К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее
Изготовленные человеком предметы любого рода являются главными источниками информации, используемой археологами при изучении деятельности человека в прошлом. Артефакты являются отражением деятельности древнего человека, из этого следует, что они изменяются по мере изменения технологий, укладов жизни, и сменой акцентов в видах деятельности человека на протяжении тысячелетий. Рассмотрим простые заостренные кремневые ножи и чопперы (колуны), которыми пользовались наши древние предки 2,5 миллиона лет назад (рис. 11.3). Эксперименты показали, что эти предметы были эффективны при нарезке мяса и разделке туш. Сравним эти инструменты с современными суперкомпьютерами, используемыми в банках и других компаниях. В конце концов, вы можете спорить с тем, что они произошли от ножей, но миллионы миллионов мельчайших технологических изменений и изменений в поведении человека имели место на пути от простейших предметов прошлого ко все более усложняющимся инструментам для специализированной деятельности. Эти изменения были крохотными, порою незаметными: чуть более эффективный метод заточки каменного лезвия; другой угол края глиняного горшка или иное украшение на нем, что в итоге вело к появления совершенно другого сосуда; появление новых сплавов — к меди добавляется олово и получается более твердая бронза. Такие накопленные изменения являются отличным путем к установлению относительных хронологий.
[adsense]
Датирование последовательности теперь известно как принцип серийности (seriation) — методика упорядочивания артефактов по их строению и внешнему виду. Построение серий достигло высокой степени изощренности в 1920-х годах. При частотной серийности используется процентное соотношение артефактов и их характерных черт в развитии культурных последовательностей (Джонсон и Маркуорд — L. Johnson, 1968; Marquardt, 1978).
Мы живем в мире бушующей моды. Сначала автомобилям нужны выступающие кили. Спустя несколько лет «писком» стали закругленные контуры. Вот в моде белобокие покрышки, спустя 10 лет их нигде не увидишь. Мини-вэны приходят на смену фургонам, а потом правит бал спортивный стиль. Юбки, прежде чем стать еще короче, вдруг опускаются до щиколоток. Всякого рода моды ветрены и постоянно меняются, включая рейтинг музыкальных дисков или цвет стеклянных бус, которыми торгуют где-нибудь в удаленных уголках Африки. В противоположность этому, потребовались сотни тысяч лет для того, чтобы рубила каменного века приобрели наиболее совершенную форму. Все эти изменения, головокружительно быстрые или отупляюще медленные, имеют одну общую черту — в некий момент времени эти предметы имели длительную или кратковременную популярность. Все серии артефактов начинаются с этого допущения.
В 1966 году два историка-археолога Эдвин Дезлефзен и Джеймс Дитц (Edwin Dethlefsen and James Deetz) решили сверить такое предположение с подлинными историческими фактами. Они выбрали для этого старые колониальные надгробия в Новой Англии, в городе Стоунхэм, штат Массачусетс. В разное время в моде были три стиля украшений надгробных памятников — черепа, херувимы и мотив урны и ивы. Дезлефзен и Дитц зафиксировали процентное соотношение этих трех мотивов через интервалы в девять лет на протяжении с 1720 по 1829 год. Они установили, что череп был безоговорочно популярен до 1760 года, после этого они стали уступать херувимам. Эти были в моде до 1809 года, когда неожиданно стал моден мотив урны и ивы. Когда они эти данные представили в виде графиков (рис. 7.6), то получили ряд диаграмм, очень похожих на старые линкоры, если смотреть на них сверху, с их утолщением посередине, где находилось вооружение. Эти «военно-морские» кривые графиков надгробий из Стоунхэма были почти идеально симметричны друг другу.
Этот так называемый метод частотной серийности линкорской кривой широко распространен в американской археологии. Скажем, у вас есть девять обследованных археологических памятников, в каждом из которых есть различные керамические изделия в разном процентном соотношении. Вы классифицируете сосуды из каждого памятника на три выраженных типа, каждый со своим характерным украшением, и подсчитываете процентное содержание каждого типа. Далее вы применяете принцип линкорской кривой, располагая памятники по порядку, упорядочивая горизонтальные полоски, выражающие проценты (рис. 7.7). Так вы получите относительную хронологию для памятников. Затем, спустя некоторое время, вы производите раскопки еще двух поселений и там вновь подсчитываете процентное содержание украшенных горшков. Исходя из предположения, что очень похожие артефакты изготавливаются приблизительно в одно и то же время на всех памятниках в рамках ограниченного порядка, вы теперь можете ввести новые проценты в свою основную последовательность и получить относительные данные для новых памятников.
На рис. 7.8 показан классический пример керамической серийности в соединении со стратиграфическим изучением долины Теуаканы (Мексика), известной своими свидетельствами о возделывании маиса в древности. Археолог Ричард Макнейш (Richard MacNeish) (1970) работал до того, как метод радиоуглеродной датировки стал высокоточным. Он занимался раскопками или сбором объектов на поверхности десятков стратифицированных и нестратифицированных памятников, и ему нужно было разработать относительную хронологию, основанную на изменении стилей керамики. Он совместил стратиграфию и серийность многих характерных типов керамики для создания относительной хронологии трех стадий культуры Теуакан. Заметим, что Макнейш не пользовался абсолютными датами для разработки этой последовательности, которая впоследствии была подтверждена радиоуглеродной датировкой.
ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ФЛИНДЕРС ПЕТРИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ДАТИРОВАНИЕВ 1880–1890 годах замечательный египтолог Флиндерс Петри (1889) открыл сотни неглубоких могил на кладбище в Диосполис Парве в пустыне неподалеку от Нила. Обитатели этих мест занимались земледелием за много столетий до того, как первый фараон, Менес, объединил Египет приблизительно в 3100 году до н. э. Исторические даты в Египте ведут прямо к Менесу, а затем исчезают. «Додинастические» погребальные предметы, обнаруженные Петри, были не очень сильно украшены, но лежали с группами кувшинов, горшков и чашами. Петри был знатоком небольших предметов. Его посетила замечательная мысль — использовать группы глиняных сосудов из могил для того, чтобы хронологически упорядочить могилы, систематизируя горшки так, чтобы стилистический различия отражали постепенное изменения их вида. Особенно информативными были рукоятки кувшинов. Сначала это были просто дополнительные выступы. С течением времени они становились более декоративными и функциональными, но потом дегенерировали и превратились в нечто не более чем просто нарисованные линии. Многие месяцы Петри классифицировал материал и поделил его не менее чем на 50 стадий, которые он называл последовательными датами. Его стадии начинались с SD30, так как он справедливо предположил, что он не нашел самую древнюю додинастическую керамику. SD80 соединило кладбища с династическим Египтом приблизительно в 3100 году до н. э. Последовательные даты Флиндерса Петри дали замечательную возможность разместить додинастические захоронения и памятники в долине Нила в относительном хронологическом порядке. Прошло более полувека, прежде чем смогли установить календарные даты додинастических египетских культур посредством радиоуглеродной датировки. Захоронения Диосполис Парвы являются первым случаем, когда артефакты явились источником достоверной относительной хронологии.
[adsense]
Очевидно, что построение серий артефактов имеет свои ограничения и лучше всего срабатывает тогда, когда типы керамики или формы инструментов предсказуемо изменяются в течение длительного времени. Современные специалисты по построению серий используют изощренные статистические методы для создания серий и проверки достоверности своих заключений (Даннел — Dunnell, 1970; Маркуорд — Marquardt, 1978).
К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее