Е.С. Видонова — Ткани и шитье XIV в. из раскопок в Болгарах

К содержанию 21-го выпуска Кратких сообщений ИИМК

В 1945—1946 гг. при раскопках Греческой палаты в Великих Болгарах А. П. Смирновым был обнаружен редкий раскопочный материал — фрагменты тканей с золотым и серебряным шитьем. Количественно не такой большой и весьма малых размеров, качественно материал этот оказался чрезвычайно любопытным и разнообразным. Привезенный в комках земли, хрупкий, ломкий, покрытый загрязнениями, почернелый и жесткий на ощупь, материал обрабатывался в отделе реставрации тканей ГИМ. После отпаривания, чистки, размягчения и расправления выяснилось разнообразие тканей, их обработки, украшений и вышивки.

Экспедицией 1945 г. был привезен фрагмент шелковой ткани песочного цвета, рода тафты. Размер фрагмента 20 X 11 см. [1] По ткани пряденым золоченым серебром [2] вышит узор из небольших веточек, идущих в определенном порядке горизонтальными рядами. Около каждой веточки группируются по три бутона. Меж рядов веточек, чередуясь с бутонами, расположены шестилепестковые цветы розетками. Мелкие горошинки разделяют, через известные промежутки, один ряд бутонов от последующего. Узор расположен плавно, свободно, ни одна форма его не прикреплена одна к другой. Техника шитья по настилу, [3] в прикреп и в лом. [4]

Ткань главным образом сохранилась под шитьем, на незашитых частях фона заметны утраты ее. [5]

В могилах № 25 и 43 найден тот же материал в виде отдельных мелких форм шитого орнамента, как и вышеописанный. Основы шелковой ткани не сохранилось. Орнамент распался, местами металлический материал сохранился в виде спутанных нитей пряденого золоченого серебра.

В могиле № 17 найдена бумажная ткань черного цвета. Фрагмент весьма малого размера, полотняного переплетения из толстых крученых нитей. Материал, найденный в 1946 г., богат, интересен и разнообразен.

В могиле № 82 были обнаружены свернутые в мелкую гармошку три фрагмента шелковой плотной ткани. [6] Чрезвычайно ветхие фрагменты, с трудом поддавшиеся обработке, оказались шелковой ковровой тканью так называемого гобеленового переплетения, с типичными для этого способа тканья промежутками. [7] Окраска ткани в двух тонах: красноватый тон фона и коричневатый тон узора, который когда-то был золотым, что могут подтвердить кое-где сохранившиеся блестки — обрывки пряденого золоченого серебра. Узором ткани служит орнаментальная арабская надпись, улавливаемая с большим трудом ввиду ее ветхости. Ткань напоминает коптские ткани и выткана в данном случае как полоса — прошивка — для украшения одежды или савана. [8]

В могиле № 94 найдены фрагменты шелковой ткани рода гафты песочного цвета, покрытые металлическим шитьем. Орнамент сохранившегося шитья состоит из завитков, петли в виде овала стилизованных листьев и цветов. Кроме того, найдены отдельно части распавшегося орнамента в виде розеток, состоящих из трех веточек, положенных в известном порядке по форме круга с горошинкой посредине. Некоторые из этих розеток сохранились с тканью, по которой были вышиты, а в тех случаях, где ткань исчезла, составные части распались и сохраняются отдельно. Часть этого шитья найдена у колена левой ноги, часть на правой ноге.

Шитье выполнено по настилу пряденым золоченым серебром в прикреп и в лом. Контур шитья обшит коричневатым шелком в виток. [9] Видимо это шитье украшало одежду. Помимо этих украшений, сохранились как бы вырезанные различной формы фрагменты темно-коричневой шелковой ткани. Ткань более сложного переплетенья, в которой нитки утка, обвивая основу, идут неравномерно, то близко соприкасаясь друг с другом, то соблюдая известное расстояние. Ткань на свет получается полосами (дорогами). Коричневая ткань была, видимо, подкладкой одежды и сохранилась в мелких обрывках под шитьем: на ней и остались частично силуэты шитого орнамента в виде кругов и завитков. [10]

Из могилы № 97 мелкие фрагменты шелковой полупрозрачной ткани песочного цвета, украшенные металлическим шитьем, дали особо любопытный материал в смысле изображений, орнаментики и техники шитья. На одном из более крупных сравнительно фрагментов (11 X 8 см) в рамке, шитой пряденым золоченым серебром и сохранившейся частично, помещены изображения двух человеческих фигурок, связанных меж собой движеньем протянутых друг к другу рук. Фигурки даны в фас, ноги — в профиль. Человечки стоят подбоченившись. Правая фигурка сохранилась лучше. На ней головной убор с широким бортом, расширяющимся кверху, шитым золотой нитью в рядки; тулья и орнаментальное завершение убора даны коричневым шелком витком (рис. 34).

Черты лица выполнены нитью коричневого шелка. Короткий широкий нос, рот, брови, глаза — большими кружочками и меньшими кружочками ниже показан румянец. Волосы из-под головного убора расходятся короткими прямыми прядями направо и налево вышиты коричневым шелком.

Одежда верхняя до колен, расширяющегося к низу покроя, без воротника, с глубоким запахом на боку и подпоясанная по талии. Шита одежда шелком песочного цвета сплошным швом. [11] Контуры одежды и пояс по талии даны золоченой нитью в прикреп в два ряда. Из-под верхней одежды видна нижняя, скошенная по бокам. Шита шелком полосами — дорогами. Более широкие полосы шиты шелком, узкие даны золоченой нитью. Посредине на нижней одежде золоченой нитью в рядки шита полоса, как бы фартучек, украшающий одежду. Ноги шиты шелком сплошным швом. Справа, сбоку внизу и в середине фигурки наблюдаются сквозные утраты ткани и шитья.
Вторая фигурка сохранилась хуже. Голова ее и плечи утрачены. Лучше сохранилось туловище, одежда другого характера, чем на первой фигурке. Верхняя одежда также до колен, шита золоченой нитью в рядки. Покрой ее прямой, немного скошенный с боков, глухой. Нижняя одежда, сильно скошенная с боков; шита широкими полосками шелком и узкими — золоченой нитью. Шелк частично сохранил свой красноватый оттенок. Ткань кругом изображений сохранилась плохо, есть много сквозных утрат. Снизу по ткани сделан узенький рубчик, подшитый шелковой нитью редкими стежками. Над правой фигуркой вверху сохранился обрывок орнаментальной веточки с золочеными листочками и шитыми шелком плодами. Шитье на описанных изображениях двустороннее т. е. лицо и изнанка, шитые одновременно, имеют одинаковый вид. [12] Рамка, как и фигурки, окантована коричне¬вым шелком, витком.

На такой же шелковой полупрозрачной ткани другого фрагмента сохранилось изображение зверя (пантеры) с круглой, немного приплюснутой головой, с тонким гибким туловищем. Передняя правая лапа с выпущенными когтями поднята, когти направлены кверху; левая лапа опущена. Более тяжелые задние лапы расставлены, хвост гладкий, короткий, опущен книзу. Шитье выполнено двусторонней техникой. Голова шита в рядки металлической нитью сплошь в горизонтальном направлении. Уши даны контуром коричневым шелком. Туловище шито полосами: более широкие полоски — красноватым шелком, узенькие полоски — золоченой нитью (рис. 33).

С изображением зверя сплетается орнаментальный мотив ветки с листьями и плодами; ветка, идущая вверх от спины, более густая, идущая вниз — более легкая. Шитье зверя сохранилось, но ткань и орнамент находятся в ветхом состоянии. Несмотря на ветхость, на фрагменте сохранился рубчик с одной стороны и кромка — с другой, позволяющие судить о ширине полосы шелковой ткани (8 см).

Следующий фрагмент такой полупрозрачной ткани сохранил частично шитое изображение зверя, аналогичное вышеописанному. У фрагмента сохранилась кромка, близ которой и помещено изображение зверя, но в обратном положении, чем предыдущее. Около кромки сохранился хвост и
часть туловища с одной задней лапой. Передней части, головы и лап не сохранилось. Орнамент, охватывающий верх и низ туловища, разрушен, висят лишь обрывки нитей. Прием техники и материал для шитья такие же, как и предыдущего изображения, только в последнем случае лучше сохранился красноватый цвет шелка. В остальном к этим фрагментам можно отнести небольшие обрывки полупрозрачной ткани и орнаментальной ветки с листьями из золоченой нитки и шитыми шелком завитками, цветами и плодами.

В могиле № 102 из найденных гофреных слежавшихся пасм металлических нитей после обработки их и расправления получились полосы, тканые пряденым золоченым серебром (шириной 3 см) по шелковой прозрачной ткани песочного цвета. У металлических полос сохранились кромки, позволяющие установить их длину (92 см) и порядок распределения полос. Видимо, из шелковой прозрачной ткани было головное покрывало, украшенное ткаными золоченой нитью полосами по длине его в 92 см. [13] Судя по кромкам, полосы распределялись в таком порядке: у края шла тканая полоса в 3 см шириной, после следовал промежуток в 12 мм, за ним — металлическая тканая полоска в 4 мм, затем вновь промежуток в 12 мм и полоса в 3 см. Прозрачная ткань сохранилась около металлических полос в микроскопических обрывках. Металлические полосы сохранились частично. Местами металл облетел и осталась основная шелковая нитка от пряденого золоченого серебра.

В этой же могиле найдена ткань достаточно ветхая, распавшаяся на два отдельных обрывка, шитая металлическими нитями довольно плотно. После надлежащей обработки, распрямления и восстановления одного целого из двух обрывков выяснилась общая композиция полосы — ленты размером 17 X 7 см. Состоит она из зигзагов, расположенных рядами один над другим. По шелковой ткани, достаточно плотной, рода тафты, зеленовато-коричневого цвета один зигзаг выложен золоченой нитью в прикреп сплошными плотными рядами. По золотому фону нитью коричневого шелка шиты арабские буквы, трудно читаемые. За этим зигзагом сплошного золота следует промежуток — шелковая ткань, плохо сохранившаяся, с остатками шитой золоченым серебром надписи. В дальнейшем порядок композиции повторяется: следует зигзаг, устланный золочеными нитями, и промежуток из ткани с шитой металлом надписью. Последующие зигзаги сохранились хуже. Эта полоса найдена на голове и, видимо, украшала описанное выше головное покрывало, затканное металлическими полосами. Обработанные с боков края полосы в виде узкой, шитой металлом в лом полоски позволяют предполагать, что в ширину полоса — лента была ограничена, в длину же она могла быть продолжена как украшение покрывала на голове.

Все описанные фрагменты тканей и шитья представляют большую ценность и как редкие археологические находки древнего текстиля и как материальные документы XIV в., проливающие свет на состояние художественной промышленности и ремесел того времени и указывающие на обширные культурные и торговые связи с Востоком.

Ткань с мелким узорным шитьем, привезенная в 1945 г., близка по характеру своих украшений к орнаментике сасанидского металла. Одежды персонажей в сценах охоты, запечатленные на металлических блюдах и других предметах, испещрены таким же мелким, свободно и плавно данным орнаментом из веток, цветов и розеток. [14]

Что касается шелковой ковровой ткани с золотой арабской надписью так называемого гобеленового переплетения, то возможно отнести ее к изделиям Египта, ткачи которого, поддерживая древние традиции, славились своим искусством, достигшим наибольшего расцвета под владычеством арабов, которые со II в. начинают употреблять в тканье шелковые и золотые нити. Кроме принятых издавна узоров, египетские ткачи начинают украшать свои ткани арабскими надписями, в которых восхваляют пророка и своих властителей — султанов. [15]

Изделия египетского ремесла, особенно ткани, имели широкое распространение на всем Переднем Востоке и даже в Европе. [16]

Египетское влияние сказалось и на шитых человеческих фигурках на полосе полупрозрачной ткани (могила № 97). Приземистые, большеголовые, большеглазые, данные в фас и соединенные друг с другом движеньем танца, они напоминают позднекоптские изображения па тканях. Но одеты фигурки в одежды иного характера — широкие и длинные, скошенные по бокам, напоминающие, как и головной убор, одежды и уборы персонажей на персидских миниатюрах. Подобный головной убор, данный орнаментально, встречается в узоре на восточной атласной ткани XIV в. из собрания тканей Королевского музея в Берлине. [17]

Возможно, что это шитье является произведением местных мастеров, переработавших чужеземный материал по своему вкусу. В этом случае интересно подражание не только характеру изображений, но и техническим приемам. Коптские ткани так называемого гобеленового переплетения ткались так, что лицо и изнанка выходили одинаковыми. В рассматриваемой нами вышивке употреблен прием двусторонней техники шитья, дающей тот же эффект одинаковости лица и изнанки.

Красный тон с золотом заимствован для вышивки из окраски коптских тканей, характерных для определенной эпохи. На одной и той же полосе шитья на шелковой полупрозрачной ткани соединяются два стилистических приема. На изображениях зверей чувствуется влияние иранского искусства. Характер изображений их — гибкое, тонкое туловище, повернутая в фас голова, поднятая передняя лапа с выпущенными когтями и трактовка в шитье туловища зверя полосами — дорогами — близко напоминает искусство сасанидов. [18]

Легкий и грациозный орнамент, уцелевший в обрывках и связанный с изображениями зверей, характерен для иранского искусства. Иранское влияние можно проследить на вышивке с узором зигзагов и надписями, которая украшала головное покрывало (могила № 102). Вышивка подражает своим узором ткани.

Персидские ткани с письменами относятся к самым первым годам ислама. Сначала ими пользовались как средством пропаганды новой религии. Кроме знамен, они употреблялись на покровы для гробниц, позднее — на одежды и кушаки. [19] Фрагменты шитья золотом (из могилы № 94), украшавшие одежду, в своем узоре (при сочетании гибких растительных форм и линейных) напоминают по характеру узор мраморной резной сени над кафедрой в церкви св. Софии в Охриде XIV в. [20] Интересны черты сходства в искусстве разобщенных территориально народов.

Из всего разобранного материала, состоящего из фрагментов, лишь покрывало с вышивкой позволяет судить о головном уборе в форме платка, свободно спускающегося на спину.

Остальные куски тканей с шитьем, несмотря на незначительность размеров, дают все же возможность предположить богатство и разнообразие одежды погребенных.

Скудость сведений и отсутствие вещевых документов XIV в. в области текстиля делают находки в Болгарах особо значительными и ценными.

1 Размер дается приблизительно, в виду крайней неровности очертаний фрагмента.
2 Пряденым золоченым серебром называется шелковая нить, обвитая вплотную узенькой полоской золоченого серебра.
3 Шитье по настилу заключается в том, что по узору, намеченному по ткани для шитья, настилаются нитки бумажные или льняные и по ним уже накладываются металлические нити. Серебряная или золоченая нить при шитье не продергивается через ткань, а кладется по поверхности ткани по настланным нитям и укрепляется шелковой нитью мелкими стежками (прикреп).
4 Шитьем в лом называется такой прием, когда металлическая нить, покрывая сверху мелкие части орнамента (например, стебли), прикрепляясь с одного края, перекидывается на другой край и там, прикрепляясь, как бы ломается при дальнейшем повторении этого приема.
5 В целях дальнейшей консервации фрагмент с шитьем был наложен на дублирующуюся ткань, покрашенную в коричневатый тон, и укреплен шелком в цвет.
6 Размеры фрагментов 11×6 см: 5X6 см: 8X6 см.
7 Ковровые ткани так называемого гобеленового переплетения ткутся на вертикальном станке. По натянутой вертикально основе узор образует нить утка, которую пропускают меж нитей основы, по счету, вручную.
8 «Ткани, находимые в коптских могилах, представляют собой типы коврового тканья (гобелен), которым славились Египет, Греция и некоторые местности Передней и Малой Азии. Ткани или нашивались на туники и саваны, или были вотканы в холст, в куске которого ткач местами оставлял основу свободной для того, чтобы можно было заполнить ее ковровым тканьем». «Шелковые изделия, находимые изредка в этих некрополях, как украшения пришиты к холщевым туникам в виде шелковых гобеленов или прошивок». «Из шелка, как материала весьма ценного, не делали цельных одеяний. Величайшей редкостью является шелковое тканье с примесью золотой или серебряной нити». В. Г. Бок. О коптском искусстве. Труды VIII АС, т. III.
9 Витком называется такой шов, в котором один стежок заходит за другой, образуя веревочку.
10 Эти силуэты после соответствующей обработки ткани и шитья позволили накрепить на дублирующую ткань распавшиеся круги в близком соприкосновении друг с другом и рядами. Сохранившиеся ткани близки по эпохе к тканям с композицией кругов. Заставки рукописей XIV в. подтверждают возможность такого распределения узора.
11 Сплошным называется шов, в котором стежки, идя или по горизонтали, или по вертикали, плотно ложатся друг около друга, сплошь заполняя поверхность.
12 Двустороннее шитье шьется напроём, т. е. металлическая нить проходит сквозь ткань и на изнанке делает такие же стежки и узоры, как и на лице. Двустороннее шитье требует большого мастерства.
13 Фрагменты металлических полос были найдены на голове и под подбородком.
14 Сасанидский металл, cтp. 16; Восточное серебро (атлас), табл. XXXII, № 60.
15 Ф. Карно. Ковры и вышивки Востока III—XII вв. L’Illustration, 1939; Лессинг. Собрание тканей Королевского музея в Берлине. лист 148. Ткань восточная XIV в. с арабскими письменами, орнаментальный характер которых напоминает нашу ткань.
16 Путеводитель по Эрмитажу.
17 Лессинг, лист 110.
18 Фонды ГИМ, Сасанидская ткань. Сасанидский металл. Табл. CLXXII, № 308 (зверь с лапой и выпущенными когтями).
19 H. Н. Соболев. Очерки по истории украшения тканей.
20 Filоff. Die altbu’garische Kunst, табл. III.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1935 Родился Евгений Николаевич Черных — российский археолог, историк металла, член-корреспондент РАН.
  • Дни смерти
  • 2008 Умерла Людмила Семёновна Розанова — советский и российский археолог, кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник Института археологии РАН, один из ведущих специалистов в области истории древнего кузнечного ремесла.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Яндекс.Метрика