Азербайджанцы

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Азербайджанцы — коренное население Азербайджанской ССР — третья из крупных наций Закавказья. Численность их — 2 275 тысяч человек (1939). Они входят в юго-западную ветвь тюркской группы языков (вместе с туркменами, турками-османами, гагаузами и др.). Но наряду с этим основным тюркским слоем в азербайджанском языке имеется много персидских элементов, проникновение которых объясняется продолжительными связями с Ираном, с одной стороны, и ассимиляцией ираноязычных элементов самого Закавказья — с другой.

Этногенез

Происхождение азербайджанцев — вопрос сравнительно ясный. Это народ смешанного состава. Древнейший слой его составляет, очевидно, аборигенное население Восточного Закавказья — каспии и албанцы, возможно, также мидийцы Северного Ирана. Это население в связи с культурным преобладанием Ирана в эпоху Сасанидов было иранизировано, а в XI в., в годы сельджукского завоевания, началась его тюркизация.

В этот период — VIII—XII вв. — культура населения Азербайджана стояла относительно высоко. Обнаружены остатки благоустроенных городов, памятники архитектуры. В XII в. жил и творил великий азербайджанский поэт Низами.

Монгольское завоевание нанесло удар культуре Азербайджана. В период владычества монгольских династий продолжалась тюркизация Восточного Закавказья; туда принудительно переселялись, особенно при Тимуре, тысячи семей из Средней и Малой Азии.

С XIV в. в Азербайджане начали складываться отдельные феодальные ханства. К XVIII в. страна была раздроблена между целым рядом ханств: Нубийское, Шемахинское, Бакинское, Ганджинское, Карабахское, Нахичеванское, Талышинское и др., частично зависимые от Персии. В начале
XIX в. — окончательно в 1828 г. — они были, по договору с Персией, присоединены к России.

К этому времени основная масса населения Азербайджана была уже тюркизирована и сплотилась в единую народность. Русские называли жителей Восточного Закавказья «татарами», «закавказскими татарами». Название «Азербайджан», восходящее к древнему иранскому названию страны «Атропатена», мало употреблялось. После Октябрьской революции население стало называться «азербайджанскими тюрками», а в дальнейшем укрепилось название «азербайджанцы». Язык их иногда называется «азери».

Но и сейчас еще формирование единой азербайджанской нации не закончилось. На территории Азербайджана имеются нетюркизованные еще ираноязычные и другие элементы.

Есть также некоторые этнические группы, говорящие тюркским (азербайджанским) языком, но сохранившие культурно-бытовую обособленность: таковы айрумы (самоназвание «айрым») в пограничных с Арменией районах, падары и шахсевены в степных южных районах (в недавнем прошлом кочевники).

Хозяйство

На условия материального производства азербайджанцев влияет характер физико-географической среды. Восточное Закавказье в значительной части представляет собой цепь засушливых степей, переходящих местами в полупустыню. Наиболее известны Сальянская и Муганская степи. Эти степи доступны для земледельческого хозяйства только при условии искусственного орошения и в прошлом они представляли более выгодные условия для скотоводческого, притом кочевого хозяйства. Последнее господствовало здесь с отдаленного времени: о нем говорил еще Страбон.

Своеобразие этих условий влияло и на этнические отношения. Дело в том, что Восточное Закавказье богато зимними пастбищами, но бедно летними (горными) пастбищами. Поэтому в прошлом значительная часть кочевого населения Азербайджана переселялась в летнее время в нагорья Курдистана и Карабаха и, наоборот, в зимнее время кочевники курды, шахсевены и другие спускались оттуда в степи Азербайджана. Сейчас на смену старому кочевому скотоводству пришла отгонная система хозяйства. Колхозный скот на лето отгоняется пастушескими бригадами на горные пастбища.

Животноводство в азербайджанских колхозах вообще поставлено сейчас на рациональную основу. Проводится большая работа по улучшению пород скота: племенные рассадники, метисация, улучшенный уход и кормление.

Наряду со скотоводством земледелие тоже было старинной отраслью хозяйства азербайджанцев. Но оно было очень отсталым, во многом напоминая земледелие соседней Средней Азии. Орудием обработки почвы была примитивная соха — «хыш» и тяжелый деревянный плуг. В очень многих районах земледелие без искусственного орошения невозможно, но оросительная система тоже была весьма примитивной. Азербайджанцы возделывают пшеницу, просо, рис, хлопок, табак, в новейшее время кукурузу. Развито садоводство и виноградарство. По типу хозяйства Восточное Закавказье напоминает как бы уголок Средней Азии, перенесенный на Кавказ.

В настоящее время сельское хозяйство Азербайджана подверглось огромной реконструкции. Помимо технического оснащения, новой научной агрономии, введения ряда новых культур, особенно крупное значение имеет сооружение мощной ирригационной сети.

Из ремесленных производств следует отметить высокоразвитую технику ковроткачества. В Азербайджанской ССР сосредоточено около 70% всего коврового производства Закавказья. Особенно развилось азербайджанское ковроделие в советскую эпоху, когда мастерицы-ковровщицы объединены в артели, условия труда резко улучшились (они были очень тяжелы), выгодный сбыт продукции обеспечен. Ковровое производство постепенно сосредоточивается в более гористых районах, где оно исторически связано с овцеводством и с горно-пастушеским бытом.

В отличие от женского ковроткачества, следует отметить мужское производство вышивок на пяльцах (в Нухинском районе). Есть и другие кустарно-ремесленные производства, мужские и женские: шелкоткацкое, сукнодельное, войлочное, гончарное, деревообделочное и пр.

Очень славится производство медночеканной и гравированной посуды, особенно в татском сел. Лагич, а также в г. Нухе.

Крупная промышленность в Азербайджане была и до революции, но почти исключительно в городе Баку, старом центре нефтедобычи. Бакинская нефтяная промышленность не была связана с собственно Азербайджаном, зато была крепко связана с иностранным капиталом. Сейчас Баку — крупный центр модернизированной социалистической нефтепромышленности — является индустриальным фокусом Азербайджанской ССР. Азербайджанцы составляют значительную часть его рабочих и инженерно-технических кадров. Созданы заново и многие другие отрасли промышленности: энергетическая (особенно Мингечаурский гидроузел на р. Куре) машиностроительная, химическая, текстильная, пищевая и пр.
Азербайджан стал республикой социалистического индустриально-аграрного хозяйства.

Поселения и постройки

В прошлом часть азербайджанцев вела оседлую жизнь, часть кочевую. Сейчас решительно преобладает оседлый быт.

В старых кишлаках Азербайджана, напоминающих среднеазиатские, по обеим сторонам улиц и переулков тянутся глухие стены усадеб, а внутри усадьбы расположены постройки, обращенные окнами и дверями в глубь двора. На улицу, согласно мусульманскому обычаю, не выходят ни окна, ни двери. Дома саманные, тип их тот же, что и в Средней Азии. В некоторых местах (в западных районах) встречается тип дома со сводчатым покрытием и окном вверху — «парадам», сходный с армянским «хацатуном» и грузинским «дарбази». Особенно убоги были хижины бедняков. У айрумов еще недавно бытовали примитивные землянки.

В прошлом встречались и кочевые жилища: это круглая кибитка, но более примитивной конструкции, чем известная в Средней Азии. Строилась она так: втыкались в землю гибкие жерди, концы их пригибались навстречу друг другу, образуя непрерывный свод, покрываемый войлоком. Эта постройка, вероятно, одна из ранних форм развития решетчатой юрты. Она называлась алачиг, или алачуг, — это известное общетюркское слово (на Алтае юрта называется аланчик): отсюда русское слово «лачуга».

Сейчас эти примитивные типы жилищ в Азербайджане встречаются лишь у пастухов на летних пастбищах. Основная масса колхозников живет в новых, благоустроенных жилищах.

Характерное для современного Азербайджана явление — создание ряда городов. Если до революции это была страна в основном сельских поселений (единственными настоящими городами были Баку и Ганджа), то за годы Советской власти в Азербайджане выросло много новых городов и старые реконструированы и благоустроены.

Одежда

Азербайджанская национальная одежда еще слабо изучена. Главные части ее: туникообразная рубаха и широкие шаровары, почти одинаковые у мужчин и женщин. Верхней одеждой женщин служит кофта с длинными рукавами, а поверх неераспашной «архалук», сшитый в талию, с глубоким вырезом на груди, и широкая со сборками юбка, иногда несколько, одна поверх другой. Вне дома женщина прежде должна была носить чадру, которая закутывала ее всю с головы до ног; горожанки носили, кроме того, особую занавеску для лица — «рубенд» — с отверстиями для глаз. Этот старый костюм теперь совершенно исчез. Зато женщины продолжают носить шелковый головной платок «кэлэгайы». Мужская верхняя одежда — короткий распашной архалук, плотно облегающий фигуру, и длинная узкая «чуха» (черкеска), часто с газырями. Мужской головной убор — овчинная папаха. Сейчас мужчины почти повсеместно носят городской костюм.

В азербайджанском национальном костюме видно, таким образом, смешение черт кавказских и среднеазиатских.

Исторические особенности общественного строя

В Азербайджане существовали в прошлом — до конца 1-й четверти XIX в.—феодальные ханства — Шемахинское, Нахичеванское, Ганджинское и др., связанные вассальной зависимостью с Персией. Ханы в свою очередь являлись сюзеренами для более мелких феодалов-беков. Остальное население было в состоянии крепостной зависимости: это — крестьянство, так называемые раийят. Затем были ремесленники, жившие в городах и составлявшие цеховые организации. И, наконец, слой рабов. Пережитки рабовдадения сохранились и до более поздних времен.

Беки-помещики господствовали и над армянским крестьянством. Местами — в Закатальском округе — власть их распространялась и на часть грузинского населения.

В семейном быту у азербайджанцев сохранялись черты такой же патриархальности отношений, как у армян. Очень приниженным было положение женщины. В резкой форме здесь сказывалось вредное влияние обычая женского затворничества.

Тем более разительные перемены произошли в социальном строе азербайджанского народа после Октябрьской революции и массовой коллективизации. Эксплуататорские классы исчезли. На основе широкой индустриализации Азербайджана сложился многочисленный и политически развитый рабочий класс. Колхозное крестьянство в массе достигло уровня зажиточности. Очень крупное значение имеет для Азербайджана ликвидация прежнего неравноправия женщин. И в колхозах, и в промышленности, и среди интеллигенции женщина-азербайджанка теперь занимает равное место с мужчиной. Тысячи женщин-врачей, учительниц, много женщин-инженеров, научных работников с учеными степенями — все это очень характерно для народа, где женщины еще недавно ходили с закрытыми лицами, не смели заговорить с посторонним мужчиной. Однако в быту встречаются еще пережитки прежнего подчиненного положения женщин.

Религиозные пережитки

Традиционной религией Азербайджана является ислам в шиитской форме, что объясняется исторической связью с Ираном. Кроме шиитов имеются и сунниты, а также последователи мусульманских сект — бехаисты, али-аллахи.

Нельзя не упомянуть здесь о некоторых изуверских обычаях и обрядах, сохранившихся в шиитской религии. Таков, например, праздник «Шахсей-Вахсей», справлявшийся в память смерти Хуссейна (сына халифа Али) в первых числах месяца мухарема. Празднества отмечались дикими самоистязаниями: фанатики резали и кололи себя саблями, кинжалами. Эти изуверские обряды держались вплоть до недавнего времени, будучи поддерживаемы шиитской церковью. Сохранились и домусульманские верования, перемешавшиеся с мусульманскими: вера в злых духов—джиннов, в духов природы, культ могил, магические обряды.

Народное творчество

Из ценных элементов азербайджанской культуры следует отметить очень развитый фольклор, например народные сказания и песни о Короглы и др. Исполняют их народные певцы—ашуги. Их выступления и сейчас очень популярны. Азербайджанские сказки опубликованы уже в советское время. Изучение их показывает очень пестрый характер сюжетов, что отчасти говорит о сложности состава азербайджанского народа.

Азербайджанская музыка носит гораздо более «восточный» колорит, чем музыка армян и тем более грузин. Она одноголосна, а если поет хор, то в унисон. Музыкальные инструменты — смычковая кеманча, щипковые саз и тар, духовые — зурна, дудук; разные виды ударных. Из традиционных музыкальных форм особенно характерны «мугамы» — большие вокально-инструментальные произведения, исполняющиеся певцами и ансамблями народных инструментов.

Еще до революции были удачные опыты создания на национальной основе новых музыкальных форм: композитор Узеир Гаджибеков — автор первой азербайджанской оперы «Лейли и Меджнун» (1908), оперетты «Аршин-Мал-Алан» (1913), нескольких других опер. В советскую эпоху сложилась новая музыкальная культура азербайджанского народа. В 1920 г. в Баку открыта консерватория (имени У. Гаджибекова). Национальными композиторами создан ряд опер, симфонических произведений.

Изобразительное искусство проявилось в художественной орнаментике, особенно в коврах. Азербайджанские ковры во многом напоминают армянские. От персидских они отличаются отсутствием округлых линий орнамента, сильной стилизацией изображений. Прекрасен и разнообразен орнамент в резьбе по дереву и камню, в чеканке по меди, в вышивке и пр.

В этот день:

Дни рождения
1937 Родился Олег Владимирович Овсянников — советский и российский археолог, историк, исследователь археологии и истории Русского Севера, Сибири и Заполярья, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИМК РАН.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 20.12.2020 — 14:16

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Археология © 2014