К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее
Астроархеология — это изучение прошлого на основе тех астрономических наблюдений, которые проводились в древности (Эвени — Aveni, 1993). Движение Солнца, Луны и других небесный тел играло важную роль в древних обществах, среди них древнеегипетская цивилизация, культуры Анд и майя. Астроархеология является важным источником информации о древних религиозных верованиях и космологиях.
Астроархеология очень далека от безумных теорий, в которых утверждается, что египетские пирамиды Гизы являлись гигантскими совершенными астрономическими обсерваториями, управляемыми компьютерами (переписка с подобными «теоретиками» хранится у меня в папках под названием «Пирамидиоты»). В современных исследованиях древней астрономии используются компьютерные технологии для изучения неба над страной майя в определенные годы, проводятся высокоточные замеры расположения сооружений в Стоунхендже, памятников племени хоупвелл в Огайо и других памятников, известный тем, что они имеют астрономические ассоциации.
О каменный кругах в Стоунхендже в Англии было написано больше ерунды, чем о других археологических памятниках мира (Чипиндейл — Chippindale, 1994) (см. рис. 2.2). И все же после более чем трех веков спорадических исследований ученые не могут прийти к общему мнению о значении этого экстраординарного монумента, доисторического эквивалента норманнского собора, которым пользовались и модифицировали в период между 2950 и 1600 годами до н. э. Может, это был центр некоего давно позабытого религиозного культа? Или обсерватория, место диалога с Солнцем и звездами (Клил и другие — Cleal and others, 1995)?
В 1960-х годах астроном из Бостона Джеральд Хоукинс (Gerald Hawkins, 1965) с помощью компьютера составил схему расположения 165 ключевых точек: камней, углублений от камней, земляных валов и прочих фиксированных объектов. Он обнаружил «общую солнечную (и лунную) корреляцию» с сетью из тринадцати солнечных и одиннадцати лунных групп, все они основаны на сооружениях Стоунхенджа, скорее всего более древних, чем последующие, которые являются менее точными. Хоукинс назвал Стоунхендж «неолитическим компьютером» для предсказания лунных затмений. С археологической точки зрения главным недостатком в аргументации Хоукинса является предположение о том, что любые группы, которые он видел глазами астронома ХХ века, были также известны строителям каменного кольца. Хоукинс обладает значительными познаниями в астрономии. Как можно предположить, что у земледельцев каменного или бронзового века были такие же знания, причем им нужно было справляться с непредсказуемыми условиями видимости неба Британии. Рассуждения Хоукинса напоминают анекдот. Спустя десятилетие Александр Том, инженер-профессор на пенсии, заявил, что каменные круги Стоунхенджа являются «центральной прицельной площадкой для наблюдения небесных тел, используемой с не менее чем восемью мушками», в основном земляными валами, идентифицируемыми на видимом горизонте. К сожалению, Том не учитывал археологические и астрономические свидетельства. Почти все его «мушки» относятся к более позднему периоду, чем его «каменный» прицел (Том — Thom, 1971).
Являлся ли Стоунхендж обсерваторией? Нельзя говорить об этом в том же духе, как о сложных обсерваториях майя, или о строителях, как астрономах, наравне с вавилонскими священнослужителями. С XVII века нам известно, что Стоунхендж расположен на оси Солнца во время летнего солнцестояния. Но каменные круги никогда не являлись устройством для предсказания затмений или для измерений неба. Стоунхендж скорее отражает представление о времени, которое связано с циклическими движениями Солнца, Луны и звезд по небу как индикаторов меняющихся времен года (Эвени — Aveni, 1993).
[adsense]
Земледельцы, построившие поздний Стоунхендж, жили в суровой окружающей среде, и меняющиеся времена года управляли их жизнью. Каждый год вечные циклы посадки растений, их роста и сбора урожая, символы жизни и смерти, повторялись в бесконечной последовательности хороших и плохих урожаев, засухи и избыточных осадков, голода и изобилия (Фаган — Fagan, 1998). Люди большое внимание уделяли ритуалам, связанным со смертью, поклонению предкам, хранителям их земли. Много сил они потратили на круги из огромных камней посреди их священной земли, где священнослужители и шаманы с помощью каменных столбов и расположения камней следили за приходом времен года. На восходе в середине лета и, возможно, в самый короткий день года в районе 21 декабря священнослужители стояли в открытой части этих фигур в виде подковы и наблюдали за восходом или заходом Солнца. Зимой положение Солнца во время зимнего солнцестояния говорило о начинающемся увеличении долготы дня и о том, что цикл времен года начинался заново.
Нам трудно представить себе Стоунхендж во времена его расцвета, когда мы его видим в ландшафте сегодняшнего дня. Единственным впечатлением может быть физическое ощущение того, каково было как внутри памятника, так и около него. Эти ощущения должны походить на чувства древних людей, потому что сегодня, как и 4500 лет назад, каменные колонны нависают над головой и закрывают обзор. При исполнении ритуальный действий обстановка играет главную роль. Стоунхендж создавал нужную обстановку.
Урок Стоунхенджа заключается скорее в преемственности, целостности земледельческой жизни, чем в переменах. Вожди живут и умирают, достигают большой власти и авторитета и со временем превращаются в предков. Поселения развивались, все больше людей проживало в этой местности, но всегда в центре этого активного мира находились ценности и верования древности, олицетворяемые избитыми погодой каменными кольцами Стоунхенджа. Приходили и уходили времена года, то же было и с самой жизнью человека, а Стоунхендж оставался как идея о времени, как место, где взаимоотношения между живым и мертвым и сверхъестественным было отражено в камне.
К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее