Владимир. Успенский собор

Сооружение центрального храма Владимирского княжества — Успенского собора — привлекло к себе пристальное внимание летописцев и поэтому отражено во многих летописях. Запись Лаврентьевской летописи сообщает о закладке собора 8 апреля 1158 г. [ЛЛ, 6666]. В летописи Авраамки указан другой день закладки — 8 мая [ПСРЛ, XVI, 6666]. Окончание строительства отмечено в 1160 г.: «Создана бысть церки святая Богородица в Володимери… князем Андреем; и украси ю дивно… и верх ея позлати. .. приведе ему бог из всех земель мастеры» [ЛЛ, 6668]. В 1161 г. производилась роспись храма: «Почата бысть писати церквы в Володимери Золотоверхая, а кончана августа в 30» [ЛЛ, 6669]. В 1185 г. собор сильно пострадал при пожаре [ЛЛ, 6693 и другие летописи]. Очевидно, сразу же после пожара его начали восстанавливать, и в 1189 г. собор снова был освящен [ЛЛ, 6697]. В некоторых летописях более точно указано, какие работы были при этом исполнены: князь Всеволод «церков владимирскую сугубо округ ея упространи, украси, юже брат его Андрей постави об едином верее… Всеволод же четыре верхи пазда и позлати» [ПСРЛ, XXI, ч. 1, с. 226]. Во время большого пожара 1193 г. церковь, видимо, не пострадала, но все же в 1194 г. ее побелили известью: «И бысть опять, акы нова» [ЛЛ, 6702]. В XIII в. в соборе было захоронено несколько владимирских князей, а в 1237 г. проводились какие-то работы по украшению и росписи. Во время взятия Владимира монголо-татарами в 1238 г. собор был ограблен и сожжен. После этого он долго стоял без ремонта, но в 1280 г. митрополит Кирилл «покры церковь святую Богородицю съборную оловом» [ПСРЛ, IV, 6788; XVI, 6788]. В 1293 г. монголо-татары вновь разгромили город «и церковь володимерскую разграбиша, и чюдное дно медяное выдраша» [ПСРЛ, X, 6801]. Различные ремонты и перестройки осуществлялись в соборе в XIV в., а в 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили новую роспись храма. Позднее собор еще несколько раз страдал от ограблений и пожаров, но каждый раз после этого ремонтировался. Капитальные ремонты были произведены в 1725—1734 и 1888—1891 гг., причем во время последнего архитектор К. О. Карабутов восстановил древние формы здания.

Исследование памятника дает возможность в общих чертах представить первоначальный облик собора, построенного в 1158—1160 гг. Это был шестистолпный одноглавый храм с тремя апсидами. Его ширина 17.6 м, а длина, по-видимому, около 27.5 м, азимут 53°. Столбы крестчатые; на внутренних стенах им отвечают плоские лопатки. Размер сторон подкупольного квадрата около 6.5 м. Большой 12-оконный барабан опирается на своеобразную конструктивную систему — сочетание парусов с восемью поперечными арочками (типа тромпов). Своды собора цилиндрические. В западной части размещены хоры, опирающиеся на своды. В пятах арок под хорами проходят резные карнизы со стилизованными листьями аканфа, а в пятах подпружных арок — карнизы с изображениями парных львов. Собор был расписан фресками, от которых сохранились отдельные изображения. Были найдены поливные керамические плитки пола. Снаружи стены храма членились плоскими пилястрами с примыкавшими к ним полуколонками. Цоколь имеет характер простого отлива. По середине высоты здания проходил арка-турноколончатый пояс, части которого дошли до наших дней. Пояс этот был украшен фресковой росписью, а колонки вызолочены. В храм вели три богато оформленных портала; они не сохранились, но отмечены в летописи: «Двери же церковные трое золотом устрой». В убранстве фасадов были применены резные камни, часть которых уцелела на стенах собора 1185—1189 гг. Закомары фасадов были украшены, судя по летописи, золочеными изображениями. Найдены фрагменты резных водометов со следами их оковки золоченой медью. Массивный барабан первоначального собора оформлен 24 колонками с резными капителями. Карниз барабана состоит из зубчатых треугольников, полосы поребрика и завершающего пояса маленьких арочек. Простенки между окнами барабана были обиты золоченой медью. Такой же медью была покрыта и глава собора. Перед северным порталом первоначального собора вскрыты фундаменты притвора; можно думать, что притворы имелись перед всеми тремя порталами. Вопрос о входе на хоры остается открытым. Судя по остаткам фундаментов, обнаруженных к северу от северо-западного членения первоначального храма, у собора были переходы, непосредственно связывавшие его с епископским дворцом, и поэтому он мог не иметь специальной лестницы для подъема на хоры.

Рис. 12. Владимир. Схема расположения памятников.

Рис. 12. Владимир. Схема расположения памятников.

При перестройке собора в 1185—1189 гг. зодчие обстроили первоначальное здание дополнительными членениями с севера, запада и юга, поставив на углы 4 новые главы и превратив, таким образом, собор в пятинефный пятиглавый храм (табл. 9). Наружные стены первоначального здания были прорублены широкими проемами во всю высоту собора, а в западной части, где находились хоры, проемы сделаны двухъярусными — под хорами и над ними. Получившиеся из стен первоначального собора столбы укрепили пилонами, связанными арками с новыми наружными стенами. Апсиды первоначального храма были сломаны и построены новые, выдвинутые значительно дальше к востоку. После перестройки ширина собора стала равняться 31.3 м, а длина (с апсидами) — 37.8 м. Толщина наружных стен 1.7—1.8 м. Пристроенные членения играли роль галерей-усыпальниц. В их стенах размещались аркосольные ниши для погребений; последние располагались и вне ниш, рядом со стенами. Эти галереи были, видимо, расписаны в 1237 г., когда, согласно летописи, «исписа притвор святое Богородиця». Хоры при перестройке собора были продлены на одно членение к северу и югу. Эти членения опираются на крестовые своды. Вопрос о лестнице для подъема на хоры неясен и для перестроенного здания. Полы боковых пристроенных частей и апсид были покрыты поливными керамическими плитками. Неизвестно, к первоначальному собору или же ко времени перестроек относился тот медный пол храма, который упомянут в летописи под 1293 г. («дно медяное»). Снаружи новый собор в общих чертах повторял формы первоначального храма. Его стены расчленены двухуступчатыми пилястрами с полуколоннами, а по середине высоты проходит аркатурно-колончатый пояс. Такой же пояс оформляет верх апсид. Кроме трех основных порталов на западном фасаде имеются еще 2 боковых, несколько меньших. Все порталы храма перспективные. Окна второго яруса большие сложнопрофилированные, а первого (в уровне аркатурно-колончатого пояса) — простые щелевидные. Каменная резьба украшает порталы, капители колонок на пилястрах, капители колонок и консоли аркатурно-колончатого пояса. Отдельные резные камни, вложенные в стену, по-видимому, перенесены сюда из первоначального здания. Аркатурно-колончатый пояс некогда был расписан.

Своды пристроенных частей несколько ниже сводов первоначального здания, они не закрывают верха закомар этого центрального объема. Поэтому верхняя часть собора стала ступенчатой. Восточная пара боковых глав расположена не над квадратными, а над вытянутыми прямоугольными помещениями, и для поддержки барабанов здесь введены дополнительные подпружные арки. Барабаны боковых глав, подобно центральному, были окованы золоченой медью, а их купола покрыты свинцовыми листами. При ремонте покрытия центральной главы в конце XIX в. выяснилось, что медные листы купола в значительной части древние; листы эти имели порядковые цифровые метки. Кресты собора были сделаны из брускового железа и обтянуты прорезными листами золоченой меди. Собор сложен из хорошо отесанных квадров известняка с забутовкой середины стен необработанными камнями на растворе. В стенах отмечено наличие дубовых связей. В кладке куполов применен пористый туф.

Раскопки, проведенные в 1951 г. (А. В. Столетов) в северном нефе собора, дали возможность выяснить устройство фундаментов. Фундамент первоначального собора оказался сложенным из булыжников без связующего. Над фундаментом находится слой из мелких отесов известняка на известковом растворе. Раствор из этого слоя частично пролился и в верхнюю часть булыжного фундамента; он очень прочный, с мелкими угольками. Под северной стеной северного притвора фундамент имел глубину около 1.9 м, и в его основании обнаружены остатки дубовых лежней. Фундамент собора 1185—1189 гг. сложен из известняка. В нижней части фундамента камни почти необработанные, выше — плотно подогнанные, а самый верхний ряд — чисто отесанные. Весь фундамент исполнен па известковом растворе; глубина его 1.78 м. Есть сведения, что в северной части храма под фундаментом были обнаружены остатки дубовых лежней.

Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. М., 1961, т. 1, с. 149—186, 354—375; Чертежи по реставрации Успенского собора в губ. г. Владимире в 1888—1891 гг. Б. м., б. г.; Афанасьев К. Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961, с. 186—188; Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. М., 1969, с. 95—121, 207—220; Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973, с. 91, рис. 151—155; Валыгина Л. П., Некрасов А. П., Скворцов А. И. Вновь открытые и малоизвестные фрагменты живописи XII в. в Успенском соборе во Владимире. — В кн.: Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI—XVII вв. М., 1980, с. 61—71.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1928 Родился Эдуард Михайлович Загорульский — белорусский историк и археолог, крупнейший специалист по памятникам средневековья, доктор исторических наук, профессор.
  • 1948 Родился Сергей Степанович Миняев — специалист по археологии хунну.
  • Дни смерти
  • 1968 Умерла Дороти Гаррод — британский археолог, ставшая первой женщиной, возглавившей кафедру в Оксбридже, во многом благодаря её новаторской научной работе в изучении периода палеолита.
  • Открытия
  • 1994 Во Франции была открыта пещера Шове – уникальный памятник с наскальными доисторическими рисунками. Возраст старейших рисунков оценивается приблизительно в 37 тысяч лет и многие из них стали древнейшими изображениями животных и разных природных явлений, таких как извержение вулкана.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 31.12.2015 — 11:43

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика