Археология поселений и структуры поселений

К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее

Археология поселений — это изучение изменяющихся структур поселений как части анализа адаптивных взаимодействий между людьми и их внешней средой, как естественной, так и культурной (Чанг — Chang, 1968). Она требует соединения хорошо разработанного плана исследования, здравого смысла, археологических изысканий и, часто, современных методов дистанционного обнаружения объектов (главы 8 и 9). Структуры поселений, схема и распределение жилищ в определенном месте являются результатом взаимоотношения людей, которые решили на основании практических, культурных, социальных, политических и экономических соображений располагать свои дома, хозяйственные постройки и религиозные сооружения определенным образом. Таким образом, археология поселений предлагает археологам шанс рассматривать взаимоотношения не только внутри различных коммун, но также в рамках торговых сетей, использования природных ресурсов, социальной организации и культурных тенденций.

[adsense]

ОТКРЫТИЯ
КАЗЕРВУД И СТЕФЕНС В КОПАНЕ, ГОНДУРАС, 1839

В 1839 году Джон Ллойд Стефенс, нью-йоркский юрист, ставший путешественником, и шотландский художник Фредерик Казервуд забрались глубоко в центральноамериканские джунгли, ободряемые слухами о затерянных цивилизациях и великих руинах, поглощенных первобытными джунглями. Сначала они вышли к крохотной деревушке Копан, на территории современного Гондураса. Там «вокруг лежали темные очертания руин, обернутые в саван нависшего над ними леса… Единственным звуком, беспокоившим тишину этого мертвого города, был шум скачущих по верхушкам деревьев обезьян» (Стефенс — Stephens, 1841:48). И сегодня можно представить себе эффект, который произвел на Стефенса и Казервуда Копан 150 лет назад.

Пока Казервуд срисовывал сложные иероглифы, которые он нашел еще на стоящих каменных колоннах, Стефенс пытался купить это местечко за 50 долларов, для того чтобы вывезти оттуда памятники в Нью-Йорк. Но сделка провалилась, когда он выяснил, что древности невозможно сплавить по реке Копан.

Стефенс и Казервуд посетили много других известных городов майя, среди них Паленг, Ушмала и Чечен-Ица. Они были первыми путешественниками, которые признали, что майя построили эти великие города. Стефенс писал: «Эти города. не являются делом рук людей, которые ушли. они принадлежат тому же великому народу. который до сих пор верен своим руинам (с. 222)». Все последующие исследования цивилизации майя основаны на работе этих двух упорных первооткрывателей.

Поселения распределены по земле не случайным образом. Если вы найдете определенного рода поселения возле источников воды, торговых маршрутов, источников пищи пли в легко защищаемых местах, то сможете обоснованно предположить, что за распределением этих памятников лежат практические соображения. В пределах самих поселений сложный комплекс культурных, социальных и даже личностных факторов влиял на расположение домов относительно друг друга. Например, южнокалифорнийские индейцы чумаши жили на островах и берегах залива Санта-Барбара, где подъем глубинных океанских вод способствовал одному из самых обильных прибрежных рыбных промыслов во всем мире. Спустя 700 лет этот богатый, хотя непредсказуемый источник морских продуктов позволял охотникам-собирателям чумаши жить в густонаселенных, постоянных поселениях с тысячами обитателей. Самые важные из этих поселений располагались в защищенных местах на берегу, в них были удобные места для причаливания каноэ, имелись водоросли недалеко от берега и лежбища морских млекопитающих вблизи — все это важные факторы с точки зрения жизнеобеспечения чумаши.

На другом уровне само поселение или город может отражать взгляд сообщества на мировое устройство. Древние обитатели Центральной Америки большое внимание уделяли пышным публичным церемониям, проводившимся в центре больших ритуальных центров. Полторы тысячи лет назад великие равнинные города майя Копан и Тикаль являлись каменными копиями центральноамериканского духовного небесного мира, мира живого и мира подземного (рис. 15.2). Их пирамиды являлись священными горами, дверные проемы на вершине храмов являлись священными отверстиями, через которые правитель, как посредник с духовным миром, путешествовал в мире ином по Wacah Chan, символическому древу мира, которое соединяло слои вселенной майя (на рис. 15.3 столица ацтеков Теночтитлан).

Рис. 15.2. Храм 1 в Тикале, Гватемала, датируемый 700 годом н. э., является каменной копией священной горы

Рис. 15.2. Храм 1 в Тикале, Гватемала, датируемый 700 годом н. э., является каменной копией священной горы

Рис. 15.3. Центральные районы столицы ацтеков, Теночтитлана, с храмом бога Солнца Хутцилопочтли и бога дождя Тлалока слева — они представлялись осями вселенной ацтеков

Рис. 15.3. Центральные районы столицы ацтеков, Теночтитлана, с храмом бога Солнца Хутцилопочтли и бога дождя Тлалока слева — они представлялись осями вселенной ацтеков

Взаимоотношения между отдельным человеком и местностью могут быть настолько же сложными, как и всего общества. Земледелец из Центральной Африке и обрабатывает несколько маленьких садов, одни обрабатываются очень интенсивно, в то время как другие находятся под паром и почвы в них регенерируются после многих лет интенсивного использования. Обычный наблюдатель не увидит ничего особенного, но для земледельца очевидны первые признаки регенерации почвы — побеги травы для его скота, которые можно будет использовать спустя несколько недель, цветение орешника, который будет плодоносить в конце сезона дождей. Местность, с его точки зрения, представляет собой «лоскутное одеяло» из садов, растений и животных, которые защищают его предки, которые являются духовными хранителями его земли.

Археология поселений говорит об этих многих сторонах динамических взаимоотношений, некоторые из которых почти невозможно разглядеть без внимательного использования аналогий с живыми сообществами (глава 14). Например, из современных аналогий в Африке и Новой Гвинее известно, что схема поселений может определяться потребностью защищать стада от животных-хищников или воинственных врагов. Поселения могут также располагаться через равномерные промежутки вдоль важных торговых артерий, такие как реки. Даже расположение отдельных домов диктуется сложным комплексом социальных, экономических и даже личных факторов, порой не поддающихся объяснению.

[adsense]

Решающие факторы структур поселений действуют на разных уровнях, каждый из которых формируется параметрами, различающимися по качеству и уровню от тех, что формируют другие уровни (Триггер — Trigger, 1968b).

1. Строения и зоны хозяйственной деятельности. Дома, строения и зоны хозяйственной деятельности являются минимальными единицами анализа археологии поселений.
2. Общины. Расположение домов и зон хозяйственной деятельности в единой группе представляет из себя общину. Термин «община» определяется как максимальная группа людей, которые обычно проживают вблизи друг друга.
3. Распределение общин. Плотность и распределение общин, каким бы ни был их размер, в значительной степени определяется природными ресурсами, потребностями в питании, технологическим уровнем и социополитическим уровнем развития населения, а также социальными и религиозными факторами.

Конечной целью является изучение древних систем поселений в аспекте полной картины древнего общества. В связи с этим признаки, находящиеся вне памятников, (off-site features), такие как системы полей, играют важную роль в понимании всего диапазона деятельности человека в прошлом.

К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 21.12.2014 — 10:28

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014