К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее
Земледелие и религия пронизывали жизнь индейцев пуэбло на юго-западе (США), где осадки были непредсказуемыми и расчет времени сбора урожая и посадок быт буквально всем. Мир пуэбло характеризует взаимозависимосты между земледелием и соблюдением религиозных правил, а также между большими и маленькими общинами. Главные церемонии летнего и зимнего солнцестояния объединяли людей в их полном признании этой взаимозависимости (Лексон — Lekson, 1999).
Индейцы пуэбло связывали свой мир с линией горизонта и небесами и изготавливали календари из того, что их окружало. Племя хопи, например, на точках линии горизонта отмечали места восхода и заката Солнца во время летних и зимних солнцестояний (Зейлик — Zeilik, 1985). Пуэбло связывали время и свои ритуальные циклы с этими событиями, особенно с зимним солнцестоянием, когда Солнце находится в самой южной точке. Они верили в то, что если Солнце не повернется, то упадет в преисподнюю. В некоторый племенах соблюдали период «покоя» для того, чтобы Солнце успело побыть в «своем зимнем доме». Церемонии же зимнего солнцестояния направляли Солнце в нужном направлении. Священнослужители Солнца устанавливали дни для этих и других менее важных ритуалов в ежегодном календаре, начиная свои молитвы и наблюдения приблизительно за 28 дней до зимнего солнцестояния и за 29 дней до летнего. Для своих ритуалов они выбирали определенное место в селении, отмечая сезонное положение с помощью горизонтальных маркеров, которые ясно были видны при восходе. Иногда они пользовалисы окнами в строениях для манипуляций со светом и теныю.
Наблюдение за Солнцем требовало намного более большего, чем просто наблюдения солнцестояния и других событий. Священнослужителю Солнца нужно было производив предварительные наблюдения более чем за три недели до таких событий, как празднование солнцестояния, с тем чтобы успеты подготовился к нему. Для того чтобы он смог предсказаты наступления этого события в периоды плохой погоды, требовались опыт и обучение. При солнцестоянии Солнце стоит неподвижно над горизонтом четыре дня, что делает невозможным наблюдение собственно дня солнцестояния заблаговременным. Поэтому священнослужителю Солнца приходилосы делаты свои наблюдения в то время, когда Солнце еще движется каждый дены, выражаясы параметрами глаза человека — около 10 минут свода в дены. Он мог предсказаты дены солнцестояния с помощью наблюдений и сохранения учета дней на палке с зазубринами. Такой подход разрешил проблему облачности и плохой погоды. В любой ясный предстоящий день наблюдатель мог воспользоваться расчетами на своей палочке и определить нужный день, даже если небо было покрыто сплошной облачностью.
[adsense]
Предсказания дня солнцестояния по этому методу замечательно точны, почти до полутора дней. Такая точность была необходима. Если бы во время церемонии Солнце уже прошло или еще приближалось к точке стояния, то это означало бы катастрофу и падение Солнца. Точные предсказания укрепляли власть священника, общину и подтверждали верность мировоззрения.
Такой отсчет времени хорошо служил индейцам пуэбло. Они жили хорошо отрегулированной жизнью, отсчитываемой от дней солнцестояния и с учетом реальностей засушливой окружающей среды. Ежегодный цикл повторялся бесконечно. Когда кончался один год, измеряемый днями и проходом Луны, начинался следующий.
К счастью для науки, астрономы доколумбовой поры использовали здания, пиктограммы и другие созданные человеком объекты в своих наблюдениях, что позволяет нам проследить астрономию пуэбло до предшественников пуэбло, называемых анасази, то есть «древние», корни которых прослеживаются на протяжении последних 2500 лет.
Наилучшим археологическим свидетельством астрономии пуэбло является памятник Хоувенуип Пуэбло в Колорадо, который был воздвигнут предками пуэбло, относившимися к соседним общинам Меса Верде конца XII — середины XIII веков. Здесь имеются круглые, квадратные D-образные башни. По крайней мере, одна из них, Хоувенуип Касл, имеет места для наблюдения за Солнцем, сориентированные по летнему и зимнему солнцестоянию. В соседней башне Холли Хаус найдены плитки-петроглифы с символами, которые могут представлять Солнце и другие небесные тела (Корделл — Cordell, 1997).
Первые земледельцы Юго-Запада жили маленькими общинами в ямных жилищах. К 900-му году н. э. земледельческое население значительно выросло. Многие общины предков пуэбло переместились в большие, добротно построенные города, о которых напоминают большие поселения в каньоне Чако (Вивиэн — Vivian, 1990). Поселения типа пуэбло каньона Чако активно развивались в течение 250 лет, периода постоянных климатических изменений. К 1050 году «феномен Чако» (это археологический термин) находился на пике развития. Явление вышло за рамки каньона и захватило территорию до 65 000 квадратных километров в бассейне Сан-Хуан и прилегающих нагорьях. Дороги и визуальные коммуникационные системы связывали внешние общины с каньоном. В таких больших пуэбло, как полукруглое Бонито, жило несколько сотен людей (рис. 17.10). Население каньона Чако выросло от нескольких сотен человек до, по крайней мере, 5500, и еще больше людей приезжали торговать и участвовать в главных церемониях.
В 1970–80-х годах с помощью фотографий с воздуха и сканирующих радаров (and side-scan radar) выяснили, что Чако находится в центре древнего ландшафта (Корделл — Cordell, 1997). Сеть немощеных древних дорог протяженностью 650 километров соединяла Чако с более чем 30 селениями. У предков пуэбло не было повозок или тяглового скота, но они строили дороги до 12 метров шириной, удаляя несколько сантиметров поверхностного грунта и обозначая дорогу низкой обочиной или каменными стенками. Каждая дорога идет прямо на большее расстояние, иногда на 95 километров, соединяя пуэбло с каньоном. Приближаясь к каньону по прямым дорогам, люди спускались к пуэбло по вырезанным в скалах каменным ступеням.
Дороги Чако являются загадкой. Использовались ли они для путешествий или транспортировки товаров? В течение многих лет археологи спорят о некоей интеграционной Чакоианской культурной системе, которая объединяла бы огромную территорию Юго-Запада тысячу лет назад (см. заключение у Фагана, 2005). Археолог Джеймс Джадж считает, что суровый и непредсказуемый климат в бассейне Сан-Хуан с его частыми засухами заставлял изолированные пуэблос формировать произвольно организованные объединения для обмена пищей и другими жизненно важными товарами. Чако лежал в центре системы обмена, а также выступал в качестве центра для проведения главных ритуалов вызывания дождей и праздников. В Великих домах каньона обитали привилегированные семьи, члены которых умели предсказывать движение небесных тел и управляли ритуальной деятельностью.
По мысли Джаджа дороги являлись торговыми и паломническими путями (см. обобщение аргументов у Вивиэн — Vivian, 1997). Однако археолог Джон Рони из Бюро по управлению землями указывает, что вдоль дорог нет признаков бытового мусора или стоянок. На земле он прошел по расплывчатыш линиям, имеющимся на аэрофотоснимках, проверив более 60 фрагментов дорог, многие из которык коротки и без определенного места назначения. Рони уверен, что основные северные и южные дороги исходят из Чако, но он осторожен в том, чтобы объединить эти сегменты в длинныге дороги, соединяющие далеко отстоящие друг от друга места. Он уверен в наличии 250 километров дорог и считает, что их строили как памятники, как ритуальные жесты, а не для использования.
Всегда ли дороги ведут в какое-то место, как мы всегда думали? Разгадка тайны дорог Чако может лежать не в археологических материалах, а в космологии индейцев пуэбло. Возьмем так называемую Великую северную дорогу. Несколько дорог из Пуэбло Бонито и Четро Кетль поднимаются по северной стороне и сходятся в Пуэбло Альто. Отсюда дорога идет под углом в 13 градусов к востоку на протяжении трех километров до разворота на север и тянется 50 километров по открытой местности к каньону Кутц, где и исчезает. Север является главным направлением в мифологии современных народов пуэбло, говорящих на языке кереса, у которых могут быть предки среди общин Чако. Север — это место возникновения, и это то место, в которое попадают души умерших. Великая северная дорога Чако может быть связующей нитью с иным миром, каналом духовной силы. Другим понятием у индейцев пуэбло является Срединное место, место, где сходятся четыре главных направления. Возможно, Пуэбло Бонито со своим расположением, являлось Срединным местом.
Великие дома и дороги каньона Чако могли образовывать священный ландшафт, символическую сцену, на которой предки пуэбло выражали свои верования и показывали смену времен года. К счастью, новые научные технологии, такие как Географическая информационная система, объединяют многоспектральные изображения, цветные фотографии в инфракрасном цвете и фотографии в полутонах. Будучи вооруженными новой информацией о ранее невидимых признаках, археологи могут выходить на объекты и ориентироваться по ним с точностью до сантиметров с помощью систем спутникового позиционирования (GPS). Новое поколение исследовательских работ даст в результате довольно точное расположение дорог Чако и расположит их в точном топографическом контексте.
Нам трудно реконструировать неосязаемые религиозные верования далекого прошлого. Насколько же трудно представлять их, слушая современных рассказчиков, которые пересказывают хорошо известные сказки своей аудитории, которая слушает их снова и снова и никогда не устает от повествования и его морали. Я слушал современных рассказчиков — индейцев пуэбло, которые по памяти рассказывают истории, порой удерживая своих слушателей в напряжении более часа, погружая своих современников в мир Солнца и Луны, животных и растений-людей. В их историях причудливо переплетаются разнообразные сюжеты, в которых героев подвергают ужасным опасностям, испытывая их на ловкость и мудрость. Как правило, в сказках присутствуют глубокие религиозные чувства и мир духовного. Только частица этих сказок сохраняется, их любовно записывают, редактируют и переводят, навсегда сохраняя память об исчезнувшем мире. Многие из них рассказывают о Солнце, сила света и тепла которого дает саму жизнь. В одной сказке народа хопи говорится о молодом человеке, которого Солнце «взяло» на небо, и он посетил своего отца. После многих приключений он вернулся счастливым: «Я сам видел, как он внимателен к нашим нуждам каждой жизни. Поэтому и мы должны хорошо прожить наши жизни, поэтому он никогда не оставит нас» (Суонн — Swann, 1994:678).
К счастью, новое поколение археологов начинает изучать увлекательный и сложный мир неосязаемого в древности (см. вставку «Открытия»).
Заключение
Археологи изучают религиозные верования древних людей, используя материальные остатки и информацию из разнообразных источников. У многих древних верований имеются общие черты: многослойный космос, цикличное существование, важные места, являющиеся осями мира, поклонение предкам и шаманизм.
Когнитивная археология изучает когнитивные способности как древних гоминидов, так и архаичных людей, а также когнитивные аспекты поведения современного человека. Такой подход к изучению космологии, религии, идеологии и иконографии основан на точном анализе и данных из многих источников.
Этнографические аналогии играют важную роль в изучении древнего пещерного искусства. Так, столетие назад многое было понято благодаря антропологическим исследованиям племени сэн на юге Африки. Богато украшенные захоронения могут дать информацию о религиозных верованиях, а также о социальном ранжировании. Но главными источниками такой информации являются искусство и артефакты. Контекст артефактов во времени и пространстве очень важен, потому что часто может открыть больше, чем сами предметы. Скрупулезное изучение стилей искусства, например, таких народов, как мочика в Перу или майя, может дать ценную информацию о древних идеологиях, особенно если такое изучение совмещается с этнографическими и письменными материалами.
ОТКРЫТИЯ
ФИГУРЫ ИЗ АЙН-ГАЗАЛЬ, ИОРДАНИзучение древних религиозных верований на основании лишь материальных остатков является одним из самых трудных вызовов для археологов. К счастью, иногда замечательные открытия дают захватывающие свидетельства о духовном мире. Поселение Айн-Газаль в Иордании было местом обитания земледельцев и козопасов еще до 7500 года до н. э. Этот памятник был обнаружен во время дорожных работ на окраине современного Аммана. Во время раскопок были найдены жилища и даже кости ног коз со шрамами, вызванными веревками, которыми их привязывали на выгульных площадках.
Самая замечательная находка в Айн-Газале была обнаружена в 1974 году, когда археологи Гэри Роллефсон и Алан Симмонс открыли в древнем поселении земледельцев сильно поврежденные человеческие фигуры из гипса. Их датируют 7000 годом до н. э. Они выглядят как манекены в магазине. У них квадратные стилизованные торсы, очень похожие на настоящие плечи, длинные шеи и головы со спокойными выразительными лицами. Глаза из битума мрачновато уставились в пространство (рис. 17.11). У некоторых фигур имеется по две головы, как будто бы они символизируют мужа и жену или двойственные божества.
Никто точно не знает, для чего использовались эти фигуры, но есть веские основания полагать, что это были почитаемые в земледельческих сообществах фигуры предков. В этих сообществах земля обрабатывалась одной и той же семьей во многих поколениях, и в них существовало особое отношение к земле. Роллефсон и Симмонс считают, что когда-то на этих фигурах могли быть одежды, возможно, накидки и ритуальные плащи, покрывавшие их торсы и несуществующие руки. Головные уборы или длинные шарфы могли украшать головы. Будь то предки, боги или просто выдающиеся люди, фигуры из Айн-Газаля когда-то символизировали веру, которая давно канула в лету. Они представляют собой хороший пример вызова, который брошен археологам, изучающим древние верования людей.
Артефакты и стили искусства могут помочь взглянуть на древние верования, если рассматривать то, как их использовали в общих темах. Такие священные места, как Кахокия в штате Иллинойс, средневековые соборы или города майя, были катализаторами религиозных верований, поскольку являлись сценой для ритуалов утверждения веры и других церемоний.
Археология поселений играет важную роль в изучении таких мест в контексте их более широкого ландшафта, так же как и астроархеология — изучение древней астрономии, добившаяся заметного успеха на американском юго-западе, в английском Стоунхендже и при изучении цивилизации майя.
Ключевые слова и понятия
Астроархеология
Идеология
Иконография
Когнитивная археология
Космология
Шаман
Рекомендуемая литература
AVENI, ANTHONY. 1993. AncientAstronomy. Washington, DC: Smithsonian Books. An excellent summary of what we know about the astronomy of the ancients; for the wider audience.
CHIPPINDALE, CHRISTOPHER. 1994. Stonehenge Complete. 2d ed. London: Thames and Hudson. The best source on Stonehenge for the general reader.
PAGAN, BRIAN. 1998. From Black Land to Fifth Sun. Reading, MA: Perseus Books. A survey of the archaeology of mind for the general reader that consists mainly of case studies.
LEWIS-WILLIAMS, J. DAVID. 2002. The Mind in the Cave. London and New York: Thames and Hudson. A general survey of prehistoric rock art, with discussion of shamanistic theories.
LINARES, OLGA. 1977. Ecology and the Arts in Ancient Panama: On the Development of Social Rank and Symbolism in the Central Provinces. Washington, DC: Dumbarton Oaks. The definitive monograph on her research.
PAUKETAT, TIMOTHY R., and THOMAS E. EMERSON, eds. 1997. Cahokia: Domination and Ideology in the Mississippian World. Lincoln: University of Nebraska Press. A technical series of essays on Mississippian religious beliefs and archaeology.
SCHELE, LINDA, and DAVID FRIEDEL. 1990. A Forest ofKings. New York: William Morrow. A popular account of Maya civilization that is a mine of information on religion, iconography, and social ranking. Controversial, engrossing, and readable.
–. 1993. Maya Cosmos. New York: William Morrow. A companion to the preceding reference that explores the Maya heavens.
SULLIVAN, LAWRENCE. 1989. Icanchu’s Drum. New York: Free Press. Sullivan’s study of ancient and modern Latin American indigenous religions is a remarkable monograph that should be read by every archaeologist.
К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее