Абхазы

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Абхазы — народ, примыкающий по культуре и происхождению к народам адыгейской группы. Но географически и политически они отделены от Черкессии: они живут на южном склоне Главного Кавказского хребта, и Абхазская АССР входит в Грузинскую ССР.

Абхазы известны в исторических источниках, начиная с античной эпохи. Упоминание об абазгах встречается впервые у Арриана во II в. н. э. Уже с этих отдаленных времен абхазы были связаны с Грузией, т. е. с Закавказьем. Сами себя абхазы называют «апсуа», а свою страну — «Апсны».

По культурному облику абхазы, несмотря на то что они впитали в себя некоторые элементы грузинской культуры, в основном примыкают к черкесской группе народов.

По численности абхазы составляют, по переписи 1939 г., 59 тыс. человек. До Кавказской войны абхазы насчитывали несколько сот тысяч человек. Но уже в годы присоединения Западного Кавказа, в 1864 г., а затем в 1866—1867 гг. имело место массовое выселение их в Турцию. После русско-турецкой войны 1877—1878 гг. происходила новая эмиграция в Турцию. В связи с этим и само современное расселение абхазов сильно отличается от того, что было раньше.

Сейчас абхазы по географическому признаку, по языку и культуре могут быть подразделены на следующие основные группы: 1) северную, гудаутскую, или бзыбекую группу, центром которой являются Гудауты; эта северная группа отделена территориально от двух южных групп, одной из которых является 2) центральная или абжуйская группа, главным образом в бассейне р. Кодора; эта группа сохранила наиболее типичные для абхазов черты; и, наконец, 3) южная самурзаканская группа, по р. Ингуру, граничащая с Мегрелией. Самурзаканцы испытали на себе наиболее сильное влияние мегрелов. Эти 3 группы соответствуют трем наречиям абхазского языка.

Хозяйство

Сельское хозяйство абхазов определяется условиями субтропического климата. Преобладает издавна плодоводство и виноделие. Из зерновых культур господствует кукуруза (кукурузная мамалыга — «гоми» — излюбленное кушанье). Сейчас особенно развивается культура высококачественных табаков — они стоят в числе лучших мировых сортов. Все большее значение приобретают в настоящее время чисто субтропические культуры — чай, цитрусовые и др.

Старинное жилище абхазов ассасайра (фото 1907 г.)

Старинное жилище абхазов ассасайра (фото 1907 г.)

Схематический план абхазского двора, окруженного виноградником: 1 — жилая постройка (ама- цаурта); 2 — жилая постройка (акуац); 3 — сарай для виноделия; 4 — хлев, 5 — амбар для кукурузы; 6 — курятник; 7 — коновязь; 8 — деревья; 9 — виноградный пресс; 10—врытые в землю гли-няные кувшины для хранения вина (с. Джирхва)

Схематический план абхазского двора, окруженного виноградником: 1—жилая постройка (ама- цаурта); 2—жилая постройка (акуац); 3—сарай для виноделия; 4—хлев, 5 — амбар для кукурузы; 6 — курятник; 7 — коновязь; 8 — деревья; 9—виноградный пресс; 10 — врытые в землю глиняные кувшины для хранения вина (с. Джирхва)

Скотоводство у абхазов менее развито, чем у адыгейцев. Преобладает крупный рогатый скот. Летом его отгоняют на горные пастбища. Очень распространено пчеловодство — чрезвычайно древняя отрасль хозяйства. Абхазская порода пчел очень высоко ценится. Интересна перепелиная охота с помощью прирученного ястреба. Ремесла были у абхазов слабо развиты. Из женских производств отмечается ткачество, вышивание, из мужских — деревообделочные производства.

Крупная промышленность — главным образом пищевая — создана в Абхазии только при Советской власти.

Поселения и постройки

Хотя и занимая Черноморское побережье, абхазы, однако, не селятся близко к берегу: их селения удалены от него. Причиной служила, видимо, многовековая опасность набегов турецких, крымско-татарских и других пиратов.

Тип поселений у абхазов приблизительно такой же, как у черкесов: большие селения из широко разбросанных отдельно стоящих усадеб, огороженных заборами, внутри засаженных виноградниками и плодовыми деревьями. В глубине двора находятся жилые и хозяйственные постройки. Традиционный абхазский дом, плетеный и обмазанный глиной, по своей конструкции очень напоминает черкесский. Но он отличается от черкесского тем, что не делится на две половины — мужскую и женскую, а состоит из одной комнаты. Крыша устанавливалась шатровая, в виде четырехгранной пирамиды с отверстием посередине для центрального очага, помимо которого был иногда еще пристенный камин. Таково типичное старинное абхазское жилище («амацаурта»), теперь чаще сохраняющееся как хозяйственное помещение, кухня. Такого же типа жилище, но более чистое, служившее также кунацкой, называлось «ассасайра». Был и еще более древний тип круглой постройки (акуацв), цилиндрической формы, обмазанной глиной, который в последнее время тоже играл роль кухни, но когда-то служил для жилья. В настоящее время у абхазов имеются жилища русского типа, дощатые и каменные.

Одежда

Национальная одежда в настоящее время почти не сохранилась. Сейчас абхазы носят городского покроя одежду. Прежний национальный костюм мало отличался от черкесского. Характерная черта мужского костюма — башлык с длинными концами, которые могут завязываться на голове, как чалма.

Исторические особенности общественного строя

Социальный строй абхазов был сходен с восточночеркесским. Еще в античную эпоху Абхазия входила в состав сильных государств: Понтийского, Римского; в VI—VIII вв. была связана с Византией, в X—XIII вв. — с Грузией. После освобождения абхазов от подчинения Грузии (XIII в.) в Абхазии укрепилась власть одного княжеского рода, грузино-абхазской фамилйи Шервашидзе. С XV по начало XIX в. Абхазия была под властью Турции, с 1810 г. присоединена к России: князья Шервашидзе правили до 1864 г., а потомки этого княжеского рода и другие князья держались в Абхазии и позже. В Самурзакани (южная Абхазия) правили свои князья — ветвь той же фамилии Шервашидзе. Князья и дворяне жестоко угнетали народ. Его освободила от гнета только Октябрьская революция.

Образец абхазского орнамента (старинный шерстяной ковер)

Образец абхазского орнамента (старинный шерстяной ковер)

Сохранялись пережитки родовых отношений. Кровомщение, впрочем, в настоящее время совершенно забыто. Из других родовых традиций держался обычай гостеприимства, родовой взаимопомощи. Характерно уважение к старикам, а также к женщинам, хотя в семье женщины занимали подчиненное положение. Был обычай и соседской взаимопомощи.

Религиозные пережитки

Примыкая политически к Грузии, абхазы были давно христианами. Христианство пришло сюда в VI в. и довольно прочно укоренилось. К XV—XVII вв. относится проникновение в Абхазию ислама, который в дальнейшем поделил господство с христианством: в северной Абхазии сравнительно больше укрепился ислам, а в южной — христианство. Но наряду с этим, как и у черкесов, в Абхазии держались пережитки своих собственных верований, очень напоминающие черкесские. Сюда относится культ божества молнии — Афы, почитание бога кузнецов и роль кузницы, как священного места. Затем целый ряд обычаев, связанных с погребением, поминанием умерших, лечебная магия, аграрные обряды и проч. Религиозного фанатизма, однако, не было. Сейчас выросший культурно народ освобождается от суеверий.

Народное творчество и культурное развитие. Народное творчество абхазов изучено сравнительно слабо. Декоративное искусство мало сохранилось. В области фольклора есть мотивы, родственные творчеству адыге и других северокавказских народов — в том числе сказания о нартах, о богатыре Абрскиле, богоборце, прикованном за неповиновение богу к скале.

По общему уровню культуры абхазы были одним из отсталых народов Кавказа. С конца XIX в. под влиянием передовых русских общественных течений начинает зарождаться абхазская письменность и литература. Основоположником ее был Дмитрий Гулиа (род. в 1874 г.), который еще в 1892 г. издал «Абхазскую азбуку». В 1910 г. Гулиа напечатал впервые на абхазском языке сборник своих стихов, которые широко распространились в народе. Но царские власти всячески глушили культурное развитие народа. В Сухуме была единственная школа для абхазов, но туда принимали почти исключительно детей князей и дворян. Народ оставался в массе неграмотным. Сейчас прежняя культурная отсталость абхазского народа преодолена. В республике создана обширная сеть народных школ, имеются высшие и специальные учебные заведения, педагогические, технические, музыкальные, есть драматический театр, государственная филарwdмония, около 250 библиотек, около 800 клубов. Советская литература Абхазии, старейшим представителем которой является национальный поэт Д. И. Гулиа, сейчас уже достаточно богата. Наряду с литературой на родном языке, в быт абхазов все больше проникает грузинский язык, в особенности через школу.

В этот день:

Дни смерти
1994 Умер Игорь Николаевич Хлопин — отечественный археолог, доктор исторических наук, специалист по археологии Туркменистана.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 14.12.2020 — 12:47

Счетчики

Яндекс.Метрика

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Насчёт жестокого угнетения автор перестарался. Это всё отголоски коммунистической классовой пропаганды. Не следует забывать, что в Абхазии не было крепостничества, а статус свободного крестьянина был почётен. Да и политическое устройство абхазского общества строилось по принципам военной демократии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014