Заднепровский Ю.А. Средняя Азия в научном наследии М.П. Грязнова

Среднеазиатская тематика в трудах М.П. Грязнова занимает важное место, несмотря на небольшое количество опубликованных работ (10%). Мы впервые даём общий обзор вклада М.П. Грязнова в изучение археологии, культуры и древней истории Средней Азии.

Статья о кельтеминарском жилище эпохи неолита (1965) посвящена наиболее раннему этапу среднеазиатского домостроительства.
В отличие ст С.Н. Толстова жилище Джанбас 4 реконструируется как землянка, восьмиугольная в плане, с купольной крышей, эта работа М.П. Грязнова представляет опыт применения метода моделирования в археологии и продолжает его исследования жилищ первобытной эпохи (землянка Ляпичево). Иная точка зрения о типе жилища встретила критические возражения (Виноградов, Итина, 1966. Виноградов, 1981). Однако сна вполне правомочна в условиях «проблемной ситуации». Опыт М.П. Грязнова, очевидно, повлиял на создание реконструкции жилища Заман-Баба (Аскаров, 1966).

В своей публикации о казахстанском очаге бронзовой культуры (1930) М.П. Грязнов упомянул находки в Семиречье, которое тем самым было отнесено к этому же ареалу. Значительно позднее М.П. Грязнов, развивая и уточняя положения А.Н. Бернштама, охарактеризовал особенности культуры бронзового века Семиречья в «Истории Киргизии»(1963, 1968). Он выделил тяньшанскую группу памятников андроновской культуры. Основываясь на материалах В.И. Спришевского и Ю.А.
Заднепровского, он обрисовал древнеземледельческую чустскую культуру Ферганы и юга Киргизии, внеся новое в её интерпретацию.

[adsense]

М.П. Грязнов обобщил в тезисах результаты изучения эпохи бронзы СССР (1969) и при этом уделил значительное внимание вопросам последовательности развития и смены культуры бронзового века в Средней Азии.

Свою точку зрения о классификации к хронологии памятников пастушеских племён поры развитой и поздней бронзы М.П. Грязнов изложил в работе 1970 г. Таутарынский, тазабагъябский и тяньшанский комплекса он рассматривал как местные варианты андроновской культуры алакульского этапа. М.П. Грязнов пришёл к заключению об общности культур развитой бронзы населения Средней Азии, Казахстана и Сибири. К эпохе поздней бронзы отнесены комплексы типа Тагискена, датированные им карасукским временем.

Дата замечательных погробальных сооружений Тагискена была удревнена М.П. Грязновым ещё в 1966 г. На основании сходства керамики и конструкции могил с карасукскими комплексами Тагискен был датирован концом II тыс. до н.э. М.П. Грязнов предложил свою графическую реконструкцию мавзолеев. Она вызвала серьёзные возражения (Виноградов, Итина, I966). Были также приведены аргументированные доводы против передатировки Тагискена. В целом трактовка М.П. Грязнова сыграла роль стимулятора более углублённого и всестороннего анализа Тагискена, который по праву может стоять в едином ряду с таким выдающимися погребальным памятником Евразии, как Аржан.
М.П. Грязнову принадлежит первый очерк истории кочевых племён саков (История CCCР, 1939). Позднее он был переработан и дополнен (История Киргизии, 1963, 1966).

В свете уникальных материалов Аржана М.П. Грязнов выделил несколько районов Евразии, где происходило формирование начальных этапов скифо-сибирских культур VIII-VII вв. до н.э. Среди них Приаралье (Тагискен и Уйгарах), Семиречье (Билсе), Тяньшань (Тюлский клад, Иссык-Куль). Памир (1983, 198За). Этим был намечен перспективный путь изучения генезиса культуры ранних кочевников Средней Азии.

М.П. Грязнов вместе с М.В. Воеводским в 1926-1929 гг. провёл первые в Средней Азии научные раскопки курганов в Северной Киргизии. Публикация материалов усуньского времени (1936) сразу же привлекла внимание и вызвала оживлённую дискуссию. Очерк истории усуней в «Истории СССР» (1939) оказался удачным и с незкачительным дополнением воспроизведен в «Истории Киргизии» (1963, 1966). Только материалы, добытые в последние десятилетия, определили возможность нового подхода к памятникам усуньского периода (Заднепроьский, 1971).

Единственная статья М.П. Грязнова специально посвящена культурным связям кочевников Южной Сибири со Средней Азии по материалам прикладного искусства (1959). Особо отметим опубликованное выступление М.П. Грязнова ка конференции о происхождении киргизского народа (1959).

Воздавая должное М.П. Грязнову, заметим, что он входил в число тех советских исследователей первого поколения, кто закладывал основы среднеазиатской археологии. Оценивая в целом его научное наследие, следует признать, что, хотя на протяжении более 30 лет М.П. Грязнов лишь спорадичсски обращался к среднеазиатской тематике, своими трудами он оказал влияние на изучение культуры бронзового века и ранних кочевников. При этом необходимо учитывать воздействие фундаментальных трудов М.П. Грязнова по казахстанско-сибирской проблематике. В настоящее время определённая часть его работ имеет историографическое значение, отражая уровень археологических знаний времени публикации, в то время как другие сохраняют своё значение и поныне, определяя современное состояние разработки проблем и пути дальнейшего изучения.

Весьма значительной была и роль творческой личности М.П. Грязнова как многолетнего руководителя Сектора Средней Азии ЛОИА АН СССР, начальника экспедиций, редактора и рецензента.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014