Армяне

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Второй крупной нацией Закавказья являются армяне, южные соседи грузин. Самоназвание их — «хай». Это коренное население Армянской ССР. Но на территории Советской Армении живет только часть армян — менее 900 тысяч, а всего армянского населения в СССР 2 151 тыс. (1939). Значительные группы армян живут в городах и отчасти в селах Грузии, Азербайджана, Северного Кавказа. Немало сельского армянского населения в Нагорно-Карабахской автономной области (130 тыс.). В самой Армении армяне тоже живут чересполосно с другими народами: с азербайджанцами, курдами.

Значительная часть армянского народа живет за рубежом. Крупные армянские колонии есть во многих городах Европы, Азии и Америки. Общая численность армян во всем мире исчисляется в 3 миллиона.

Этногенез и исторические данные

Вопрос о происхождении армянского народа очень сложен. Самая принадлежность армян к определенной языковой группе вызывала разногласия. Изучение армянского языка началось в 30-х годах прошлого столетия с работ лингвиста Петермана. Вначале этот язык причисляли к иранской группе. Позже было признано, что в иранскую группу он не входит, а составляет самостоятельную ветвь в индоевропейской группе языков. Н. Я. Марр считал, что армянский язык занимает промежуточное положение между яфетическими и индоевропейскими языками. В нем много общего с грузинским языком.

Надо сказать, что армянский язык на протяжении своей истории пережил несколько этапов развития. Староармянский язык, так называемый «грабар», сохраняется доныне в церковном употреблении. Он долгое время служил и единственным литературным языком. Но, начиная примерно с XIV в., наряду с сочинениями, написанными на грабаре, появляются тексты, писавшиеся на народном новоармянском языке, так называемом «ашхарабар». Различие между староармянским и новоармянским языками очень велико. Оно значительно больше, чем различие между старославянским и русским, между латинским и итальянским языками. Структура грабара совершенно иная по сравнению с современным языком.

Наречий в современном армянском языке имеется значительное количество; их сводят к четырем главным. В основе нового литературного языка лежит ереванское наречие.

Армянский язык подводит нас к вопросу о происхождении армян. Вопрос этот до сих пор остается не совсем ясным. Согласно преданию, армянский народ ведет происхождение от родоначальника Хайка (Гайка) и от его потомка Арама. Но имена эти — мифические, они суть персонификации названия «армян» и их самоназвания «хай». В действительности армянский народ сложился в I тысячелетии до н. э. из племенных групп, частью местных, яфетических, частью пришлых, индоевропейских. По вопросу об удельном весе тех и других существуют разногласия среди ученых. Одни считают, что ядро армянского народа составили индоевропейские группы западного происхождения — из Фригии или даже с Балканского полуострова; местные же яфетические группы играли лишь второстепенную роль (Худадов). Другие, напротив, приписывают основную роль в армянском этногенезе именно этим местным этническим группам (халдам, хайясам и др.), участие же индоевропейских элементов считают несущественным (Капанцян, Пиотровский). Третьи (Лисициан, Манандян) занимают среднюю позицию в споре: они считают основной этнический субстрат армян местным, яфетическим, но полагают, что он подвергся глубокой индоевропеизации в результате длительного просачивания с запада индоевропейских племен. По мнению А. Я. Манандяна, эти пришлые индоевропейские племена назывались «арменами», а этноним «хай» принадлежал аборигенным племенам.

Переселение индоевропейцев-армян из Малой Азии происходило, как предполагают, в VIII—VII вв. в связи с киммерийским и скифским нашествиями. Уже в надписях царя Дария упоминается страна Армина и народ арминийя. Геродот называет армен в числе народов, платящих дань персам. В рассказе Ксенофонта о походе 10 тысяч греков довольно подробно говорится об арменах, через страну которых проходило греческое войско: армены были тогда оседлым земледельческим народом, городов не имели, а жили в деревнях, в характерных подземных жилищах.

Последующая история армян была глубоко трагичной. В течение большей части всей своей истории армяне находились под чужеземным владычеством. Они представляли собой яблоко раздора между воинственными и сильными соседями, постоянно подвергаясь нападениям, будучи объектом завоевательной политики соседних сильных государств. Самостоятельное и сильное армянское царство существовало во II—I вв. до н. э. (особенно при Тигране II, 95—55 гг.) За римским завоеванием последовала эпоха господства парфян, потом Сасанидов, в дальнейшем эпоха владычества арабов. Только после свержения арабского господства, на короткое время, в течение IX—X вв. была восстановлена самостоятельная государственность армян под главенством династии Багратидов. Памятники архитектуры, искусства и письменности той эпохи говорят о высоком уровне общей культуры народа.

Сельджукское завоевание XI в. положило конец самостоятельности армян. В дальнейшем сменяли друг друга монгольское, османское и персидское нашествия, и политическая самостоятельность армян уже не восстанавливалась (исключение составляет Киликийское армянское царство XI—XIV вв.).

В течение этих многих веков чужеземного господства армянский народ сильно страдал от завоеваний и постоянного разорения. С эпохи сельджуков начинается массовая эмиграция армян в разные страны. В эпоху турецкого и персидского господства эта эмиграция еще более усилилась, чем и объясняется появление армянских колоний в самых различных странах Европы, Азии, а позже и Америки.

Особенно тяжелая участь выпала на долю армян, живших в Турции. Султанское правительство намеренно разжигало вражду между ними и воинственными курдами, натравливало на армян полукочевое мусульманское население. В конце XIX в. (1895—1896) имела место, отчасти вследствие подстрекательства со стороны европейских империалистов, ужасающая «армянская резня». Было перебито около 100 тыс. армян, разрушено 2,5 тыс. деревень. Подобные зверства повторились в еще больших размерах во время 1-й мировой войны, когда турецкое правительство подозревало армян в сочувствии к России. При этом погибло до миллиона турецких армян. Много армянских беженцев перешло на территорию России. В Турецкой Армении армян почти не осталось.

Тяжелое положение армян продолжалось до самой победы Октябрьской социалистической революции в России. Только образование Советской Армении сделало возможным самостоятельное политическое существование армянского народа. С этого времени начинается процесс обратного движения из разных стран в Армению. В настоящее время десятки тысяч армян со всех концов света, из Европы и Америки, переселились и продолжают переселяться в Советскую Армению, где они обрели политическую самостоятельность.

Вследствие этих исторических судеб, а также в силу географических условий Советской Армении, ее армянское население неоднородно, хотя свое национальное единство армяне осознают больше, чем любой другой народ. Древнейшие области армянского народа и его культуры — «Высокая (западная) Армения» — сейчас находятся под властью Турции, и армян там почти не осталось. Но выходцы оттуда, как и из южных и юго-западных областей Турецкой Армении (Са-сун, Зейтун, Киликия), ныне живут среди коренного населения Советской Армении. В последней выделяются три исторические области: Араратская долина — средоточие древней армянской культуры, где находятся развалины Двина, старой столицы Армении (IV—XIII вв.); южные и восточные области — Зангезур, Нагорный Карабах, где сохранилось больше всего самобытных черт в культуре населения; Северная Армения — нагорье Лори, примыкающее к Грузинской ССР.

Деление на эти исторические области усложняется физико-географическим членением страны, которому соответствуют и экономические районы. Оно основано главным образом на вертикальной зональности: различаются районы относительно низменные, предгорные и высокогорные — с особым направлением хозяйства в каждой зоне.

Хозяйство

В более низменных местах армяне издавна занимаются земледелием: возделывают пшеницу, рис, просо, ячмень, хлопчатник, различные овощи и другие растения. В настоящее время ассортимент этих культур еще более расширяется. Широко внедряется озимая пшеница, хорошо переносящая армянскую холодную весну и засушливое лето. Много стали сажать картофеля (заимствование у русских) и сахарной свеклы (от украинцев). Сеют кормовые травы. Появились крупные табачные плантации. Из технических культур новыми являются такие ценные, как герань и казанлыкская роза (из Болгарии), идущие на выделку дорогого ароматного масла. Высокоценные культуры занимают все большую долю посевной площади Армении.

Старая земледельческая техника армян сходна с грузинской. Такие же тяжелые колесные плуги («гутан»), как и у грузин, бороны из веток, серпы, молотьба при помощи досок, усаженных камнями. Теперь внедряется передовая агротехника, механизация.

Садоводство и виноградарство — традиционная и неотъемлемая часть армянского сельского хозяйства. Сухой климат делает плоды армянских садов—абрикосы, персики, виноград—высокосахаристыми и твердыми. Но прежде сады и виноградники покрывали только нижнюю зону страны; теперь армянские колхозники неуклонно, год за годом, продвигают их вверх, в более прохладные горные районы. Растет и урожайность. Сбор плодов и винограда увеличился в несколько раз.

В засушливом климате Армении многое зависит от воды. Система орошения существует там испокон веков. Но в советские годы она невиданно расширилась и продолжает расширяться. Ленин в своем письме к коммунистам Закавказья 14 апреля 1921 г. указывал на огромную важность орошения для засушливых местностей. «Орошение больше всего нужно, — писал он, — и больше всего пересоздаст край, возродит его, похоронит прошлое, укрепит переход к социализму». Теперь вместо прежних мелких первобытных каналов, где значительная часть воды бесплодно испарялась и уходила в почву, построена мощная ирригационная сеть (большие каналы им. Сталина, Сардарабадский, Ширакский и др.), и все новые земли, никогда не видавшие прежде воды, вступают в культуру.

В высокогорных районах преобладает скотоводство (оно дает сейчас свыше четверти всей стоимости сельскохозяйственной продукции республики). Армения богата альпийскими лугами — особенно на нагорье Арагад (Алагёз). Туда на горные пастбища перегоняют скот и из нижележащих районов, где скотоводство, однако, остается лишь второстепенной отраслью хозяйства. Особенностью горного скотоводства армян сравнительно с другими кавказскими народами является то, что у них на летние пастбища отправляются со скотом по преимуществу женщины — иногда чуть не все женское население деревни во главе с наиболее опытной и уважаемой пожилой женщиной — «тантикин». В деревне на лето остаются главным образом мужчины, которые занимаются полевыми работами. В горах хозяйки скота прежде разбивали свои палатки по родственным группам («оба»). Скот и хозяев охраняют злые и сильные псы. Из-за этих кочевок на летние горные пастбища в прошлом нередки бывали столкновения с соседями — с азербайджанцами и с окрестными земледельцами, поля которых страдали от потрав. Сейчас же, при колхозном строе, не только урегулировано пользование горными пастбищами, но армянские колхозы разрешают в порядке братской помощи колхозникам соседнего Азербайджана (где не хватает своих летних выпасов) пригонять к ним в горы скот.

Зимой же армянские крестьяне обычно кормят свой скот заготовленным сеном.

Из других занятий местами существенное значение имеет рыболовство, особенно на Севанском озере, необычайно богатом рыбой. Ее ловят большими неводами. Сейчас созданы и рыбоводные садки. Охотничий же промысел составляет лишь любительское занятие.

Армения издавна была крестьянской страной, и подавляющая масса ее населения занималась сельским хозяйством. Но наряду с этим следует отметить развитие некоторых ремесел. Характерна обработка волокнистых веществ и, в частности, шерстеткачество и ковроткачество. Это женские занятия. Тканье художественных ковров у армян — обычно из толстой пряжи с высокой стрижкой ворса — особенно развито в высокогорных районах. С проникновением капитализма, со 2-й половины XIX века, оно приняло товарный характер. Сейчас оно развивается в новых социалистических формах.

Крупная промышленность в Армении раньше почти отсутствовала. В годы довоенных пятилеток она создана — создана на основе богатейших ресурсов республики. Ведущую роль играет цветная металлургия (особенно богаты залежи меди), химическая, машиностроительная, добыча ценного камня — мрамора, туфа, а далее — разнообразная пищевая промышленность: консервирование фруктов, изготовление розового и орехового варенья, гераниевого и розового масла, сыроварение и пр.

Особенность страны — богатейшее энергетическое хозяйство, основанное на неисчерпаемых запасах гидроэнергии. Стержень его — озеро Севан, гигантская естественная водонапорная башня, одно из высочайших в мире озер, приподнятое почти на 2 тысячи метров над уровнем моря. На стоках из него уже построены и строятся большие гидростанции. Но еще более специфичны для современного быта Армении мелкие и мельчайшие гидроустановки, простые и разборные, сооружаемые на мелких горных речках, мощностью всего в 10 киловатт, для обслуживания колхозов: днем они дают энергию для колхозных работ, а вечером свет. Такие «микрогэс» начали строить перед Отечественной войной по инициативе А. И. Микояна.

Поселения и постройки

Армяне живут деревнями кучевого плана, особенно в западных районах страны. Чаще всего деревни расположены на склоне горы и напоминают дагестанские горные аулы. Дома слеплены вместе; часто в стенах смежных домов делаются отверстия, через которые можно просовывать вещи и даже пролезать человеку; это традиция годов угнетения, когда армяне помогали друг другу укрываться от турецкой или русской полиции. Плоские крыши служат нередко площадками перед выше расположенными домами. Очень широко распространен особый тип дома — каменная квадратная в плане постройка, сходная с грузинским «дарбази», но архаичнее его, с куполообразным покрытием на столбах («гылхатун», «ха- цатун»), В середине купола находится квадратное отверстие «эртик», служащее и дымоходом и единственным окном. Под ним открытый очаг. Этот тип, вероятно, развился на основе более примитивного дома-землянки, который тоже бытовал до самого последнего времени в Армении. Деревни, состоящие из таких землянок, были почти незаметны со стороны: жилища находились в них под землей, и только дым, выходящий из верхних отверстий, выдавал близость деревни.

Глиняные хлебные печи — «тындыр» — сходны с грузинскими «торне».

Архаический характер жилищ при общем высоком уровне культурного развития армянского народа объясняется тем чрезвычайно бедственным положением, в котором находилась масса армянского крестьянства до революции.

Характерная черта армянских деревень — способ снабжения водой. Обычных колодцев не роют. Пользуются родниками, которые пробиваются чаще под горой; за водой ходят обычно девушки. За последние годы повсюду распространилось красивое архитектурное оформление источников цветным камнем. Где нет источников, население роет особые горизонтальные колодцы (так называемые «кахрезы») в склоне горы, пробивая ее до водоносных пород.

В советский период, особенно в связи с колхозным строительством, армянская деревня резко изменила свой облик. Старые подземные жилища почти исчезли. Дома с верхним освещением заменяются постройками современного типа с боковым освещением, в том числе двухэтажными с двускатной крышей.

Одежда

Национальный костюм армян сохранился лишь частично, будучи вытеснен городской одеждой.

Женский армянский костюм местами близок к грузинскому, но в других районах от него отличается. Наиболее типичен женский костюм в Восточной Армении. Основу его составляет длинная красная рубашка, под которую надеваются еще более длинные штаны (нижние концы их, видные из-под рубашки, делаются из шелка и покрываются вышивкой). На рубашку надевают длинный и узкий «архалух» с разрезом спереди, открывающим грудь, и с двумя разрезами с боков от бедер до низа. Рукава тоже имеют длинные, прорезы. Пояс бывает серебряный, а прежде поясом служила шаль. Характерен старый головной убор замужней женщины — «пали» — тяжелый, башнеобразный, на твердой основе, обвязываемый несколькими платками, закрывающими часть лица. Этот головной убор, крайне неудобный и негигиеничный, почти никогда не снимался, особенно в присутствии мужчин и свекрови. Сейчас он совершенно вышел из употребления.

В западных районах костюм женщин несколько иной. Рубашка бывает чаще белая, головной убор легче и проще. Характерен фартук, носимый на поясе, а также обилие разных украшений и вышивок.

Обычай закрывания женщинами лица — характерная черта старого армянского быта. Этот обычай восходит к очень древней традиции, может быть еще к ассирийской эпохе, и бытовал в связи с патриархальным укладом армянской семьи.

Что касается мужского костюма, то он близок частью к грузинскому, частью к азербайджанскому.

Исторические особенности общественного быта

Крестьянская семья у армян до недавнего времени сохраняла патриархальный уклад. Вплоть до конца XIX века бытовали большие неразделенные семьи — отец с женатыми сыновьями и с внучатами, насчитывавшие десятки членов. Передвижка населения в связи с турецкими погромами разбила эти семьи. В старой большой семье очень велика была власть старшего мужчины, который бесконтрольно распоряжался всем хозяйством, хотя и советовался в важных случаях со взрослыми членами семьи. Авторитет главы семьи сохранился и в малых семьях.

Патриархальный уклад отражался и на положении женщин в семье. Девушки в крестьянских семьях пользовались независимостью, хотя их иной раз рано выдавали замуж. Но замужняя женщина, особенно младшая невестка в доме, занимала подчиненное положение. На нее ложился ряд стеснительных ограничений. Она почти не имела права говорить, особенно со старшими членами семьи, в нужных случаях объяснялась при помощи жестов. Невестка, особенно младшая, прислуживала старшим мужчинам, мыла им ноги. Лишь постепенно, после рождения одного-двух детей, снимались стеснительные запреты, и положение женщины делалось более свободным. Однако существовал обычай, по которому женщины ели отдельно от мужчин и после них. Обязательное ношение тяжелого головного убора и закрывание лица тоже символизировало подчиненное положение женщины. Оно было особенно заметно в Восточной Армении.

Однако сохранились черты и более высокого положения женщины, быть может, остатки древнего матриархата. Старшая в доме женщина, бабушка, пользовалась огромным авторитетом, руководила всем хозяйством, спрашивая указаний только у главы семьи; все члены семьи, и дети и взрослые, ее беспрекословно слушались. В вопросах заключения брака инициатива и решающее слово принадлежало матери жениха и матери невесты. Наносить побои женщине строго запрещалось. Любопытно, что по старым обычаям женщины не принимали участия в полевых работах, даже в жнитве. Зато организация летних кочевок и все молочное хозяйство были в их руках.

О патриархальных традициях говорит и свято соблюдавшийся обычай гостеприимства.

В прошлом известна была сельская община. До недавнего времени община состояла из больших патриархальных семей. С распадением их родственные семьи селились обычно рядом и создавались целые фамильные кварталы. Но в деревне преобладали соседские связи над родственными. Существовали старшины деревень, прежде наследственные, впоследствии (при русской власти) выборные. Сохранились следы общинного землепользования; даже пахотная земля подвергалась иногда переделам. Существовал общинный суд.

Интересно отметить, что при наличии у армян пережитков общинных форм быта, феодального дворянского сословия у них почти нигде не сохранилось. Армяне в прошлом знали феодализм — и развитый феодализм. Но армянские феодалы («нахарары», князья, воинственное сословие, которое пользовалось значительными привилегиями и властью) были истреблены целиком в эпоху борьбы сначала с арабами, затем с сельджуками и монголами. Уже к XIV—XV векам у армян феодального класса почти не осталось, за исключением Нагорного Карабаха, где до недавнего времени сохранялись землевладельцы-дворяне, мелики. В остальных местах крестьянство эксплуатировалось не армянскими, а турецкими, персидскими и азербайджанскими помещиками.

Но если «светских» феодалов среди армян почти не было, то были зато церковные — особенно монастыри. В средние века это были настоящие крепостники, жестоко угнетавшие крестьян, и крестьяне не раз восставали против монастырского крепостного ига. Но и до самой революции монастыри (особенно такие крупные, как Эчмиадзинский) владели большими и лучшими землями, а крестьяне-бедняки арендовали эти земли или батрачили на них.

Вместо феодального класса у армян развилась сильная, предприимчивая и сплоченная торговая буржуазия, которая и составляла господствующий класс армянского населения.

В городах Закавказья, в том числе и в го¬родах Грузии‘и Азербайджана, вплоть до советской эпохи торговля находилась глав¬ным образом в руках именно армян. Из рядов этого класса выходила и старая интелли¬генция, националистически настроенная; ин¬тересам его служила и известная партия дашнаков.

Среди самого крестьянства нарастало, особенно в период капитализма, резкое классовое расслоение. Богатые владельцы садов и виноградников, особенно в районах Аштарака, Эчмиадзина, вели предпринимательское хозяйство, держали батраков; имели небольшие винные заводы. В скотоводческих горных районах собственники крупных стад пользовались наемным трудом, продавали масло и сыр. Подавляющая же масса армянского крестьянства жила в крайней бедности и в вечной зависимости от помещиков, монастырей, кулаков.

Любопытно, что у армянского купечества были слабые связи со своим собственным крестьянством, у которого преобладало натуральное хозяйство. Армянская буржуазия имела дело по преимуществу с мелкими производителями Грузии и Азербайджана, держась больше в городах. Отсюда национальный антагонизм, имевший чисто классовую основу. Этой основой были противоречия между армянской буржуазией, с одной стороны, и мелкой городской буржуазией Грузии и разоряющимся классом грузинских помещиков-дворян, с другой стороны. Это обстоятельство имело очень большое политическое значение.

На почве классовых же взаимоотношений выросла и другая форма национального антагонизма — армяно-азербайджанская вражда. Основы ее тоже совершенно ясны. Значительная часть помещиков на территории Армении была азербайджанского происхождения, а крестьяне были армянами, и, таким образом, классовые антагонизмы здесь принимали характер национальных. Это выливалось неоднократно в кровавые эксцессы — «армяно-татарская» резня 1905 г., кровавые события эпохи гражданской войны до установления Советской власти. В эти годы (1918—1920) в Армении правила буржуазно-националистическая партия дашнаков, искусственно разжигавшая межнациональную вражду. Пережитки национальной розни сохранялись вплоть до недавнего времени. Именно это сделало необходимым создание в первые годы Советской власти Закавказской федерации, как объединения, имевшего целью сгладить национальные противоречия.

За годы Советской власти все это коренным образом переменилось. Не только исчез навсегда классовый гнет и армянский крестьянин-колхозник и рабочий зажили свободной жизнью, но и с национальным антагонизмом покончено навсегда. Старый патриархальный уклад армянской семьи отошел в прошлое. Последнему особенно способствовало то, что с победой колхозного строя и в годы Великой Отечественной войны совершенно изменилось разделение труда между полами в семье. Раньше женщина была почти отстранена от земледельческого труда. В колхозах, а особенно в годы войны, когда мужского населения осталось мало, женщины не только втянулись в этот труд, но порой выносили на себе главную его тяжесть: женщины рыли новые каналы, распахивали целину, вводили травопольный севооборот и новую агротехнику. Естественно, что основа прежнего подчиненного положения женщины в семье исчезла.

Религиозные пережитки

По религии армяне занимают обособленное положение. Массовое распространение христианства среди армян относится к началу IV века (308 г.). Вскоре после этого началось и развитие армянской письменности. В первые века армянская церковь стояла в зависимости от византийской, но после 4-го (Халкедонского) вселенского собора (451 г.) она от нее отделилась. На этом соборе была, как известно, осуждена «монофизитская ересь» (учение некоего Евтихия о «единой природе» Иисуса Христа, в противовес учению господствующей церкви о двойной его природе, божеской и человеческой). Армянские церковные иерархи не признали решений Халкедонского собора и сохранили «монофизитское» учение. По существу дела эти разногласия отражали стремление армянских феодалов избавиться от византийской опеки. С этого времени армянская церковь приобрела самостоятельность. Во главе церкви — она называется армяно-грегорианской, по имени Григория, одного из первых ее деятелей, — стоит католикос. Авторитет этого католикоса после утраты армянами своей государственности чрезвычайно усилился. Католикос стал не только главой церкви, но и политическим руководителем армянского народа в его борьбе с внешними врагами.

Кроме армяно-грегорианской церкви, существует отделившаяся и примкнувшая к католицизму (со времени Флорентийского собора 1439 г., а особенно с XVII в.) «армяно-католическая» церковь. Лишь небольшое число армян примыкает у нас к этой церкви, но среди армян-эмигрантов у нее есть приверженцы. Наконец, есть армяне-мусульмане (сунниты): это часть так называемых хемшинов—армян, переселившихся из Турции и живущих в некоторых местностях Черноморского побережья.

Наряду с господствующей религией сохранились остатки более древних верований, вера в приметы, знахарские и сельскохозяйственные обряды, следы культа предков в поминальных обрядах и пр. Но у армян эти верования сохранились несколько слабее, чем у других народов Кавказа. Это объясняется более глубоким проникновением христианства в толщу народа.

Народное творчество

В народном творчестве армян отразились исторические судьбы этого народа. Отголоском многовековой борьбы за национальную независимость служит героический эпос армян — прежде всего замечательная средневековая поэма о Давиде Сасунском, где воспевается героическая борьба защитников Сасуна — горной области Армянского Тавра. Другая поэма, о Кеороглы, вероятно, отражает влияние тюркских соседей. Эти и другие эпические произведения пелись и поются особыми народными певцами-профессионалами — «гусанами».

На чисто народной почве развилась ново-армянская литература. На живом армянском языке начал впервые писать ее родоначальник — писатель-патриот и демократ Хачатур Абовян (1805—1848), страстно боровшийся против засилья реакционного духовенства и за сближение с русской культурой. Его «Раны Армении» — горячий патриотический роман-памфлет. Другими писателями-демократами были Микаэл Налбандян, Перч Прошьян, Мовсесян (Ширванзаде). Армянская литература вообще очень богата.

Музыка армян находилась под сильным влиянием, с одной стороны, персидской, с другой — грузинской музыки. Армянские музыкальные инструменты близки к грузинским: те же струнные инструменты нескольких форм (плектровые чонгур, тар, смычковые кямаци и кяманча), духовые, ударные. Но, в отличие от грузинской музыки с ее многоголосностыо, армянская народная музыка сохранила более архаический одноголосный строй.

В советские годы армянская народная музыка дала богатую пищу для развития профессиональных форм музыкального искусства. Еще до революции много было сделано для ее обработки, для введения многоголосия местными талантливыми композиторами-энтузиастами (Христофор Кара-Мурза, Согомонян-Комитас); их наследие творчески разработано и расширено советскими армянскими композиторами — Спендиаровым, Хачатуряном, Чемберджи, Арутюняном, Бабаджаняном и др.

В области изобразительного прикладного искусства отмечается прежде всего чрезвычайно художественное ковровое производство. Армянские ковры отличаются от персидских, азербайджанских и других тем, что в качестве орнаментальных мотивов применяются стилизованные изображения животных, людей и т д., что не допускается мусульманским каноном. С этой стороны творчество армян было более свободно и разнообразно. Но армянский ковровый орнамент сходен с азербайджанским и отличается от персидского отсутствием кривых линий. Издавна развито искусство художественной резьбы по камню и дереву.

Славные традиции армянского народного искусства, отраженные и в памятниках древней архитектуры, получили в наши годы невиданные возможности развития. Обширное поле приложения нашли себе эти традиции при перестройке городов Армении. За годы Советской власти Ереван и другие армянские города украсились сотнями новых зданий и целыми архитектурными ансамблями. Работа эта велась вначале под общим руководством крупнейшего художника-архитектора, академика А. И. Таманяна, теперь продолжается его учениками.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 20.12.2020 — 13:55

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014