Введение

Человек не сразу достиг того положения, которое он занимает теперь. Огромных трудов стоило ему добиться этого положения. И не один человек трудился над этим, а целые общества вносили, что могли, в общее дело. Поколения сменялись поколениями в течение многих веков и тысячелетий, а человек даже и не замечал того, что жизнь его изменяется, и часто был вполне уверен, что он живет точно так же, как жили его отцы. Так медленно двигалось человечество вперед, завоевывая себе все более и более обеспеченное существование.

Но откуда-же узнали мы, что человечество действительно прошло этот путь, если никто из людей этого не помнит, а всякий думает, что так, как он сам живет, жили испокон веку?

И это знание далось не сразу. Мы знаем это отчасти из тех памятников прежней жизни человека, которые сохранились до сих пор.

Во многих местах находят в земле человеческие кости, скелеты и черепа, а рядом различную посуду, утварь и украшения, которые принадлежали, очевидно, жившим тогда людям. И у нас, в России, при раскопках курганов (древних могил) находят вместе со скелетами и различную утварь и оружие, которое прежде погребали вместе с трупом умершего. По этим-то остаткам мы и догадываемся, как жили люди в старину.

Знаем мы это тоже и из слов древних писателей, которые прямо рассказывают нам о жизни древних народов. И с тех самых пор, когда только человек научился записывать свои мысли, до наших дней мы можем сравнительно довольно точно рассказать историю каждого из этих народов.

Но ведь не мало прошло времени и до тех пор, пока человек научился записывать свои мысли. Как же нам проникнуть в те времена, когда еще не было письма, во времена доисторические? Можно было конечно, догадываться, какие изменения произошли до этого времени; но ведь догадкам этим много веры давать нельзя: один предполагает одно, другой другое, а кто прав, так и не разберешь?

Разобраться в этом вопросе помогло следующее обстоятельство. Когда была открыта Америка, а потом и Австралия, то между Европой и Новым Светом за¬вязались постоянные сношения. Уже первые мореплаватели, попавшие туда, обратили внимание на то, что живут там совершенно особенные люди, живут совсем не так, как живут в Европе. В Австралии и в Америке оказались и такие люди, которые ходили совсем нагишом, и такие, которые уже имели большие сооружения. Первое, что бросилось в глаза, была, конечно, разница между жизнью европейцев и жизнью новооткрытых народов.

Европейцы сразу заметили, что те народы во всем ниже их, что они дикие. Явилось сейчас и презрение к ним, явилась и вражда, тем более, что туземцы, конечно, не особенно были рады новым гостям. Но волей- неволей пришлось столкнуться с этими туземцами. Для переселившихся в новые земли европейцев эти народы были во всяком случае соседями, хотя и не-любимыми. Пришлось ознакомиться с их жизнью и обычаями. Находились люди, которые вступали с этими дикарями в дружеские отношения, даже жили в их среде. С другой стороны, чтобы смирить беспо¬койных соседей, католические монахи-проповедники стремились проповедовать евангелие среди них, и для того, конечно, должны были выучиться языку туземцев и изучить условия их жизни. Таким об¬разом, европейцы знакомились с жизнью диких на¬родов, и, чем дальше шло это дело, тем становилось все яснее и яснее, что вовсе не существует такого большого различия между европейцами и дикими.

Оказалось, что у них есть много хороших качеств, которых не найти у европейцев; во многом сами европейцы оказались ничуть не лучше этих диких; наконец, оказалось, что многое существующее у диких прежде существовало и у европейцев.

В различных местах Европы стали находить орудия, утварь, украшения, похожие на те, какие употребляют дикие. Ученые нарочно производили раскопки и находили целые массы таких вещей. Такое сходство утвари можно объяснить только тем, что и предки наши вели такую же жизнь, какую ведут и теперь дикари. Вот тут то и начинается разрешение вопроса о нашем прошлом.

Оказалось, что в жизни диких происходит наших глазах то же самое, что совершалось в незапамятные времена и в жизни наших предков.

Когда, таким образом, отыскался ключ к разрешению этого вопроса, то стали изучать жизнь диких еще внимательнее. Теперь уже перестали видеть в ней только одну дикость, а смотрели на нее, как на свое собственное прошлое. В ней искали разрешения таких вопросов, на которые не могла ответить история европейских народов.

Таким образом, европейцы нашли свое прошлое и могли начинать историю всего человечества с того состояния, когда человек стоял совершенно одиноким среди природы и едва умел добывать скудные средства существования, не имея в борьбе с окружающими вредными влияниями никаких средств, кроме тех, которые давала ему природа, но которые он еще не умел отыскивать.

Итак, вот с чего начинается история человека. Он находится среди природы, которая ему дает все, что ему нужно, если только он сумеет отыскать и взять необходимое. Но та же самая природа приносит ему не мало вреда. Человек стоит совершенно на ступени животного и только тогда сможет возвыситься над ним, когда лучше его сумеет управлять слепыми силами природы, когда научится бороться с этой враждебной природой, пользуясь теми средствами, которые она же сама дает ему. В этой борьбе человек развивает все свои способности, и, наконец, выходит победителем над природою.

Но он стоит не одиноким в этой борьбе. Лишенный от природы всяких средств к защите против врагов, которых было не мало в те далекие от нас времена, он борется не один, а целыми группами, обществами. Таким образом, его борьба с природой была в то же время школой общественной жизни, и уже в первобытные времена мы находим у человека зародыши общественной жизни, которая развивалась, меняя свои формы в зависимости от того, как менялись окружающие условия.

Наконец, общественная жизнь выработала свое особое орудие общения — язык, служащий, как для общения людей между собою, так и для развития самой высокой стороны человеческой природы — ума, который, таким образом, сделался одним из важнейших орудий человеческого развития. — Знания, накопленные прежними поколениями, передавались последующим и об¬легчали им работу.

Вообще, все, совершающееся в человеческой жизни, так или иначе отражалось в уме и в более или менее сильной степени снова воздействовало на жизнь человека, производя в ней те или другие изменения.

Итак, условия материальной жизни, жизнь общественная и умственная, — вот то, из чего слагается история человечества.

Не следует думать, что эти три области стоят особняком друг от друга. Напротив, они связаны между собой очень тесно: материальные условия жизни составляли почву для той или другой формы общественной жизни, а умственная жизнь отражала и ту и другую сторону и работала над изменением и материальных условий, и условий общественной жизни. Чтобы показать связь этих трех сторон, приведем небольшой пример. В Азии во многих местах, где разводился рис, главная нища жителей, например в Индии, люди с давних времен должны были обратиться к устройству искусственного орошения. Так как такое сооружение требовало усилий многих людей, то для его выполнения люди соединялись в большие группы. Чтобы установить порядок и в работе над сооружением, и в пользовании им, и в ремонтировке его, которая была необходима, — они выбирали начальников, на обязанности которых и лежало ведение всего этого дела. Этот начальник имел право распоряжаться над людьми во время работ, требовать их на работу, наказывать за неисполнение и т. п. Таким образом, материальные условия соединили людей в группу, в общество, которое само установило власть, заведующую, как материальной стороной жизни, так и самими людьми.

Все то, что человечество завоевало в своей вековой борьбе с природою, называется общим именем культуры.

Первые шаги человека и первые завоевания его в этой области обыкновенно называют первобытной культурою. Само собою разумеется, что многое такое, что рассматривает первобытная культура, существует еще и теперь у народов высоко цивилизованных. Стало быть, не надо думать, что все первобытное для нас уже прошло: оно иногда оказывается живучим и даже очень стойким. Дело в том, что и это первобытное добыто обыкновенно большим трудом, и человек, точно, до мелочей исполняя то, что завещали ему отцы, не сразу отказывается от полезного приобретения, хотя существует уже более полезное, более соответствующее новому положению дел. Тут играют большую роль предания всякого рода, которые особенно сильны на низших ступенях развития.

Таким образом, движение борьбы человека с природою далеко не правильно. Она то идет успешно, то под влиянием каких-либо причин, приостанавливается; и даже случается, что человек опять падает ниже, не в силах будучи выдержать борьбу с своим врагом — природою. Все это нужно иметь в виду, чтобы не думать, что все совершается так же и на деле, как это изображается в книге.

Если пишешь историю человеческой культуры, то незачем говорить о том, сколько неудач каждый раз должен был терпеть человек, прежде чем научиться хотя бы горшки из глины лепить. На деле, может быть, не раз приходилось изобретать одно и то же и бросать все из-за какой нибудь ничтожной неудачи. Да и счастливое изобретение могло погибнуть, потому что не находило себе последователей. Словом, тысячи случайностей могли играть большую роль в этом деле, и можно с уверенностью сказать, что они играли в те времена гораздо большую роль, чем теперь.

Итак, наша задача сводится к тому, чтобы проследить ход культурного развития человечества. Мы рассмотрим первобытную культуру сначала с материальной стороны, потом с общественной и умственной, не отрывая одной стороны от другой, а рассматривая их во взаимной связи.

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 04.03.2017 — 16:17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика