Начиная с 1994 г. сотрудниками Красноярского государственного педагогического университета ведутся планомерные работы по изучению петроглифов в нижнем течении Ангары. Сейчас мы можем говорить о достаточно полной изученности памятников наскального искусства на широком участке Ангары от Аплинского порога до ее устья (555 км).
В результате работ был выявлен большой комплекс наскальных изображений, предварительно датированных нами эпохой бронзы. Среди рисунков данного комплекса большой интерес представляют анималистические изображения. Учитывая преобладание в анималистическом искусстве региона образов копытных животных, представляется наиболее объективным рассмотреть проблемы датировки петроглифов на примере данной категории рисунков.
Авторами на примере образа лося ранее была осуществлена типологизация и предварительная оценка культурно-хронологической принадлежности анималистических изображений в наскальном искусстве Нижней Ангары. С эпохой бронзы соотносятся изображения 2-3 типов (Заика А.Л., Ключников Т.А., 2000, с. 137-139). В процессе последующих исследований, привлекая более широкий круг источников — материалов наскального искусства региона, нами была выделена значительная категория изображений, соответствующих данному периоду (Заика А. Л., 2000, с. 122-123, 555-559). При определении культурно-хронологической принадлежности рисунков животных были учтены стилистические особенности образов, результаты стратиграфического и планиграфического анализа композиций, привлечены датированные изобразительные аналогии из сопредельных регионов.
На основании проведенных исследований было выделено несколько типов изображений эпохи бронзы:
1. Наиболее ранними, на наш взгляд, являются реалистичные изображения копытных, отличающиеся динамичностью образа и силуэтной манерой исполнения. Данные рисунки продолжают местные художественные традиции каменного века (Заика А. Л., Ключников Т. А., 2001, с. 432-435), но отличаются меньшими размерами и в композициях сочетаются с антропоморфными фигурами в личинах-масках (рис. 1.-6-10).
2. К этому же периоду, по нашему мнению, относятся контурные, статичные, реалистичные изображения копытных, выполненные в традициях, характерных для окуневской культуры: внутренний контур фигур рассечен вертикальными или взаимопересекающимися диагональными линиями, кроме того, в ряде изображений животных угадывается образ быка, что также свидетельствует о южных культурных влияниях на наскальное искусство региона в эпоху ранней бронзы. Более того, данные рисунки сочетаются в композициях с личинами окуневского типа (рис. 1.-1-5).
3. К эпохе развитой бронзы мы относим контурные изображения, выполненные в так называемом скелетном стиле. К переходному этапу от эпохи энеолита к развитой бронзе относится изображение животного на писанице Манзя (рис. 1.-12), оно отличается реалистичной манерой исполнения, динамизмом образа, но по ряду признаков (сплошная заливка крупа и головы в сочетании с частым делением свободной части контура вертикальными линиями) имеет аналогии с изображениями эпохи развитой бронзы Хакасско-Минусинской котловины (писаница Бычиха). Другие изображения, выполненные в скелетном стиле, отличаются большей стилизацией и схематизацией образов. Фигуры животных имеют удлиненное, подтреугольной формы туловище, равномерно разделенное внутри вертикальными линиями, конечности опущены вниз. Видовой состав животных, как правило, трудноопределим из-за сильной схематизации образов (рис. 1.-11). Все эти стилистические особенности характерны для изображений эпохи развитой бронзы в петроглифах Южной Сибири.
4. Эпохе поздней бронзы, по нашему мнению, соответствуют рисунки животных, выполненные как контурно, так и силуэтно. Туловище у них имеет сегментовидную или трапециевидную форму (рис. 1.-13-16), фигуры показаны как статично, так и динамично — в своеобразной «летящей» позе (несколько иная «летящая» поза животных характерна для скифо-сибирского звериного стиля, истоки которого ряд исследователей находят в анималистическом искусстве эпохи бронзы (Новгородова Э. А., 1989, с. 226-232)). На писанице Ивашкин ключ изображения животных данного типа составляют круговую композицию (рис. 1.-15-16). Подобное построение фигур на плоскости имеет аналогии с петроглифами на плитах из курганов юга Хакасско-Минусинской котловины, которые исследователи датируют карасукским временем (Савинов Д. Г., 1993, с. 69-71). Кроме того, необходимо отметить особенности трактовки рогов животных — они откинуты назад от головы к спине животного, что также характерно для изображений копытных данного периода.
Изобразительные традиции периода поздней бронзы продолжают существовать в эпоху раннего железного века — на писаницах Рыбное, Ивашкин Ключ, Каменка выявлены изображения копытных, туловища которых также имеют сегментовидную или трапециевидную форму, но животные показаны в так называемой позе внезапной остановки, в ряде случаев сочетаются с фигурами всадников и птиц в геральдической позе (рис. 1.-17-19).
Таким образом, анималистическое искусство эпохи бронзы на территории Нижнего Приангарья, сохраняя на раннем этапе черты, близкие петроглифам эпохи неолита данного региона, в более поздние периоды развивалось под определенным влиянием изобразительных традиций, характерных для культур Хакасско-Минусинской котловины.