Варганов А.Д. Фрески XI-XIII вв. в Суздальском соборе

К содержанию 5-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

(Сектор дофеодальной и феодальной Восточной Европы, 9 II 1940)

Суздальский собор Рождества богородицы XI—XIII вв. за последние годы подвергался систематическому изучению как со стороны архитектурно-археологической, так и в отношении выявления древних фресок, уцелевших на его стенах.

При раскопках в 1938 г. мною, совместно с А. Ф. Дубыниным, у юго-западного угла собора, на глубине 1.70 м, был обнаружен фундамент мономаховой постройки из тонкого плиткообразного кирпича на цемянке.

Выяснилось, что стены существующего здания не совпадают с древними; таким образом южная стена мономахова собора оказалась параллельной южной стене нынешнего собора. Мономахов собор имел притвор (нартекс); от него обнаружена идущая в направлении С — Ю стена. 1

Этот собор несомненно был построен киевскими зодчими. На западной стене притвора сохранилась орнаментальная фреска. Умелая техника нанесения подготовки штукатурной поверхности, а также свободный прием росписи, уцелевшей в притворе, дает основание видеть здесь также работу киевских мастеров.

Наиболее интересным участком собора, также сохранившим фрагменты фресок домонгольского времени, является апсида диаконника. Она была заложена кирпичной стенкой, за которой в нижней части находилась калориферная печь.

В верхних частях обоих пилястров и в конце этой апсиды обнаружена сильно запыленная фресковая живопись по штукатурному слою, нанесенному на кирпичную стену, надложенную выше древней белокаменной кладки. Ниже ее, на уровне старых кладок собора, сохранились фрески, штукатурная основа которых нанесена на белокаменную поверхность стены; на южном пилястре апсиды диаконника эта роспись была прикрыта слоем штукатурки также с живописью.

Исследованиями было установлено, что белокаменная кладка плотного квадрового известняка на уровне аркатурного фриза и ниже относится к XIII в. (1222—1225 гг.), а идущая выше кирпичная кладка — к 1528—1530 гг. 2 Эти данные позволяют предварительно датировать две указанные выше части фресковой росписи диаконника. Известно, что после сооружения собора (1225) он был расписан в 1233 г., 3 также известно, что после восстановления собора в 1528—1530 гг. собор расписывался только через сто лет при епископе Серапионе в 1635 г. 4 Сравнение фрагментов фресок верхней части диаконника (Эммануил и др.) с открытыми нами в 1932 г. в других частях собора фресками 1635—1636 гг. говорит о их полном сходстве. Обратимся к анализу остальных фрагментов. 5

Рис. 6. Изображение на стене Суздальского собора (деталь).

Рис. 6. Изображение на стене Суздальского собора (деталь).

В южной половине апсиды, около пилястра, по снятии тонкой известковой побелки, открылась вертикальная полоса из трех лент растительного и геометрического орнамента.

Аналогичные орнаменты (но худшей сохранности) были открыты и на противоположной стороне апсиды. Таким образом широкая полоса узоров шла по краям апсиды снизу доверху, огибая конху. В простенках между этой орнаментальной полосой и окном также сохранились следы фрески: пятно темнозеленого и коричневого тонов с графьей; снизу она обрамлена горизонтальной орнаментальной полосой в виде стебля красного цвета (мумия) по белому фону. Аналогичный орнамент обнаружен и в косяке окна.

На северном Пилястре апсиды открылась голова святого старца в фас, написанная по графье, по теплозеленой подготовке, с мягкими охристыми высветлениями. Четко наложены красно-черным цветом (местами чистой мумией) тени. Борода, как и волосы на голове, написана плавными волнистыми линиями по серо-зеленоватому общему тону с белыми известковыми высветлениями и коричневыми тенями. Охристый нимб оконтурен красной полосой по циркульной графье; фон голубой. Изображение помещено в арке с акантовым орнаментом. Выше идет красная полоса, отделяющая описанное изображение от верхнего; расчистка его сохранившейся части открыла ступни босых ног с концами длинной власяницы. Ноги написаны чистой охрой с мягким высветлением и коричневым контуром; власяница написана по графье, по черно-коричневой подготовке слегка изогнутыми полосами желто-зеленого, серого и белого тонов. Штукатурный слой обеих фресок состоит из чистой извести с примесью льняного волокна и нанесен непосредственно на белый камень.

Реставрационные работы на противоположном (южном) пилястре были значительно сложнее, так как древняя фреска находилась под тонким, в 1 см, штукатурным слоем, на котором находилось изображение al’secco головы святого с желтым нимбом, в темном монашеском уборе. Под этим позднейшим изображением открылась сохранившаяся по пояс фигура святого; рисунок сделан графьей, нимб описан циркулем; прографлены: контур лица, глаза, нос по теневой части, пряди бороды, контур одежды и главных складок, руки и свиток; рисунок головы сделан от руки сероватым тоном без графьи. Общий тон с легким зеленоватым оттенком (санкирь), тени проложены четко, темнокрасным тоном (сажа и мумия), высветления мягкие (охра с известью). Волосы написаны по темной красно-коричневой подготовке серыми, широкими, волнистыми прядями, по которым положены дробящие их штрихи (известью, с примесью, видимо, сажи). В общем голова (рис. 6) написана очень мягко, без малейших резкостей. Руки написаны по общему охристому тону с бледными высветлениями. Одежда по красной подготовке (мумия) темнокрасными (сажа с мумией) тенями и разбеленными высветлениями (мумия и известь). Нимб желтый (охра) с коричневатой обводкой внутри линии графьи и белой обводкой с наружной стороны графьи. Фон синий (известь с ультрамарином).

Фигура помещена внутри арки на колонках, орнаментированных по белому полю желтыми ромбами с красной серединой, красными и синими крестами. Контур колонок темнокоричневый внутри и белый снаружи. На уровне высоты плеч святого на колонках поставлены орнаментальные капительки, различные по орнаменту. Рисунок сделан по желто-охристому тону без графьи сажей с примесью мумии. Орнамент арки написан по белому с красновато-серым оттенком полю темнокоричневым тоном.

Все изображение обрамлено с боков (по сторонам пилястры) и сверху полосой мумии, отделяющей его от лежащей выше фрески; от нее остался небольшой фрагмент с изображением босых ног. С боков по той же схеме, что и внизу, колонки с геометрическим узором.

Обратимся к вопросу о датировке описанных фресок. Уже само местонахождение фресковой живописи на стене из белого камня, надложенной кирпичом в 1528—1530 гг., позволяет считать наши фрагменты древнее этой даты. Фрагмент al’secco, изображающий голову старца и закрывший собой фреску первого слоя, видимо, нужно отнести к росписи после ремонта 1528—1530 гг.

Для фресок первого слоя остается одна дата — 1233 г. Она подтверждается сопоставлением с близкими по времени росписями (напр., две фрески, изображающие Авраамия и Антония в юго-западном углу владимирского Успенского собора, относимые к периоду Всеволода III). Богатые орнаменты диаконника очень близки орнаментации медных дверей самого Суздальского собора, которые бесспорно датируются началом XIII в. Подобный орнамент есть и в резьбе колонок аркатурного пояса собора.

При фрагментарности суздальских фресок едва ли можно ставить вопрос о происхождении их авторов. Роспись Суздальского собора входит в круг больших работ по украшению храмов, предпринятых Кириллом в начале его епископства. Торжественно посвященный в Киеве (1231), он в том же году украсил иконами и другими предметами Ростовский собор, в частности, поставил „двери златые» — вероятно аналогичные суздальским; в 1233 г. был расписан Суздальский собор; в 1234 г. окончен и украшен собор в Юрьеве-Польском. Вероятно, в Суздале работали мастера, закончившие украшение Ростовского собора, а затем перешедшие в Юрьев и Владимир. Не этой ли группе живописцев следует приписывать относимые к Всеволоду фрагменты фресок владимирского Успенского собора?

Открытые фрески Рождественского собора в Суздале позволяют оценить характер его росписи. Богатая орнаментация, покрывавшая сверху донизу всю апсиду ярким ковром, — черта, характерная для владимиро-суздальского искусства XII—XIII вв. В орнаментальном обрамлении выступают изображения святых. Зеленый теплый санкирь основного тона и мягкость письма ликов вместе с формальной строгостью изображения подтверждают те признаки, в которых историки искусства пытались видеть особенность суздальского письма. Мастера епископа Кирилла были местными, скорее всего владимиро-суздальскими, художниками.

К содержанию 5-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

Notes:

  1. Подробный отчет публикуется нами в издании Научно-исследовательского института музейно-краеведной работы в Москве.
  2. См. мою информацию (Советский музей, 1938, № 2).
  3. Лавр. летопись под 1233 г.
  4. Анания Федоров. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале. Вр. ОИДР, кн. 22, стр. 45.
  5. Раскрытие фресок производили реставратор ГТГ т. Цыган и художники Мстеры С. Я. Савин, В. И. Малеев и В. Н. Овчинников.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1928 Родился Эдуард Михайлович Загорульский — белорусский историк и археолог, крупнейший специалист по памятникам средневековья, доктор исторических наук, профессор.
  • 1948 Родился Сергей Степанович Миняев — специалист по археологии хунну.
  • Дни смерти
  • 1968 Умерла Дороти Гаррод — британский археолог, ставшая первой женщиной, возглавившей кафедру в Оксбридже, во многом благодаря её новаторской научной работе в изучении периода палеолита.
  • Открытия
  • 1994 Во Франции была открыта пещера Шове – уникальный памятник с наскальными доисторическими рисунками. Возраст старейших рисунков оценивается приблизительно в 37 тысяч лет и многие из них стали древнейшими изображениями животных и разных природных явлений, таких как извержение вулкана.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика