Вторичная обработка

Техника вторичной обработки дает широкий спектр показателей, которые наряду с характерными особенностями первичного и вторичного расщепления могут служить критериями в определении культурной принадлежности отдельного памятника или группы памятников. Значение анализа вторичной обработки заключается в том, что именно техническими приемами орудиям придается определенная форма, которая во многом является основой для выявления сходства или различия между памятниками.

[adsense]

В качестве приемов, используемых для изготовления орудий, применялись техника ретуширования, техника резцового скола, шлифования и некоторые другие.

Ретуширование. Ретуширование представляет собой комплекс приемов оформления поверхности и контуров изделий, изготовления острого режущего или крутого скребущего лезвия (рис. 8, 8-10), придания им прочности, тупления, зубчатости края и т. д. В процессе ретуширования можно было изменить лезвие, сделав его прямым, вогнутым или выпуклым, долотообразным; уточнить основание некоторых групп орудий (иначе этот прием называется подтеска) (рис. 8, 15); изготовить ножи, наконечники стрел (рис. 8, 11), дротиков, а также обработать орудия, предназначенные для перфорации (рис. 8, 12, 13); оформить рукояточную часть орудия для удобства зажима; тронкировать пластины, подправить рабочую зону, не изменяя ее формы, оформить выемку (рис. 8, 14) и многое другое.

Рис. 8. Приемы вторичной обработки артефактов (1,8-15) и элементы характеристики вторичной заготовки-пластины (2-7): 1,8-15 — ретуширование; 2 — проксимальная часть пластины; 3 — пластина без дистальной части; 4 — сечение пластины; 5 — медиальная часть пластины; 6, 7 — пластины без проксимальной части

Рис. 8. Приемы вторичной обработки артефактов (1,8-15) и элементы характеристики вторичной заготовки-пластины (2-7): 1,8-15 — ретуширование; 2 — проксимальная часть пластины; 3 — пластина без дистальной части; 4 — сечение пластины; 5 — медиальная часть пластины; 6, 7 — пластины без проксимальной части

Вне зависимости от цели, которой можно было достигнуть при ретушировании, ее описание охватывает следующие аспекты: расположение, характер, протяженность соотношения размеров фасеток, их форма.

В зависимости от расположения выделяется краевая ретушь и ретушь на сторонах. Краевая ретушь локализуется на краю заготовки и мало изменяет ее контур, высота фасеток до 1/4 толщины заготовки. Ретушь на сторонах может быть покрывающей (фасетки ретуши не доходят до противоположного края, высота их от 1/4 и более относительно толщины заготовок) или заполняющей (фасетки ретуши доходят до противоположного края).

По дислокации на обработанной поверхности различается вентральная, дорсальная, проксимальная ретушь. По протяженности ретушь рассматривается как непрерывная и прерывистая.

Относительно ориентации осей: продольная (рис. 10, 1, 2, 6, 10), поперечная (рис. 10, 8, 9, 11), диагональная (рис. 10, 3-5, 7, 12-15).

Характер ретуши определяется углом ее падения по отношению к горизонтальной плоскости изделия. Измеряется в градусах.

Рис. 10. Ориентация ретуши: 1, 2, 6, 10 - продольная; 3-5, 7, 12-15 - диагональная; 8, 9, 11 - поперечная.

Рис. 10. Ориентация ретуши: 1, 2, 6, 10 — продольная; 3-5, 7, 12-15 — диагональная; 8, 9, 11 — поперечная.

Характеристика фасеток ретуши включает соотношение их размеров и форму. Ретушь может быть равнофасеточной и разнофасеточной — фасетки различаются по высоте более чем на 1/3. Форма фасеток ретуши может быть в виде чешуи рыбы — чешуйчатая, чешуйчато-ступенчатая (рис. 10, 12), пластинчатая, или параллельная, или солютрейская, или выстругивающая — фасетки плоские, узкие, удлиненные, с параллельными или субпараллельными краями, конвергентная, полуконвергентная, пильчатая (зубчатая), выемчатая.

Большая часть ретуши носит намеренный характер, например, при оформлении лезвий скребков полуконвергентной ретушью, тронкирование, однако встречается довольно широко и утилизационная выкрошенность, в некоторых случаях она слабо отличима от намеренной ретуши. Различия между ними выявляются субъективно, но с учетом частоты встречаемости, характера и форм фасеток и некоторыми другими.

Резцовый скол. Резцовый скол — краевой скол, при котором вертикальным ударом отбойника или нажимом ретушера удаляется с пластины часть лезвия, вместо которого образуется узкая грань 143, с. 86]. Как показали опыты С. А. Семенова, изделия с резцовыми сколами могут оказаться и резцами, и нуклеусами, и скобелями, и проколками [43, с. 120-122]. Резцы могут быть оснащены различным количеством сколов.

Шлифование и полирование. Шлифование — это прием обработки поверхности абразивом. При этом можно было удалять материал с обрабатываемого предмета очень малыми и равными частицами одновременно на значительной поверхности. Шлифовка позволила обрабатывать материал любой формы, строения и твердости. Шлифование использовалось в основном при изготовлении рубящих орудий.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 01.11.2015 — 12:52

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014