Археологические памятники Восточного Казахстана

Большинство памятников эпохи раннего железа расположено в долине главной водной артерии Восточного Казахстана — р. Иртыш. Курганные могильники сосредоточены на северных и южных склонах Калбинского хребта, а далее тянутся на юго-запад до Чингизтау и западных районов Тарбагатая. На юге они распространены в Зайсанской котловине. В восточных горных районах разбросаны по берегам рек Нарыма, Бухтармы и многочисленным притокам последней, смыкаясь с памятниками районов Горного Алтая.

[adsense]

Самые большие сакские «царские курганы» сосредоточены в Чиликтинской долине и в горах Южного Алтая на берегу р. Бухтармы. В горных районах Восточного Казахстана, богатых выходами дикого камня, большинство курганов имеет каменные насыпи (Берель, Катон, Майэмир). В долинах верхнего Прииртышья насыпи сооружались из земли с примесью гальки, но в погребальных сооружениях почти всегда использовался камень. В равнинных районах среднего Иртыша, примыкающих к Кулундинской степи, курганы возводились из земли (Жолкудук, Чернореченск, Иртышское, Боброво, Леонтьевка).

Полезные ископаемые Восточного Казахстана разрабатывались и в раннежелезный век. Полиметаллический пояс Рудного Алтая насчитывает около 850 месторождений и рудопроявлений.

Памятники этого периода изучали В.В. Радлов, С.С. Черников, М.П. Грязнов, С.Н. Руденко, Н.В. Полосьмак, В.И. Молодин, З.С. Самашев, А.Т. Толеубаев.

В науке выделяются три главных этапа развития материальной культуры саков Восточного Казахстана: майэмирский — VII—VI вв., берельский — V—IV вв., кулажоргинский — III—I вв. до н. э.

Майэмирский этап назван по имени курганного могильника в Майэмирской степи в верховьях р. Нарым.

Рядовые Майэмирские курганы Горного Алтая имели невысокие каменные насыпи, часто обложенные по основанию кольцом из камня. Погребальные камеры — прямоугольной формы, их стены облицовывались деревом и покрывались накатом из бревен.

Вещевой комплекс майэмирских памятников довольно устойчив и определяется такими ведущими формами, как бронзовые зеркала с высоким бортиком по закраине и петлей посредине диска, ранняя конструкция конской узды из бронзовых удил с внешними петлями, напоминающими миниатюрное стремя, и псалиями с тремя отверстиями или крючком вместо центрального отверстия. Из прикладного искусства для майэмирского времени наиболее характерен образ свернувшегося хищника и животных, переданных в движении.

Курган Чиликты, раскопанный С.С. Черниковым, входил в состав могильника, состоявшего из 51 земляной насыпи. Насыпи достигают диаметра 20-100 м при высоте 2-10 м.

Раскопки кургана позволили воссоздать его конструкцию. На поверхности земли была выкопана яма площадью 5,9×7 м и глубиной около 1 м. В яме было сложено квадратное сооружение из толстых лиственничных бревен, стены клетки состояли из двух, а потолок из одного ряда бревен. Внутри деревянной гробницы, у западной стенки, на полу из толстых струганых досок были положены мужчина 40-50 лет, женщина 50-60 лет и сопровождавшие их вещи. Покойников в момент погребения внесли через дромос-коридор, примыкающий к гробнице с востока. После похорон дромос был накрыт бревнами и все сооружение засыпано крупным битым камнем. Затем была возведена насыпь из плотной глины, еще выше насыпана земля с мелкой галькой. В первоначальном виде курган имел диаметр 45 м и высоту около 10 м. Со временем насыпь деформировалась и к моменту раскопок ее диаметр достигал 66 м, а высота — 6 м.

Как и большинство других курганов, чиликтинская гробница была ограблена еще в древности.

Несмотря на ограбление, в кургане сохранились вещи: остатки кожаного колчана с тринадцатью бронзовыми втульчатыми наконечниками стрел ранней, так называемой асимметрично-ромбической формы, и яркие образцы древнего прикладного искусства из 524 золотых изделий. Среди них: бляшки в виде оленей с подогнутыми ногами, украшавшие колчан (14 экз.), барельефные контурные фигурки орлов с повернутой головой (9 экз.), свернувшиеся в кольцо пантеры (29 экз.), вырезанные из фольги фигурки кабанов (12 экз.), изображение рыбы, инкрустированное бирюзой и украшенное мелкими шариками золотой зерни, бляшка в виде птицы с распростертыми крыльями и множество других более мелких ювелирных украшений.

Чиликтинский курган датируется VII в. до н. э. Это один из самых ранних «царских» курганов северной степной полосы Казахстана и один из древнейших на территории Евразии. Здесь ярко представлено прикладное искусство скотоводческих племен евразийских степей. Ряд художественных произведений так называемого «звериного» стиля в Чиликтинском кургане (олень с поджатыми ногами, свернувшиеся в кольцо пантеры, орлы с повернутой головой) относится к исходным образцам искусства сакско-скифского мира.

Рис. 4.9. Могильник Чиликты. Золотой курган. План на уровне потолка бревенчатой камеры и ее продольный разрез (по С.С. Черникову)

Рис. 4.9. Могильник Чиликты. Золотой курган. План на уровне потолка бревенчатой камеры и ее продольный разрез (по С.С. Черникову)

В 2003 г. был раскопан еще один «царский курган» могильника Чиликты, имевший, как выяснилось, аналогичную конструкцию, состоящую из сруба и курганной насыпи. Погребение было ограблено в древности, но при этом часть изделий, украшавших одежду, и головной убор погребенного здесь представителя элиты были потеряны в грабительской траншее и собраны археологами. Это были литые фигурки оленей, пары оленей в геральдической позе, архаров, барсов, волка, оленя, беркута. Датируется курган IX—VIII вв. до н. э.

На берельском этапе культура древних скотоводов Восточного Казахстана приобретает выразительные и законченные черты.

В горных районах повсеместно распространяется ранее уже известный устойчивый тип курганов с каменной наброской, деревянным срубом в грунтовой яме и захоронениями коней.

Памятники этого типа особенно четко представлены в Пазырыкских курганах Восточного Алтая, широко известных благодаря раскопкам В.В. Радлова, С.И. Руденко, М.П. Грязнова, Н.В. Полосьмак, В.И. Молодина, В.Д. Кубарева, З.С. Самашева.

Одним из наиболее ярких памятников этого периода является курган Берел.

Могильник Берел находится на территории Казахского Алтая на стыке границ Казахстана, Монголии и России. В нем насчитывается более тридцати курганов, расположенных цепочками. Наиболее крупные наземные конструкции свидетельствуют о том, что древние кочевники хоронили здесь своих вождей, для которых и воздвигали сложные погребально-культовые сооружения. Доминирующее положение долины и удивительная красота природы способствовали сакрализации этого пространства.

Возможно, древние кочевники, учитывая природно-климатические условия местности, сооружали такие погребальные конструкции, при которых возникла искусственная мерзлота. Благодаря ей в погребениях сохраняются уникальные свидетельства жизни древних кочевников Алтая — одежда, утварь и, что особенно важно, мумифицированные останки людей и животных.

Первые археологические раскопки здесь были произведены В.В. Радловым в 1865 г. Еще до раскопок Береля В.В. Радлов раскопал курган с мерзлотой на р. Катанда, где прекрасно сохранились изделия из ткани, войлока, шерсти, одежда из меха, соболя и шелка, изделия из дерева, а также трупы захороненных людей и погребенных с ними коней.

Рис. 4.10. Могильник Чиликты. Золотой курган (по С.С. Черникову)

Рис. 4.10. Могильник Чиликты. Золотой курган (по С.С. Черникову)

Вскрыв насыпь одного из курганов могильника Берель, В.В. Радлов обнаружил вещи, не замеченные грабителями. Он записал в своем дневнике: «В центре кургана под могильным холмом находилась могильная яма длиной 2 сажени и шириной 2,5 сажени, наполненная крупным камнем и землей. Мы легко очистили эту могилу от ее содержимого на глубину 1 аршин, после чего наша работа внезапно остановилась. Земля здесь сильно промерзла, и в могилу со всех сторон просачивалась вода».

В могиле под слоем бересты были найдены останки 16 лошадей, положенных в 4 ряда по 4 особи.

[adsense]

В гробу, выдолбленном из ствола лиственницы и украшенном по углам бронзовыми фигурками грифонов, в ходе раскопок были найдены человеческие кости, глиняная посуда, нож, кинжал, меч.

Величина кургана, который стал объектом основных исследований в 1998-1999, имел диаметр более 30 м, первоначальную высоту — более 2 м.

Сам курган представляет собой сложное архитектурное сооружение. Насыпь кургана является не просто навалом камней, а состояла из нескольких слоев специально подобранных плит, валунов и галечника различных размеров.

В основании насыпи отмечена платформа из массивных плит, ограда из вертикально поставленных каменных плит.

Под насыпью кургана в могиле находился лиственничный сруб, сооруженный в три венца из толстых бревен: в пазы продольных вставляли поперечные плахи. Сверху он был накрыт массивными плахами, полотнищами бересты с прослойкой веток «курильского чая». Погребальная камера-сруб представляла собой помещение размерами 3,43 x 1,85×1,26 м. Дендрохронологами установлено, что некоторые из бревен погребальной камеры были заготовлены заранее и не исключено, что они использовались в домостроении.

Внутри сруба, на вымощенном каменными плитками дне могилы, была установлена колода. Ее изготовили из цельного ствола лиственницы, а поверхность тщательно загладили и обработали, возможно, особыми веществами, оберегающими древесину от гниения. С четырех сторон колоды, на торцах находились проушины, при помощи которых она была опущена в погребальную камеру. Сверху колода закрывалась крышкой, по углам которой были помещены четыре бронзовые с позолотой массивные фигуры птиц-грифонов.

В колоде находились останки мужчины, предположительно 35-40 лет, к которому позже была подхоронена женщина. По предварительному заключению антропологов она была несколько старше мужчины. Головы умерших покоились на деревянной «подушке». Прическа вождя состояла из двух косичек. Установлено, что при жизни он носил бороду и усы. В теменной части черепа мужчины зафиксирован пролом, нанесенный предположительно палицей. Вероятно, вождю-воину пытались оказать медицинскую помощь с целью извлечения из раны осколков костей и сгустков крови, о чем свидетельствуют следы незавершенной трепанации. О его боевой жизни свидетельствуют многочисленные сросшиеся переломы ребер и позвонков, полученные в разные периоды жизни.

В погребальной практике древних берельцев существовал сложный ритуал, предполагавший сохранение тело умершего до того момента, когда его можно будет захоронить. Для достижения этой цели с помощью специальных трав, ароматических веществ тела почитаемых персон подвергались бальзамированию. Погребенные были облачены в одежды, затейливо расшитые бронзовым бисером, нашивками из тончайшей золотой фольги. Богатство и роскошь одежды подчеркивают высокий социальный статус погребенных.

Тринадцать лошадей, сопровождавших вождя, были убиты ударом чекана в лоб и уложены за стенкой сруба в два яруса. Нижний ярус, состоящий из семи животных, отделялся от верхнего слоем бересты и кустарником. Кони — верховые скакуны рыжей масти — обращены головами в сторону восходящего солнца, на восток. Благодаря феномену «замерзших» могил сохранились не только шкура животных, но и мягкие ткани, а также парадное конское снаряжение.

Рис. 4.12. Могильник Берель. Курган №11. Бляха в виде головы кошачьего хищника (по З.С. Самашеву)

Рис. 4.12. Могильник Берель. Курган №11. Бляха в виде головы кошачьего хищника (по З.С. Самашеву)

Найдены седла — древнейшие в Казахстане. Особо выделяется седло, покрытое шкурой хищника. Войлочная аппликация седельного покрытия передает сцену терзания хищником копытного животного. К седлу одного из коней был приторочен щит, составленный из деревянных прутьев.

Конское снаряжение украшено многочисленными деревянными изделиями, выполненными с помощью различных приемов, сочетающих технику барельефа и скульптуры. Все эти изделия: бляхи, псалии, подвески, разделители ремней с лицевой стороны покрыты золотой фольгой и оловом, а тыльной стороной с помощью отверстий прикреплены к ремням конской сбруи.

Предметы вооружения, конского снаряжения, которые оформлялись в скифо-сибирском зверином стиле, отражают его военно-аристократический характер.

В круг образов входят олени, лоси, птицы, горные бараны и козлы, кошачьи хищники, представители местной фауны. Но особое место занимали образы фантастических существ грифонов, которые сочетали в себе признаки разных животных: тело кошачьего хищника с длинным, закинутым на спину хвостом, клюв хищной птицы, грива в виде завитков, рога со спирально закрученными окончаниями.

Рис. 4.13. Могильник Берель. Курган №11. Подвеска в виде головы кошачьего хищника со щитком (по З.С. Самашеву)

Рис. 4.13. Могильник Берель. Курган №11. Подвеска в виде головы кошачьего хищника со щитком (по З.С. Самашеву)

Изображение борьбы животных является одной из характерных черт звериного стиля. Находки с подобным сюжетом имеют место и в берельской коллекции: плакетки и подвески со сценой нападения кошачьего хищника на оленя или горного козла; грифон, кусающий свой хвост; объемное изображение головы копытного животного в клюве грифона, представляющее собой вариант сцены терзания.

Парадные маски с рогами козлов и снаряжение коней, выполненные из дерева, скрыты под блеском золотой фольги и оловянного покрытия, создающих лишь иллюзию массивных золотых и серебряных украшений. Вероятно, это обстоятельство свидетельствует о церемониальном характере конского снаряжения, его своеобразной маскировке.

К концу берельского этапа повсеместно происходило вытеснение бронзы железом. Бронзовые удила сменяются железными кольчатыми удилами, железными становятся также кинжалы-акинаки и ножи.

К III в. до н. э. формы и конструкции археологических памятников Восточного Казахстана изменяют свой характер. В степях между Тарбагатаем и верховьями Иртыша распространяются погребальные сооружения так называемого кулажоргинского типа.

Каменные ящики составлялись из четырех и более массивных неотесанных плит, вкопанных на ребро, и сверху также покрывавшихся плитами. Захоронения производились на спине, вытянуто, головой на запад или восток. Лишь в нескольких случаях встречены скорченные погребения на правом боку. Сверху насыпался курган.

Среди вещевого комплекса памятников кулажоргинского типа наиболее многочисленна глиняная посуда. Она представлена приземистыми кувшинами с невысокой цилиндрической горловиной, кринкообразными горшками, широкими и низкими кубками с округленным дном и петлеобразной ручкой. Встречены глиняные котлы с вертикальными и горизонтальными ручками.

Рис. 4.14. Могильник Берель. Колода, погребальный инвентарь (по З.С. Самашеву)

Рис. 4.14. Могильник Берель. Колода, погребальный инвентарь (по З.С. Самашеву)

В этот день:

Дни смерти
1935 Умер Васил Николов Златарский — крупнейший болгарский историк-медиевист и археолог, знаменитый своим трёхтомным трудом «История Болгарского государства в Средние века».

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014