Артамонов М.И. Белая Вежа — русская колония в степях Подонья

К содержанию 41-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

Белая Вежа представляет собою русский город на месте хазарской крепости Саркел на нижнем Дону, возникший после взятия Саркела Святославом около 965 г.

Крепость сильно пострадала. Часть кирпичных сооружений была разрушена. Однако остатки крепостных хазарских стен служили линией обороны и для русского города, который почти целиком вместился в границы хазарской крепости и лишь в северо-западной своей части вышел за ее пределы. Но и эта часть находилась на том же береговом мысу, на котором стояла крепость; с напольной стороны мыс был защищен глубоким и широким рвом.

[adsense]

Развалины хазарских кирпичных сооружений внутри крепости были использованы русскими для устройства своих жилищ. Сооружались они в виде полуземлянок, вырытых в культурном слое хазарского времени, а позже в отложениях самого русского поселения; наземные части представляли собою обмазанные глиною стены из плетня и Камышевой или соломенной кровли.

Печи делались глинобитные или складывались целиком из кирпичей (рис. 6), взятых из хазарских построек. Последнего рода печи иногда имели ступенчатый свод, чаще же перекрытие их поддерживалось столбом или продольной стенкой, перегораживавшей печь пополам. Поверх перекрытия нередко устраивались глинобитные «сковороды».

Характерной принадлежностью жилищ являются ямы — кладовые и мусорные, основательно испортившие не только культурные отложения городища с остатками сооружений более раннего времени, чем каждая из них, но и материк под ними. Стенки таких ям или обмазаны глиной, или обложены кирпичами; дно также часто бывает вымощено кирпичом.

В верхних слоях города появляются постройки из сырцовых кирпичей и деревянные сооружения с фундаментами из камня (мергель) или кирпича (рис. 7—7, 2).

Ранние славянские жилища Белой Вежи сходны с жилищами роменско-боршевского типа. В них преобладает лепная керамика боршевского типа, но встречаются также сосуды, продолжающие развитие форм, обычных для хазарского времени.

Можно отметить наличие в раннерусском слое жилищ с хазарским керамическим комплеском, наряду с экземплярами керамики славянских типов.

На этом основании можно полагать, что часть хазарского населения оставалась и после русского завоевания, сохраняя некоторое время свои этнографические признаки в русской среде. Отдельные элементы хазарской культуры сохраняются в памятниках Белой Вежи.

Для своего времени Белая Вежа была крупным городом со значительным населением. Это доказывается плотностью заселения, мощностью культурного слоя, накопившегося в сравнительно короткий срок, и большой величиной русского могильника, расположенного возле города.

Рис. 6. Кирпичная печь в русском жилище

Рис. 6. Кирпичная печь в русском жилище

Погребения устраивались на кладбище за городской стеной, во дворе хазарской крепости, в наружном оборонительном валу и в специальных курганах за валом городища. Особенно интересны погребения в курганах. Курганы насыпались заранее, до захоронения и представляли собой кладбища, в которых, как и в других местах, могилы располагались рядами и снаружи, повидимому, обозначались памятниками, к числу которых относится крест, грубо высеченный из песчаника. Покойников хоронили в дубовых или сосновых гробах без специального инвентаря, в частности без сосудов и жертвенной пищи. В некоторых гробах оказывается по два разновременных погребения. В общем могильник Белой Вежи носит черты городского кладбища и имеет явно выраженные признаки христианской религии погребенных.

[adsense]

Хотя население Белой Вежи занималось земледелием, скотоводством, охотой (бобры) и рыболовством, сельскохозяйственные производства не были специфичны для его хозяйства. Основной смысл существования большого русского города — не в сельскохозяйственном производстве, а в занятиях ремеслом и торговлей.

Из ремесленных производств наиболее развиты кузнечное, литейное, костерезное и гончарное, памятниками которых являются мастерские с горнами, инструментами, шлаками, обрезками металла, заготовками и разными отбросами производства. О развитии торговли свидетельствуют вещи и монеты, происходящие из Киева, Крыма, Кавказа и Средней Азии.

Рис. 7. Белая Вежа. Остатки русских жилищ. 1 — каменный фундамент русского наземного жилища; 2 — остатки русского кирпичного сооружения за юго-западной стеной крепости

Рис. 7. Белая Вежа. Остатки русских жилищ. 1 — каменный фундамент русского наземного жилища; 2 — остатки русского кирпичного сооружения за юго-западной стеной крепости

Белая Вежа, расположенная на перекрестке важнейших сухопутных и речных сообщений, была важным звеном, соединяющим Русь с Тмутараканью, форпостом русского культурного и политического влияния в придонских степях.

Население Белой Вежи жило в половецком окружении и находилось в постоянных и тесных сношениях с половцами. Ремесленное производство города, вероятно, в первую очередь было рассчитано на обслуживание половецкого рынка.

Тесные связи русского населения с половцами находили свое выражение и в браках беловежцев с половчанками. В русском могильнике Белой Вежи встречаются скелеты с монголоидными признаками и женские погребения с элементами половецкого погребального обряда.

В ближайшем соседстве с русским находится большой половецкий курганный могильник, свидетельствующий о том, что половцы не только бывали, но и жили в Белой Веже.

Мирные и дружественные отношения с половцами нередко сменялись враждебными действиями. Результатом половецких набегов, надо полагать, являются остатки пожарищ со скелетами погибших людей в верхних слоях Белой Вежи, а также многочисленные скелеты со следами тяжелых ранений в составе погребений русского кладбища.

Повидимому, вследствие невыносимых условий, сложившихся для русского населения города из-за участившихся столкновений с половцами. Белая Вежа, согласно известиям летописи, была покинута жителями в 1117 г.

Археологические данные подтверждают это известие. В XII в. Белая Вежа запустела. Донская степь с этого времени стала для русских «землей незнаемой», хотя остатки русского населения в Подонье сохранились вплоть до татарского периода.

К содержанию 41-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014