесьями. Судя по остаткам охотничьей фауны из Телль Магзалии, на подгорной равнине жили большие стада различных антилоп, в том числе джейрана и мелкой газели, встречались бык, кабан, овца, коза и лисица.
Поселение Телль Магзалия, открытое в 1977 г. и затем широко исследовавшееся на протяжении четырех полевых сезонов, расположено в холмистых отрогах Синджара, обрамляющих с севера плодородную лёссовую равнину. Поселение находится на правом берегу р. Арбы недалеко от ее истоков. Площадь телля первоначально превышала 1 га. Сейчас он почти наполовину разрушен рекой. Холм высотой более 8 м целиком сложен из развалин глинобитных построек на мощных каменных фундаментах. Вся толща культурных отложений предварительно может быть расчленена на 15 горизонтов, которые, в свою очередь, разбиваются на три больших периода существования памятника.
На уровне третьего-четвертого горизонтов от вершины холма все поселение было обнесено глинобитной стеной на каменном цоколе, претерпевшем несколько перестроек. Камни в ее основании достигают полутора метров в поперечнике. Высота цоколя в отдельных местах приближается к 2 м. На севере поселения обводная стена имеет подковообразный выступ диаметром около 3 м, который образуется фундаментом башни. На западе в стене выявлены входные ворота. Поселение было застроено прямоугольными многокамерными домами. В жилых комнатах прослежены входные двери, небольшие очаги и выгородки для хранения зерна, глиняные лежанки или скамьи вдоль стен. В небольших квадратных или узких вытянутых помещениях, по-видимому, находились кладовые.
Глинобитные дома также ставились на каменный фундамент. Глиняные стены выполнены в технике «touth». Стены и полы помещений обмазаны толстым слоем гипса. Крыши покрывались камышовыми циновками и также обмазывались гипсом. Большое количество отпечатков циновок найдено на обломках таких обмазок в завалах помещений. Перед одним из домов прослежена обмазанная гипсом площадка, перекрытая навесом. Следы столбов, поддерживавших перекрытие, видны в гипсовой обмазке пола. В ямах столбы укреплялись каменной забутовкой.
В толще отложений древнего поселения найден неолитический могильник с восемью погребениями. Захоронения сделаны в неглубоких ямах, обложенных каменными плитами. Положение костяков скорченное, ориентировка северная или южная. Погребения безынвентарные. Лишь в одном случае у шеи погребенного найдена мраморная бусина.
Поселение существовало без перерывов. Материальная культура из всей толщи отложений характеризуется высокоразвитой техникой расщепления и шлифовки камня и обработки кости. Характерны черешковые наконечники стрел на кремневых пластинах, концевые скребки, угловые резцы, кремневые и обсидиановые жатвенные ножи или вкладыши для серпов, клиновидные шлифованные топоры, костяные лощила, проколки, тонкие иглы с ушком, тщательно обрезанные медиальные части трубчатых костей, которые могли быть костяными рукоятками или звеньями ожерелий, песты и зернотерки из туфа. Геометрические микролиты отсутствуют. Обсидиан, происходящий из местонахождений Анатолии, преобладает над кремнем во всей толще отложений, кроме верхнего слоя.
Керамика отсутствует. Характерны ямы-хранилища. В одном случае глиняное хранилище для зерна примитивной бочонковидной формы было напольным, о чем можно судить по отверстию для ссыпки зерна в его основании. Разнообразны плетения, в том числе отпечатки корзин, каменные и гипсовые сосуды.
Широко распространены глиняные антропоморфные и зооморфные фигурки, но имеются и каменные статуэтки. Великолепно выполнено навершие составного костяного орудия в виде головки газели. Много украшений — каменных бус, подвесок, мраморных браслетов.
В слое найдены три обломка медной руды и медное шило. По определению Н. В. Рындиной, оно сделано методом холодной ковки. Медь также принесена на поселение с севера.
Хозяйство обитателей Телль Магзалии было комплексным: сочетание охоты и собирательства с земледелием и скотоводством. На занятие охотой указывают многочисленные наконечники стрел и кости диких животных, в первую очередь антилопы. По определению Д. В. Гаджиева, бык из Телль Магзалии мог уже быть частично одомашнен, а овца и коза безусловно были домашними. В верхних слоях кости овцы и козы, по-видимому, преобладали. Большая коллекция злаков из слоя, по определению Г. Н. Лисицыной, включает зерна культурного вида ячменя, пшеницы двузернянки, может быть, и карликовой пшеницы, сопровождающих зерновые культуры сорняков.
Поселение Телль Магзалия безусловно экстраординарный памятник, отражающий яркую вспышку в развитии культуры, вызванную переходом к производящим формам хозяйства. Поселение могло возникнуть только на основе производящего хозяйства. Сооружение обводной стены и больших домов требовало высокой организации и совместных усилий всего родового коллектива. Стены вокруг поселения, скорее всего, выполняли оборонительную функцию.
Абсолютная датировка памятника пока неизвестна. Судя по близким аналогиям с соседними датированными поселениями Сирии и Турции, прежде всего Чейеню Тепеси, Телль-Магзалия может быть отнесена к VII тысячелетию до н. э.
Исследование памятников VIII—VII тысячелетий до н. э. показывает, что развитие земледелия и скотоводства на Ближнем Востоке проходило в различных регионах различными путями 4.
В последние годы ряд докерамических и раннекерамических памятников исследован в Северной Месопотамии, в верховьях Тигра и Евфрата. При большом разнообразии, равно как и при заметных влияниях с запада, эти памятники (Абу Хурейра, Букра, Чейеню Тепеси и некоторые более мелкие) проявляют ряд общих черт. Работы на поселении Телль Магзалия, которое находится в центре всего региона, позволяют наметить в Северной Месопотамии новую область своеобразного развития культур, еще один центр возникновения земледелия и скотоводства на Ближнем Востоке. Особое культурное сходство проявляют Магзалия и Чейеню Тепеси.
Судя по материалам из различных районов Ближнего Востока, первоначальное становление земледельческо-скотоводческого хозяйства прошло по крайней мере три этапа развития. Первый представлен небольшими открытыми стоянками охотников и собирателей конца мезолита — начала неолита (Карим Шахир). Второй — крупными долговременными поселениями охотников и примитивных земледельцев и скотоводов (Иерихон А, Мурейбит, нижний слой Абу Хурейры 5, нижний слой Чейеню Тепеси 6). Их характерная черта состоит в преобладании на поселениях остатков охотничьей фауны над остатками домашних животных и в большом количестве зерен дикорастущих злаков. Зародившееся земледелие и скотоводство не были еще биологически закреплены. Третий, заключительный этап — время окончательного сложения земледелия и скотоводства. При сохранении заметной роли охоты и, по-видимому, собирательства остатки домашних козы и овцы начинают преобладать над дикими животными, широко распространяются зерна культурных злаков, складывается земледельческое хозяйство (Иерихон В, верхние слои Абу Хурейры и Чейеню Тепеси). К этому времени относится и Телль Магзалия, во всяком случае верхняя часть ее отложений.
Все это время памятники тяготеют к холмистым предгорьям и в целом не выходят за рамки зоны естественного распространения диких предков домашних животных и злаков.
Первоначальное освоение земледельцами равнины знаменует конец «неолитической революции» и начало победного шествия производящих форм хозяйства. С нашей точки зрения, этот момент фиксируется на памятниках типа Сотто, также открытых и исследованных экспедицией. Все они расположены на подгорной равнине и имеют сложившийся земледельческий характер. Охота перестает играть сколько-нибудь заметную роль в добывании пищи. Памятники типа Сотто предшествуют известным хассунским и связаны с ними генетически. Это убедительно прослежено на широко исследованных поселениях Телль-Сотто и Кюльтепе 7. Близкие аналогии эти памятники находят в соседних поселениях Джезиры (Ярымтепе I 8, Телюль эт-Телафат 9, Умм Дабагия 10, Телль-Хассуна 1 11 12) и в Загросе (Али Ага, керамический слой Джармо 13). Отдельные близкие аналогии имеют они и в керамическом слое Букры 14.
Культуры Магзалии и Сотто проявляют определенное генетическое сходство и стадиально, несомненно, сменяют одна другую. Однако прямой преемственности между ними не устанавливается, что может объясняться как заметным хронологическим разрывом между этими памятниками, так и большими изменениями в характере хозяйства. Для окончательного решения этого вопроса необходимы дополнительные фактические материалы.
Таким образом, работами Советской археологической экспедиции выявлен новый район возникновения производящих форм хозяйства в Северной Месопотамии. Исследованные памятники фиксируют принципиальный момент в истории этого процесса. Магзалия относится к завершающему этапу первоначального становления земледелия и скотоводства, конечному этапу «неолитической революции». Памятники типа Сотто — целиком земледельческо-скотоводческие поселения, первые в этом районе поселения на равнине. Выход земледельцев на равнину фиксирует окончательную победу производящих форм хозяйства.
К содержанию 180-го выпуска Кратких сообщений Института археологии
Notes:
- Настоящая работа представляет собой развернутые тезисы доклада автора на заседании Ученого совета Института археологии АН СССР 6 марта 1981 г. ↩
- Мунчаев Р. М., Мерперт Н. Я. Ранние земледельческие поселения Северной Месопотамии. М., 1981. ↩
- Бадер Н. О. Раннеземледельческое поселение Телль Сотто (по раскопкам 1971, 1973—1974 гг.).— СА, 1975, № 4. ↩
- Массон В. М. Средняя Азия и Ближ¬ний Восток. М.; Л., 1964. ↩
- Moore А. М. The Excavation of Tell Abu Hureyra in Syria.— PPS, 1975, vol. 41. ↩
- Cambel H., Braidwood R. An Early Farming Village in Turkey.— Scientific American, March 1970. ↩
- Бадер H. О. Раннеземледельческое поселение Телль Сотто (по раскопкам 1971, 1973—1974 гг.). ↩
- Башилов В. А., Большаков О. Г., Куза А. В. Древнейшие слои хассунского поселения Ярым-тепе I в Северном Ираке.— СА, 1980, № 1. ↩
- Мунчаев Р. М., Мерперт Н. Я. Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии. М., 1981. ↩
- Fucai S., Matsutani Т. Excavations atTe- lul eth-Thalathat, 1976.— Sumer, 1977, vol. XXXIII, N 1. ↩
- Kirkbride D. Umm Dabaghiyah 1974: a forth preliminary report.— Iraq, 1975, N 37. ↩
- Lloyd S., Safar F. Tell Hassuna.— Jour¬nal of Near Eastern Studies, Chicago, 1975, vol. IV, N 4. ↩
- Braidwood R., Howe B. Prehistoric Investigations in Iraqi Kurdistan.— SAOC, 1960, N 31. ↩
Akkermans P. A., Loon M. N. van, Roodenberg Waterbolk H. T. The 1976—1977 Excavations at Tell Bougras.— AAAS, 1978. ↩