К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе
Крупные города восточных славян — Киев, Смоленск, Новгород, Чернигов и другие — являлись центрами отдельных феодальных княжеств. Бурный рост городов начался в IX—X вв., а к концу XII в. на Руси насчитывалось уже двести больших и малых городов.
Основные признаки древнерусского города — наличие в нем ремесленного производства, постоянной торговли и административной, княжеской или боярской власти. Некоторые города возникали как центры племенных союзов, другие образовывались из ремесленно-торговых поселений. Росту городов способствовали выгодное для торговли географическое положение или открытие источников сырья для развития ремесленного производства: гончарной глины, железной руды, ценных пород дерева. Каждый город состоял из трех главных частей: укрепления — «детинца» (кремля), торгово-ремесленного поселка — «посада» и рыночной площади — «торга». Древние русские города служили центром обороны для сельской округи. Их укрепления и феодальные постройки были деревянными.
Академиком Б.А. Рыбаковым был исследован княжеский замок XI в. в Любече. Раскопки показали, что в IX в. на месте ранее существовавшего славянского поселения возник небольшой городок. Во второй половине XI в. на горе появился укрепленный деревянный замок, внутри — княжеский двор. От города крепость отделял сухой ров, через который был переброшен подъемный мост. Стены замка были выстроены в виде двух рядов укреплений. Внутренний ряд образовывали жилые клети, в которых обитала челядь. Внешнее укрепление состояло из высокого забора. Плоские кровли внутренних жилищ-клетей служили боевой площадкой для защитников. Вдоль стен были вкопаны большие медные котлы для «вара» — так называли кипяток, которым во время осады поливали врагов.
Чтобы попасть внутрь крепости, надо было проехать мостовую башню с воротами. Далее шла мощенная бревнами дорога, которую окружали высокие
стены. Дорога вела вверх, к главным воротам с двумя башнями для стражи, тоннелем и тремя заслонами, которые в любую минуту могли преградить путь врагу. За воротами находился небольшой дворик, где были устроены всевозможные кладовые для хранения припасов. В глубине двора размещалась башня — самое высокое сооружение замка. В подвалах замка были устроены ямы для зерна и воды. Дворец князя — центральное строение — представлял собой трехъярусное здание с тремя высокими теремами. Парадным был второй этаж, где жил князь. Там располагалась большая княжеская палата и широкая галерея — сени. В замке имелась небольшая церковь.
Любеч был типичным княжеским замком. Вместе с тем на Руси существовали тысячи боярских вотчин. Дворцы бояр, тоже в виде феодальных усадеб, возникали как в городах, так и в селах. В городах размещались дворы князя, его родственников и бояр, здесь постоянно жила часть княжеской дружины. Основное же население города составляли ремесленники. В русских городах X—XII вв. насчитывалось свыше шестидесяти различных ремесленных профессий.
В основе ремесленного производства было получение железа и кузнечное дело. Неизменными находками почти во всех древнерусских городах являются железные крицы, полученные сыродутным способом. Железу на Руси умели придавать различные качества: получали мягкое железо и твердую сталь, применяя при обработке криц различные приемы. Среди археологических материалов довольно много кузнечных инструментов: наковален, клещей, зубил, молотков-метчиков, топоров и сошников, различных ножей и инструментов для обработки дерева. Особой отраслью кузнечного ремесла было изготовление оружия и различных железных доспехов: щитов, кольчуг, шлемов-шишаков.
Установлено, что домонгольской Руси были известны все основные приемы изготовления ювелирных изделий: скань, зернь, чернь, цветная эмаль. При украшении сканью на золотую или серебряную основу припаивался узор из тончайшей золотой или серебряной слегка скрученной проволоки. В другом случае на основу напаивалась тонкая золотая ленточка (контур будущего рисунка), затем каждая ячейка заполнялась эмалью — стекловидным цветным составом. Получалось великолепное многоцветное изображение. Эмалью украшали колты — специальные предметы, которые знатные женщины вплетали в волосы, цепочки для медальонов, бляшки, перстни. Часто ювелирные изделия украшали зернью: на золотую или серебряную основу припаивали мельчайшие золотые или серебряные шарики. Русские мастера были знакомы с искусством чернения серебряных вещей. На поверхности предмета вырезался рисунок, который затем заполнялся темным матовым составом, полученным из олова, серебра, меди и серы.
Собственные стеклянные изделия на Руси появляются с XI в. Из стекла делали браслеты, бусы и художественную посуду. Браслеты были кручеными и гладкими, голубого, фиолетового, черного, желтого, зеленого и коричневого цветов.
Глиняную посуду с X в. делали на гончарном круге. Гончарный круг постепенно совершенствовался. Сначала это была простая подставка под дно изготавливаемого сосуда, которую можно было поворачивать руками. Потом появился гончарный круг, приводившийся в движение ногами. Русские гончары мастерили горшки, миски, корчаги, светильники, кувшины. Глиняную посуду украшали незамысловатым орнаментом из параллельных или волнистых горизонтальных линий.
С X в. на Руси известен кирпич. Он имел форму квадратной плитки размером 30×30 см и толщиной около 2,5 см. Назывался он греческим словом «плинфа». Для отделки полов и стен в домах знати применяли яркие поливные плитки — изразцы, а крыши крыли черепицей.
В X—XI вв. в Киеве, Новгороде и, очевидно, в Тмутаракани появились первые русские монеты. Большинство ранних русских монет относится ко времени правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. Об этом свидетельствуют надписи: «Ярославле серебро», «Владимир на столе, а се его серебро». На лицевой стороне монеты изображался князь или святой, а на оборотной — трезубец — родовой знак Рюриковичей. До этого в обращении были серебряные слитки — гривны. Первоначально гривнами назывались женские серебряные шейные украшения — обручи, позднее серебряные слитки определенного веса, служившие меновой единицей. Известны новгородские гривны в виде палочек и киевские, имевшие форму шестиугольника. Широкое распространение на Руси получили среднеазиатские дирхемы. В XI в. наступает кризис древнерусской монетной системы, причины которого плохо изучены. В конце XII в. на Руси опять вошли в обращение гривны. Наряду с ними хождение имели западноевропейские, византийские и арабские монеты.
Распространение «чужих» монет в древности и средневековье было обычным явлением, свидетельствующим об устойчивых торговых связях.
В русских городах встречаются свинцовые печати. Они привешивались к деловым документам и принадлежали должностным лицам. На печатях помещались имена князей, архиепископов, тысяцких, посадников, наместников, тиунов, а также изображались святые — покровители владельца печати.
Русская культура рождалась на собственной, славянской, основе в суровых условиях непрекращавшейся борьбы со степными кочевниками. Руками горожан Киевской Руси сделаны различные орудия труда, возведены храмы и дворцы, созданы высокохудожественные ювелирные изделия, построены корабли и т. д. В городах Древней Руси возникла и получила распространение письменность. Города были центрами распространения христианства на Руси, которое в 989 г. принимается в качестве государственной религии. Принятие христианства способствовало развитию культуры, письменности, архитектуры, музыки, живописи, а также укреплению княжеской власти.
Во многих княжеских дворах и при монастырях велись летописи, записи древних княжеских актов, завещаний и других официальных документов. Представители господствующего класса писали обычно на пергаменте, изготовленном из телячьей кожи, а с XIV в. — на бумаге. Известны также древние монументальные надписи. Благодаря находке на кубанском берегу Керченского пролива надписи на каменной плите, было установлено местонахождение одного из древнейших русских городов — Тмутаракани, упоминаемой в летописях XI в. На плите было написано: «В лето 6576 (1068) Глеб князь мерил море по леду от Тмутаракани до Крчева (Керчи) 14000 сажен». В начале XII в. на Волге, около оз. Стерж проводились большие земляные работы. В ознаменование был поставлен найденный археологами крест с надписью: «В лето 6641 (1133) месяца июля 14 день почях (начал) рыти реку Яз сю Иванко Павловицъ и крест съ поставь».
Археологические находки позволяют говорить о распространении грамотности среди простого народа — ремесленников, торговцев, крестьян. Торговец написал на своем сосуде с товаром «горухша», а киевский гончар по сырой поверхности корчаги прочертил: «Благодатнейша полна корчага сия». Сапожники метили колодки именами заказчиков, а девушки оставляли свои имена на пряслицах, чтобы не перепутать их. Писали на всем, писали серьезно и просто, деловито и насмешливо. Интересны надписи, открытые на стенах русских церквей. Здесь и насмешливые «Хо-хо-хо, крылошанин святой Богородицы!», «Якима стоя усне, а рта и о камень не ростепети», и обычные — «Господи, помози…» В 1951 г. в Новгороде было сделано одно из крупнейших археологических открытий: между бревен мостовой XV в. была найдена первая берестяная грамота. Сейчас собрано, изучено и опубликовано уже несколько сотен грамот. Относятся они в большинстве своем к XIII—XIV вв., встречаются и более древние грамоты XI в. Среди них есть долговые обязательства, жалобы, завещания, частные письма и купеческие расчеты. В письме молодой новгородки Гостяны своему покровителю, очевидно опекуну, Василию, отражена жалоба на главу семьи, вероятно, на своего мужа, который отнял у нее имущество, вторично женился, а ее выгнал из дома. Гостяна просит Василия приехать и
восстановить справедливость. Грамоты знакомят нас с древнерусской разговорной речью и бытом наших предков. В письме Бориса к Анастасии читаем: «Како придеся грамота, тако пришли ми цоловеюь на жерепце, зане ми здесь делъ много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле». Берестяные грамоты известны не только в Новгороде. Несколько грамот обнаружены в Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Русе. Они являются важным источником, который не могут заменить ни вещественный археологический материал, ни сведения русских летописей.
Во многих древнерусских городах найдены инструменты для письма — так называемые писала. Писало представляло собой костяное или железное острие, которым процарапывали буквы на бересте или на навощенной дощечке. Лопаточкой, расположенной с противоположного от острия конца, затирали написанное.
В Новгороде обнаружена дощечка с вырезанными на ней 36 буквами древнерусского алфавита. Очевидно, она служила наглядным пособием по изучению азбуки. Интересны ученические записи на бересте. Так, найдена береста, на одной стороне которой написан алфавит, а на другой нарисован зверь таким, как подсказывало детское воображение. Сначала ученики пользовались навощенной доской, на которой легко исправлялись ошибки, а потом, научившись писать, продолжали обучение на бересте.
Древнерусские города, возникнув в IX в. (русское слово «город» означало укрепление), были административными, культурными и религиозными центрами православия.
В археологическом материале, который хранят городские слои, прослеживаются два периода истории: древнерусский город до середины XIII в., до монгольского завоевания, и русский город после монгольского завоевания.
События 1240—1241 гг. привели к гибели многих городов. Полностью были разорены Рязань, Изяславль, располагавшийся между Киевом и Владимиром-Волынским. Их участь разделили Райковецкое и многие другие укрепленные городища и сельские поселения. Пострадала городская культура, архитектура, ремесло. Лишь в конце XIII — начале XIV в. появились первые признаки
возрождения.
Древний Киев
Согласно «Повести временных лет» Киев был основан братьями Кием, Щеком и Хоривом. Имена братьев сохранились в названии его частей. Летопись не указывает точной даты основания города. Раскопками установлено, что на его территории существовало несколько небольших славянских поселений — предшественников будущего города.
Основное ядро Киева VIII—X вв. составляло поселение на Андреевской горе. Оно представляло собой небольшой укрепленный замок с языческим капищем в виде круглого, сложенного из неотесанных камней жертвенника. Вокруг него были найдены обломки лепной керамики и многочисленные кости жертвенных животных. Возможно, что в центре площадки капища стоял деревянный идол.
Древнейшая городская стена, возведенная вокруг Андреевского холма, была сделана из дерева. Во времена княжения Владимира ее перестроили, а город включил ряд соседних с Андреевским холмом территорий. В ходе раскопок установлено, что при Ярославе Мудром возвели новую городскую стену. По площади город при Ярославе в несколько раз превосходил Киев при Владимире. Стена была сооружена из дубовых срубов, примыкавших друг к другу. В политической и административной жизни Киева важнейшее место занимал княжеский двор. В X в. на княжеском дворе была выстроена гридница — место для приемов, пиров, больших собраний.
Княжеский двор и древнейшая на Руси каменная постройка — Десятинная церковь, возведенная в 989—996 гг.,— были архитектурным центром Киева. До постройки Софийского собора Десятинная церковь, видимо, играла роль городского центра. Основу церкви составляло здание с тремя апсидами (полукруглыми выступами) с восточной стороны. Внутри свод поддерживали три пары каменных столбов. Здание было сложено из блоков, сделанных из тонких квадратных кирпичей, скрепленных раствором извести, перемешанной с толченым кирпичом. Для отделки деталей применялся так называемый лекальный кирпич с закругленными углами. Церковь украшала покрытая росписью штукатурка и глиняные поливные разноцветные плитки различной формы, из которых выкладывались сложные орнаментальные композиции. К северу и к югу от Десятинной церкви были открыты развалины дворцов.
Архитектурным памятником Киева домонгольского периода является построенный в начале XI в. при князе Ярославе Софийский собор. Он играл роль центра церковно-политической жизни Киевского государства. За время своей 800-летней истории собор неоднократно подвергался перестройкам.
Внутреннее пространство храма было разделено столбами на пять частей — нефов. Над боковыми нефами возвышались хоры, предназначавшиеся для князя, его семьи и придворной знати. Своды и стены храма украшали композиции на библейские темы; монументальные колонны и фигуры святых великолепно вписывались в архитектурный мотив. Поток света сверху падал на мозаичные полы. Парапеты украшали барельефы. В архитектурной композиции Софийского собора в Киеве угадываются традиции византийского зодчества.
Во времена правления князя Ярослава в Киеве были сооружены большие каменные крепостные ворота, получившие в истории русского градостроительства название «Золотые ворота» — по аналогии с византийскими. Это название потом перешло к главным воротам Владимира.
Возникшее в Киеве раньше, чем в других городах Древней Руси, каменное зодчество имело большое значение для развития всей русской архитектуры.
В ряде мест в Киеве были открыты жилища горожан, ремесленников. В большинстве своем это полуземлянки с глинобитной печью в одном из углов.
Раскопки показали, что Киев был крупнейшим центром древнерусского ремесла XII — первой половины XIII в. Киевские ремесленники изготавливали самые разнообразные вещи — от простой глиняной посуды и деревянной ложки до тончайших ювелирных изделий. Были развиты кузнечное, керамическое, деревообрабатывающее, ювелирное, стеклодельное, костерезное и другие ремесла. В XI—XII вв. развивается искусство камнетесов и резчиков по камню, изготовления строительного кирпича. Труднее проследить археологически развитие таких ремесел, как кожевенное, ткацкое и портняжное, но и они были широко известны в Киеве. Изделия ремесленников удовлетворяли потребности городского населения; многие предметы вывозились далеко за пределы города.
Осенью 1240 г. Киев был разрушен полчищами татаро-монголов под предводительством хана Батыя. Археологам удалось восстановить отдельные конкретные события этой трагедии. Установлено, что Десятинная церковь была последним оплотом оборонявшихся киевлян. Под ее развалинами обнаружен тайник глубиной 5 м, на дне которого лежали несколько скелетов вместе с драгоценными вещами. Очевидно, там погибли богатые горожане. Недалеко от ворот, которые позднее были названы Батыевыми, раскопаны два жилища. В печи одного из них найдены скелеты двух девочек, в другом — целая группа скелетов. Упадок Киева прослеживается по историческим и археологическим источникам. Центр политической и экономической жизни Руси передвинулся на север.
Древний Новгород
Новгород изучен лучше других русских городов. Широкие исследования в нем ведутся уже несколько десятилетий. В Новгороде сохранились такие вещи, которые в обычных условиях не сохраняются — многочисленные поделки из кожи и дерева. Это объясняется тем, что Новгород расположен в низине и почва под ним очень влажная. В Новгороде хорошо прослеживаются культурные слои, которые в большинстве своем надежно датируются археологическим материалом. Город строился не на пустом месте, на его территории были расположены более древние поселения, память о которых сохранилась в виде деления города на «концы». Эти поселки были объединены и обнесены единой стеной. Так возник, как считают, Новый город. Уже в конце X в. он занимал, судя по материалам раскопок, значительную площадь на правом и левом берегах Волхова и являлся крупным торговым и ремесленным центром Русского государства, так как был расположен на наивыгоднейшем перекрестке торговых путей, важных для Руси и Северной Европы. В XI—XII вв. Новгород становится одним из крупнейших городов средневековой Европы, столицей огромного государственного образования, занимавшего первостепенное место в освоении севера Восточной Европы.
На протяжении многих столетий город вел оживленную торговлю. По Волхову, через Ладожское озеро и Неву новгородцы попадали в Швецию, на о. Готланд и в земли других прибалтийских народов. Через Ильмень-озеро и Мету открывался путь по Волге в Болгарию, к хазарам, на Кавказ, в страны Средней Азии. По Волхову, Ильмени, Днепру пролегал знаменитый в древности путь «из варяг в греки». Новгородские купцы проникали далеко на северо-восток, на Северную Двину и Вычегду, плавали по Ледовитому океану на Новую Землю. В городе существовали иноземные торговые дворы: «готский», «немецкий». Археологический материал подтверждает активную торговую деятельность города.
Особенностью новгородских гражданских построек является отсутствие землянок. Здесь люди жили в наземных деревянных избах. Пол настилался из толстых отесанных плах. Над нижним этажом дома возводился верхний этаж, который был по площади немного больше и частично опирался на вертикальные столбы. Дома отапливались печами, сложенными из кирпичей. Установлено, что жилым было только верхнее помещение, а нижний этаж служил для хозяйственных нужд. Там хранили инвентарь, запасы продуктов, содержали мелкий рогатый скот и птицу. Дома были украшены резьбой по дереву. Археологи часто находят обломки деревянных наличников и кусочки слюды от окон. В Новгороде применялась своеобразная дренажная система. Под домами и амбарами вкапывали бочки с отводными трубами. Скапливавшаяся в бочке вода стекала по трубе в отстойник, а потом в реку. Новгородцы, да и жители некоторых других городов, делали трубы из стволов деревьев. Для это¬го бревно раскалывалось вдоль, в половинках выдалбливали желоб, после чего их снова соединяли, обматывая берестой.
В Новгороде строили деревянные мостовые, начиная с X в. Вдоль домов клали продольные бревна, а на них поперек настилали плахи. С ростом уровня почвы деревянная мостовая постепенно тонула в грязи. Тогда на старый настил клали новую мостовую. В городе открыто около 30 таких слоев, датированных X—XVI вв.
К XI в. относятся ранние каменные постройки. Среди них памятник русского зодчества — Софийский собор. Новгородские церкви строились при помощи тех же приемов, что и соборы других городов. При сооружении церквей использовался белый строительный камень и плитчатый кирпич. В центре города вырос каменный кремль, включавший в себя Софийский собор и ряд других каменных зданий. Около кремля находился торг, Ярославово дворище,
вечевая площадь и дома иноземных и богатых новгородских купцов. Город окружали с севера и юга монастыри-крепости — Юрьев и Антониев.
Городское строительство было тесно связано с политическими событиями. Поэтому в XIII в. в городе не было выстроено ни одного каменного сооружения. Очевидно, это связано с тем, что Новгород на протяжении этого столетия вел героическую борьбу с немецкими захватчиками, требовавшую крайнего напряжения всех сил.
С момента основания город являлся центром ремесла и торговли. В одной из ремесленных частей города открыты мастерские XI—XIII вв. Одна мастерская принадлежала маслоделу, вторая — сапожнику, а третья — мастеру, изготавливавшему игрушки. В маслобойной мастерской находилось пять огромных жомов — специальных прессов для выжимания растительного масла. Мастерская кожевника представляла собой целый комплекс производств. Рядом с домом был пристроен огромный ящик, в котором сохранился толстый слой шерсти и извести. Это был зольник для первичной обработки кожи. Вокруг мастерской сапожника найдено несколько тысяч обрывков кожи, обуви и отдельных заготовок, ремней и различных кожаных поделок.
Следы ремесленного производства были открыты во всех концах города. Оно охватывало все виды ремесла — от литейного и кузнечного производства до изготовления детских игрушек. Особенно много было кузниц. На местах, где располагались кузницы, археологи находят массу шлаков, крицы и кузнечный инструмент — древнерусские кузнечные клещи и молотки, которые по форме почти не отличаются от современных. В городе жили ювелиры, каменщики, столяры, бондари и гончары. Изделия их труда встречаются повсеместно.
В Новгороде обнаружено много деревянных механизмов и приспособлений, которые благодаря особенностям новгородской почвы великолепно сохранились: это многочисленные блоки, детали ткацких станков, ролики, ворота и другие предметы. В новгородском культурном слое найдены части лодок — весьма важного, а подчас и единственного средства передвижения на севере. Основания лодок делали долблеными. К изготовленному из бревна основанию «пришивали» ребра. Это так называемые набойные ладьи. Они были оснащены шпангоутами, скамьями, веслами и уключинами. По рекам ходили разные лодки, среди них были и большие весельные, и парусные. Водные пути, особенно на севере Руси, были намного важнее сухопутных, которые с огромным трудом приходилось прорубать через лесные чащи.
Город часто отражал нападения немецких рыцарей, поэтому не случайно среди археологического материала довольно много оружия. В основном это железные наконечники копий и стрел. Особый интерес представляют кинжалы и мечи. В Новгороде встречаются своеобразные четырехгранные, похожие на штык мечи. В Неревском конце города найдены доспехи, состоящие из множества железных пластин. Также были распространены обыкновенные кольчуги, сплетенные из отдельных железных колечек, широко известные на Руси.
Мировоззрение людей феодальной эпохи в основе своей носило элементы православия. Тем не менее в народе сохранялись и старые языческие культы. Около Новгорода, в том месте, где р. Волхов вытекает из Ильменя, находился холм Перынь с древним языческим святилищем. Это святилище раскопано археологами. Оно окружено рвом с 8 полукруглыми выступами. В каждом лепестке-полукружии горел жертвенный огонь, а в центре стояло изображение Перуна. Найдено основание этой статуи.
Культурное возрождение, начавшееся в XIV в., охватило Псков, Тверь, Москву, Новгород и другие города. На огромном пространстве Руси мы встречаемся с однородными элементами в архитектуре каменных зданий. В середине и второй половине XIV столетия в Новгороде было построено много церквей. Около города на Болотовском поле возвели церковь Успения. По сравнению со сложными, грандиозными и торжественными сооружениями XII в. Болотовская церковь проста: четыре столба поддерживали единственный ее купол. Примерно такая же планировка характерна для всех остальных сооружений этой эпохи: церкви Федора Стратилата на Торговой стороне, церкви Спаса Преображения на Ильиной улице, церкви Рождества. Все они просты по архитектуре, сложены целиком из камня или из камня и кирпича. Тонкую плинфу вытесняет более толстый кирпич. Начиная уже с XV в., кирпич становится в Новгороде единственным строительным материалом, из которого сооружались не только церкви, но и дворцы новгородских бояр.
Новое, демократическое направление чувствуется и во фресковой живописи. Вместо неподвижных фигур с устремленным вперед взором человек стал изображаться в движении, в сложных композициях. Для этих образов характерны широкие и плавные жесты, складки их одежды развеваются как бы под сильным ветром. Особенно интересны росписи церкви Спаса Преображения, выполненные мастером XIV в. Феофаном Греком. Исключительным драматизмом проникнута композиция «Воскрешение Лазаря» в Болотовской церкви. Мария Магдалина распростерта на земле и всем телом тянется к ногам Христа. Марфа взором устремляется к Христу, требуя чуда. А повелительный
жест Христа, воскрешающего Лазаря, исполнен силы. В новгородскую церковную живопись в XIV в. вносятся простые человеческие переживания.
Рубежом XIV—XV вв. датируют исследователи открытый в Новгороде каменный дом посадника Юрия Онцифировича. Дом с подклетом был значительно больше по площади, чем жилища рядовых новгородцев и, очевидно, имел несколько этажей.
В слоях XIV—XV вв. открыты мастерские сапожников, ювелиров, кожев¬ников. К этому времени относится подъем ремесленного производства: про¬исходит его дальнейшая специализация, усложняются технические приемы кузнецов, среди которых выделяются щитники, секарники, стрельники, замочники, пищальники, ножовщики. На воротах Софийского собора в Новгороде сохранился автопортрет одного из новгородских ремесленников, который чинил эти ворота в XIV в. На портрете изображен бородатый, стриженный в кружок мужчина в кафтане и сапогах, с клещами и молотом в руках.
Археология погибших городов Руси. Старая Рязань
В 50 км от современной Рязани на правом крутом берегу Оки возвышаются крепостные валы Старой Рязани, трагически погибшей в 1237 г. в результате нашествия татаро-монголов. Это был богатый торгово-ремесленный город, один из центров Русской земли. В Старой Рязани найдено 9 кладов, открыты археологические комплексы.
Одним из объектов археологического исследования стал наружный вал Старорязанского городища. Даже простояв столь длительное время (с XII в.), вал представляет собой мощное сооружение высотой до 10 м. По всей его длине тянулся ров, достигавший в некоторых местах большой глубины. В тех местах, где находились крепостные ворота, вал перекрывался. В верхней части вала открыты остатки деревянной стены из продольно положенных бревен, перевязанных поперечными бревнами. Сооружение вала началось в XII в. Параллельно со стеной шли два ряда забитых в насыпь бревен, которые соединялись между собой поперечными бревнами. Вдоль стены был устроен проход, по которому передвигались защитники крепости. Очевидно, через рвы были перекинуты мостики, а над воротами возвышались башни. Южная часть Старой Рязани была заселена в конце XI—XII вв. Вокруг города возникали отдельные ремесленные посады, которые позже обнесли еще одним, внешним крепостным валом.
Основные археологические материалы, с которыми связан период расцвета города, относятся к XI—XII вв. Почти вся площадь Старой Рязани была застроена жилищами горожан двух типов — наземными и полуземлянками. Наземные жилища представляли собой бревенчатую постройку с глинобитной печью внутри. К жилищу примыкали хозяйственные постройки — амбары и ямы-погреба. В полуземлянку вела деревянная лестница. Вдоль стен шли покрытые досками нары или лавки и настилался дощатый пол. Под полом находились хозяйственные ямы. В одном из углов на специальном возвышении размещалась глиняная печь. Стены складывали из тесаных или расколотых вдоль бревен, вставленных в пазы вертикальных бревенчатых столбов. Печи в большинстве своем делались так: сначала сооружался деревянный каркас, который затем обмазывался толстым слоем глины. Наряду с глинобитными печами встречаются и печи-каменки. Эти печи не были рязанским изобретением, они встречаются в древнерусских городах почти повсеместно и в дальнейшем послужили прототипом русских печей. Жилища Старой Рязани и связанные с ними хозяйственные комплексы являлись усадьбами рядовых горожан. Находки на месте расположения жилищ хозяйственных, бытовых предметов и украшений свидетельствуют о разной степени зажиточности жителей города.
В южной части Старой Рязани открыты остатки хором рязанского боярина XIII в., разрушенных пожаром, и остатки большого дома площадью примерно около 100 кв. м. В переднем углу парадной половины дома сохранилось основание большой кирпичной печи. Рядом с домом находились хозяйственные постройки, представлявшие собой несколько примыкающих друг к другу маленьких наземных срубов, хозяйственные ямы и пристройки скотного двора.
Усадьба сгорела, но на пожарище около дома были найдены три клада женских украшений из серебра. В состав клада входили витые серебряные браслеты, два массивных серебряных браслета с чернью и позолотой и другие предметы.
В летописи упоминаются каменные храмы Старой Рязани: Борисоглебский, Спасский и Успенский. Фундаменты Борисоглебского и Спасского соборов были открыты еще в начале XIX в. Планировка Спасского собора уточнена в наше время. Этот храм представлял собой крестовидное здание с тремя полувыступами — апсидами. Верхнее перекрытие поддерживали четыре столба. Стены собора были сложены из белого камня, а стены боковых притворов — из кирпича хорошего обжига, имевшего разный размер. Пол был выстлан цветными неполивными кирпичными плитками розового или голубовато-зеленого оттенков.
Старая Рязань являлась важным торговым и ремесленным центром Древней Руси домонгольского периода. На территории города открыты остатки ремесленных мастерских. Установлено, что здесь было развито металлургическое производство, обработка железа, дерева, цветных металлов, кости и камня. В Старой Рязани обнаружены сыродутные горны, множество шлаков и криц, обломков воздуходувных сопел. Часто встречаются предметы кузнечного ремесла, которое обеспечивало все остальные виды ремесленного труда инструментами, а также замки и ключи. Замки на Руси были различные: висячие, врезные для ларцев, замки-задвижки для дверей.
В Старой Рязани собрано большое количество ювелирных изделий. Самые значительные из девяти кладов золотых и серебряных изделий обнаружены в 1968 и 1973 г. Состав вещей типичен для последней трети XII — первой трети XIII в., что подтверждают и стратиграфические условия их залегания. Сокровища, видимо, были спрятаны при взятии города Батыем. Основу клада составляет парадный убор — так называемая женская кузнь из серебряных украшений. Это восемь звездчатых колтов, изящные цепочки, принадлежности женского головного убора — так называемые шумящие украшения, трехбусинные височные кольца, которые прикрепляли по нескольку штук к ремешку или полоске ткани у висков, широкие браслеты-обручи и браслеты, сплетенные из толстой серебряной проволоки.
Эти украшения характерны не только для Рязани, но и для других южно-русских княжеств. Предметы рязанских кладов свидетельствуют о расцвете в XII—XIII вв. ювелирного производства и ремесла в русских княжествах.
Памятники Владимире-Суздальской земли. Археология Москвы
В XII в. Владимиро-Суздальское княжество стремилось проводить объединительную политику среди русских земель. Владимир стал столицей Древней Руси при князе Всеволоде. В это время среди северных лесов строятся первые каменные храмы: Спаса-Преображения в Переяславле (1152), Бориса и Глеба под Суздалем. Во Владимире возводятся кремль и Успенский собор (1158— 1168), позднее перестроенный. Сложностью композиции и исключительной пышностью убранства отличался Дмитровский собор (1197). Его украшали барельефные изображения царя Давида, повелевающего силами природы, людей, фантастических животных, растений, птиц, а также рельефы на боковых закомарах со сценами вознесения Александра Македонского.
Памятником прикладного искусства являются врата собора Рождества Богоматери в Суздале. Помещенные на них рисунки выполнены золотой наводкой на медных пластинках по черному фону. Здесь и грифоны, и фантастические львы, и архангел Михаил, обучающий Адама копать землю.
Интересные археологические исследования проводились в Москве. Археологам в ряде мест удалось изучить культурный слой древнего города, открыть остатки многих древних сооружений, в том числе сгоревшего в XVI в. опричного дворца Ивана Грозного. Наиболее значительные раскопки проводились вблизи Кремля, в Зарядье. В нижней части культурного слоя открыты насыщенные строительной щепой прослойки. В этом древнейшем слое сохранились остатки домов, мастерские ремесленников, найдено множество вещей. Таким образом, была открыта окраина древнего ремесленного и торгового посада, центр которого располагался ближе к устью Неглинной. Такой же древний культурный слой был обнаружен в западной части Кремля, неподалеку от Троицкой башни. Исследования на территории Кремля древнейших горизонтов культурного слоя показали, что город возник на мысу в устье Неглинной. Первоначально город был небольшим. Здесь были обнаружены остатки деревянной крепости, возведенной во второй половине XII — начале XIII в. Она была устроена так: поперек берега лежали короткие дубовые бревна, один конец бревна имел торчащий деревянный сук, а с другого конца в специально проделанное отверстие забивался деревянный штырь, острым концом уходивший в землю. Поперек этих конструкций были положены дубовые бревна. Сверху в бревнах проделывались пазы, в которые вставлялись крюки-поперечины, а на них клали следующий ряд бревен. Пустоты внутри заполняли землей. Укрепление достигало в высоту 6 м. Древний вал шел по берегу Неглинной, в районе современных Троицких ворот поворачивал на восток, а далее тянулся по берегу Москвы-реки. Крепость защищала в основном наиболее уязвимую в военном отношении часть города. Можно предположить, что в Кремле тогда было двое или даже трое ворот. Очевидно, одни ворота вели к пристани на Москве-реке, другие выходили к устью Неглинной, а третьи могли находиться в районе современного Дворца съездов. В дальнейшем с ростом города постоянно расширялась и укрепленная центральная его часть — Кремль.
Первые московские укрепления неоднократно подвергались вражескому натиску. Так, в 1177 г. рязанский князь Глеб «пожже Москву», а в январе 1237 г. «взяша татарове Москву».
В XIV в. при Иване Калите новый Кремль отличался от прежнего размерами, мощью крепостных стен и заборов. Перестроен был и княжеский дворец: к этому обязывал новый титул великих князей. Дворец занимал почти всю территорию древнего города. К востоку от дворца после постройки соборов образовалась Соборная площадь. Укрепления, возведенные при Иване Калите, просуществовали недолго. Войны с Золотой Ордой, Литвой, рязанскими и тверскими князьями и быстрый рост военной техники требовали более совершенной оборонительной линии. Спустя 30 лет князь Дмитрий Иванович Донской построит «город камен Москву». Территория Кремля была расширена и достигала в длину 2 км. Крепость охватывала почти всю площадь, которую занимает современный Кремль, за исключением его северного угла и узкой полосы вдоль Неглинной. Белокаменный московский Кремль имел передовое по тем временам вооружение. На его стенах и башнях стояли первые русские пушки. Крепость успешно выдержала несколько неприятельских осад и ни разу не была взята приступом. Разрушенные участки стен заделывали деревянными срубами и засыпали землей. В конце XV в. началось строительство новых оборонительных стен. Этого требовало возросшее значение Москвы, ставшей теперь столицей централизованного Русского государства. Так появились те стены и башни, которые с небольшими изменениями существуют до сих пор. Зубчатые стены Кремля, в зависимости от рельефа местности, имеют различную высоту — от 5 до 19 м. Крепостные стены разделены восемнадцатью высокими стройными башнями. Со стороны Красной площади стена была укреплена рвом глубиной 8 м. Ров был наполнен водой, а Кремль превращен в неприступный остров. Въездные башни Кремля были снабжены перекидными мостами. Исследования стен показали, что их фундамент сделан из белого бутового камня. В ряде мест были использованы старые стены Кремля времен Дмитрия Донского. Крепость представляет собой оригинальное сооружение. Сначала строители выкладывали из кирпича наружную и внутреннюю части стены, а затем образовавшееся между кладками пространство заполнялось камнем. Сверху такую коробку покрывали несколькими рядами кирпича, а затем возводили новый короб. Общая толщина стен Кремля — от 3,5 до 4,5 м. Надо отметить, что в дальнейшем Кремль архитектурно оформлялся. Так, в конце XVII в. на башнях были сооружены красивые шатры.
Система обороны Кремля складывалась в течение многих веков, и из маленького деревянного укрепления выросла первоклассная крепость. Московский Кремль являлся в то время самой значительной по территории и укреплениям крепостью Европы. Однако Москва была не только своеобразным княжеским феодальным замком. Город расширялся за счет своих ремесленных посадов и торговли.
Неподалеку от Кремля находилась городская пристань. Во время раскопок в Зарядье было найдено много предметов, связанных с торговлей: весы, безмены, счетные бирки. Водные пути долгое время оставались основными, связывая Москву с отдаленными районами. Спустившись по Москве-реке, через Оку попадали в Волгу, по которой ходили в земли Средней Азии и Закавказья. В XIV в. большое значение приобрел донской путь, связывавший Москву с городами Причерноморья и Малой Азией. Путь пролегал по Оке до Переяславля-Рязанского. Потом суда перетаскивали волоком в верховья Дона, а оттуда начинался прямой путь до Азовского моря, Крыма и далее. Возникает в это время и важный торговый путь из Москвы на север, на Печору и к Белому морю. Этот путь через Дмитров по Яхроме, Дубне, Волге, Шексне, затем по Северной Двине, Печоре, Вычегде приводил в богатые пушниной земли. В конце XIV — начале XV в. установились торговые связи с Западом, в частности с Великим княжеством Литовским и Польшей. Дорога здесь была в основном сухопутная и шла через Смоленск. В XV в. в связи с расширением торговли сухопутные дороги приобрели большое значение. Они сохранились в названиях многих московских улиц. По дороге в Тверь и Новгород выросла Тверская улица, по Большой и Малой Дмитровке шла дорога на Дмитров, Сретенская дорога соединяла Москву с Ярославлем, Вологдой, Архангельском и Белым морем, по Стромынке двигались в сторону Суздаля. Из Замоскворечья начинался путь на Тулу, Курск и Серпухов. Движение по нему также отразилось в названиях московских улиц. Еще в XIII в. возникла Ордынская дорога, по которой ездили в Золотую Орду. Эти дороги складывались и существовали веками. Естественно, что они наложили определенный отпечаток и на планировку города.
Московский торг был самым оживленным местом в городе. Здесь кипела экономическая, политическая и общественная жизнь. В домонгольский период Москва торговала главным образом с югом и восточными странами. Из Киева в Москву привозили красивую стеклянную посуду, обломки которой обнаружены на территории Кремля. Это бокалы из тонкого желтоватого стекла, похожие на рюмки, и бокалы, повторяющие форму древнерусского рога для питья. Виноградное вино, оливковое масло и южные фрукты завозили из Крыма. Византия поставляла шелковые ткани и парчу. Парчовые ленты обна¬ружены в погребениях среди остатков женских головных уборов. О многом говорит и затерявшаяся среди московского мусора косточка миндаля. В Москву стекались не только готовые товары, но и сырье. Например, из привезенной из Закавказья самшитовой древесины московские резчики делали красивые гребни. Из Западной Европы поступали тонкие дорогие сукна. Это удалось определить по найденной в Зарядье небольшой свинцовой пломбе от тюка ткани. На ней стояло клеймо рейнских мастеров — печатка с посохом.
Жестокий урон торговле, ремеслу, культурной жизни нанесло монголо-татарское иго. Но торговля не прекратилась, она только изменила направление. С XIII в. отмечено ее расширение со странами Востока. Появилось много посуды из Средней Азии: яркие поливные чаши типа пиал, красивые кувшины.
В разных частях Москвы торговцы имели свои дома и склады. Например, за Яузой был открыт дом «хлебника» — торговца зерном и мукой. Дом сгорел в конце XV в. В подклети, под обвалившимся во время пожара полом верхнего этажа, нашли большое количество зерен пшеницы, ржи, ячменя, хранившихся в бочонках. Развитие как внешней, так и внутренней торговли невозможно было без развития ремесла. Ремесленники всегда составляли основную массу московского населения. Уже в XII в. за пределами укреплений возникли первые улицы ремесленного посада.
В ходе раскопок в разных частях Москвы удалось обнаружить остатки построек горожан. Самый древний дом в Москве был открыт археологами глубоко под церковью Двенадцати апостолов. Сохранилось несколько перекрывающих друг друга деревянных срубов. Один из них, расположенный в самом низу, был построен, очевидно, еще в XI в., когда только начал накапливаться московский культурный слой. Дом был срублен из бревен, а углы заделаны так, что концы бревен выступали наружу. Таким образом были выстроены и другие московские дома, открытые в Зарядье и на территории Кремля. Дома в Москве строили чаще всего из сосновых бревен, с дощатым полом и тесовой крышей. Внутри домов возводились глинобитные, опиравшиеся на столбы печи. Их ставили около той стены, где был выход. Кроме жилого помещения, на территории усадьбы размещались и другие хозяйственные постройки: сарай, погреб, конюшня.
В общих чертах можно восстановить внутреннюю планировку и убранство избы. Важное место в доме занимала печь. Она ставилась устьем (т. е. отверстием для топки) в противоположную от двери сторону, внутрь помещения. Возле печки, в углу, располагалась кухонная посуда. Рядом с печью делали полати, на которых спали. В углу, напротив входа, стояли стол и лавки. Это был «красный» угол. Там семья сидела за трапезой, принимала гостей. В углу рядом с дверью работал хозяин-ремесленник.
В Зарядье была открыта мастерская кожевника. Сохранилось днище большого чана и наполненный известью, золой и шерстью ящик. В этом ящике (он назывался зольником) от шкур отделялась шерсть. Затем кожу дубили в растворе коры, отчего она становилась эластичной. В Зарядье часто находили и сапожные инструменты — прямые и изогнутые шилья, ножи — и выкройки обуви, рукавиц, сумочек, ножен для кинжалов и сабель, части конской упряжи. Эти предметы изготавливали кожевники.
В слоях XII—XIII вв. встречается большое количество обломков стеклянных браслетов, бус и перстней. Эти хрупкие и красивые вещи любили носить горожанки. Распространение стеклянных браслетов позволяет датировать культурные слои. Дело в том, что до XII в. они не встречаются. В начальный период истории Москвы на Великом посаде сосредоточивались все городские ремесла — кричное и кузнечное, мастерские по обработке дерева, гончарные кожевенные и сапожные.
В XV—XVI вв. складываются многочисленные посады, в которых живу представители одной ремесленной профессии. Названия этих посадов пере шли к московским улицам. В центре Москвы находится улица Кузнецкий мост. Еще в XV в. здесь существовал мост через речку Неглинную. В этом месте жили и работали кузнецы и находился первый в Москве арсенал — Пушечный двор. Не случайно, что при строительстве универмага «Детский мир» были обнаружены остатки литейного производства и груды заготовленного древесного угля, на котором плавили металл. Среди материалов раскопок много сельскохозяйственных орудий: лопат, мотыг, кос, серпов. Кузнецы ковали ножи, наконечники охотничьих рогатин, топоры, тесла, скобели, долота и пилы, различные инструменты и делали предметы вооружения. В ходе раскопок находили обрывки кольчуг, пластинки от доспехов и поножи, древние ромбические и более поздние — узкие, конические или граненые наконечники копий. Наступательным оружием была кривая сабля, которая ко времени возвышения Москвы полностью вытеснила из военного вооружения прямой меч. С XVII в. боевые топоры-бердыши стали оружием стрелецкого войска. Лезвие топора у бердыша было изогнуто в виде полумесяца, а верхний конец его заострен так, что им можно было и рубить, и колоть. Бердыш насаживался на прямое длинное древко. Воткнутый в землю бердыш использовался как опора для ствола ружья.
Первые пушки появились на Руси еще во второй половине XIV в. Их клепали из кованых полос железа и скрепляли железными обручами, как бочки. Такие пушки были непрочными и часто разрывались. В XV в. распространяются литые пушки из меди и бронзы. Москва становится центром их производства. Литье пушек было делом трудоемким. Каждую пушку отливали отдельно. Сначала делали восковую модель, обмазывали ее глиной, а когда глина затвердевала, нагревали форму, вытапливали воск и заливали внутреннее пространство формы расплавленным металлом. На Пушечном дворе создавалась школа замечательных русских мастеров. Блестящим представителем ее был мастер Андрей Чохов, отливший самую большую в мире Царь-пушку. Внутренний диаметр ее ствола (калибр) 89 см, длина ствола почти 5,5 м, а вес 40 т. Исследователи считают, что Царь-пушка могла стрелять. Это была мортира — орудие, которое вело навесной огонь с очень крутой траекторией. Заряд состоял из множества мелких ядер — картечи. В древности подобные пушки не ставили на лафеты, из них стреляли с неподвижной площадки или зарывая их основание в землю. Каждая пушка была уникальна, поэтому она часто имела свое имя. На пушках изображался орнамент, ставился год изготовления, встречаются и имена мастеров. Мастера-литейщики отливали и некоторые бытовые предметы, например котлы, сковороды-таганы.
С древним московским ремесленным посадом связаны Котельническая набережная и Таганка, а по левому берегу Яузы часть переулков носит название Гончарных. В этих местах в XIV—XV вв. располагались ремесленные слободы. В XI в. основной продукцией московских гончаров были горшки и миски. В дальнейшем эта древнерусская посуда усовершенствовалась, появились ее новые формы. Особенно много изготавливали мисок: с крышкой, с одной и двумя ручками, своеобразные миски-кастрюли, в которых варили и подавали на стол пищу. Имелись небольшие плоские миски, похожие на наши глубокие тарелки, и плоские сковородки. Гончары делали большие кувшины емкостью 5—7 л, служившие для хранения, переноски воды и приготовления кваса. Кувшины различались по форме: высокие и приземистые с носиком-сливом, похожие на своеобразные кофейники. Удобные круглые плоские фляги с двумя ушками можно было вешать через плечо или благодаря специальным подставкам ставить на стол. Среди множества других бытовых предметов керамические рукомойники, которые представляли собой горшки с приделанными к ним двумя носиками или сосуды в форме стилизованного животного, чаще всего барана, изо рта которого лилась вода; различные светильники и лампадки с острым дном, которые вставлялись в металлическую оправу; встречаются также рельефные и плоские разноцветные изразцы, детские игрушки — человеческие фигурки в одеждах того времени, свистульки в виде птиц, игрушечная посуда.
В XIV в. после возведения мощных оборонительных сооружений Кремля было решено возвести укрепления вокруг Московского посада. За короткий срок возвели ров и так называемые городни из вертикально врытых в землю столбов и жердей. Связи таких жердей назывались «кита». Отсюда пошло название огороженной части — Китай-город. Построив деревянное укрепление, сразу же начали возводить каменную стену.
При раскопках удалось выявить оригинальную конструкцию этих стен. Рядом с валом рыли глубокую траншею, в дно которой забивали дубовые сваи. На них насыпали каменный бут, а сверху клали каркас из толстых бревен, сложенных клетками. Этот каркас тоже засыпали бутом. На образовавшуюся таким образом подушку опиралась кладка фундамента стены из неотесанного белого камня. Стены Китай-города с его 14 башнями выглядели приземистыми. Толщина и высота их были около 6 м. Верхняя часть стены представляла собой широкую площадку, на которой располагались пушки. В стене было множество бойниц. Под башнями открыты так называемые слухи — специальные камеры, из которых слушали, не делает ли неприятель подкопа под стену. Верхняя часть крепости не сохранилась, но хорошо изучена ее нижняя, цокольная часть. В подвалах башен Китай-города обнаружены большие каменные ядра, не использованные при осаде крепости.
Известно, что в конце XV — начале XVI в. после большого пожара в Кремле началось строительство нового каменного дворца. Раскопки показали, что царские палаты были на месте современного Большого Кремлевского дворца. Рядом археологи обнаружили выложенную из белого камня палату без окон и со сводчатым потолком. Очевидно, это помещение являлось одним из многочисленных царских погребов. Считают, что над этим помещением располагались покои жены Ивана III греческой царевны Софьи Палеолог. Расчищены частично и цоколи покоев матери Петра I, выстроенных позади царского дворца. В комплекс дворца входили хозяйственные постройки и залы для торжественных приемов. Один из этих залов — Грановитая палата — сохранился до наших дней и вместе со стенами и кремлевскими соборами составляет комплекс московского Кремля.
Литература
Алексеев Л.В. Смоленская земля в IV—XIII вв. М., 1980.
Арциховский А.В., Янин В.Л. Новгородские грамоты на бересте. М., 1978.
Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. М., 1961, 1962. Т. 1—2.
Даркевич В.П., Монгайт А.Л. Клад из Старой Рязани. М., 1978.
Древнерусские княжества X—XIII вв. М., 1978.
Древняя Русь. Город, замок, село // Археология СССР. М., 1985.
Древняя Русь. Быт и культура // Археология СССР. М., 1997.
Каргер М.К. Древний Киев. Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. М.; Л., 1961.
Кирпичников А.Н. Военное дело на Руси в XIII—XV вв. Л., 1976.
К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе