Вахтина М.Ю. Золотая подвеска с изображением Афродиты из раскопок Елизаветовского городища на Дону

К содержанию 194-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

В 1985 г. при исследовании Елизаветовского городища (Нижний Дон) была найдена круглая золотая подвеска с изображением задрапированной женской фигуры, сидящей на летящем лебеде или гусе (рис. 1, 1) 1. Она обнаружена при расчистке строительных остатков центрального квартала греческого поселения 2, с 1982 г. исследованного экспедицией ЛОИА АН СССР и Ростовского областного музея краеведения 3. Подвеска изготовлена из тонкого листа золотой фольги, в верхней ее части имеется петелька для подвешивания. Нижняя часть подвески деформирована. Диаметр подвески 3,4 см. Изображение выполнено в технике рельефа по матрице. На подвеске представлена женская фигура, обращенная в фас, правая рука ее поднята к голове. Изображение нечеткое, детали проработаны плохо, одежда слабо намечена (видны лишь складки хитона в нижней части фигуры). Женская фигура представлена сидящей между крыльями летящего вправо лебедя или гуся, причем широко распростертое правое крыло птицы закрывает ее часть. Шея лебедя изогнута, клюв упирается в орнамент из выпуклых точек, окаймляющих всю композицию. Связь изображения именно с небесной сферой подчеркивается тремя звездами, помещенными под крылом птицы.

Рис. 1. Золотая подвеска с изображением Афродиты.

Рис. 1. Золотая подвеска с изображением Афродиты.

Рис. 2. Изображения Афродиты Урании. 1 — крышка пиксиды, тивёе Lavigerie; 2 — греческое зеркало из собрания, Rome; з — этрусское зеркало из собрания Кампана; 4 — фронтон керченской стелы, по О. Ф. Вальдгауэру

Рис. 2. Изображения Афродиты Урании. 1 — крышка пиксиды, тивёе Lavigerie; 2 — греческое зеркало из собрания, Rome; з — этрусское зеркало из собрания Кампана; 4 — фронтон керченской стелы, по О. Ф. Вальдгауэру

Еще Л. Стефани, подробно рассмотрев изображения женского божества, сидящего на лебеде, широко распространенные в античном искусстве, начиная с классического времени, пришел к заключению, что они являются изображениями Афродиты Урании, которая «…по религиозным понятиям греков… представляла собою производительную силу мира, и так как сила эта, по мнению их, находилась на небе, то богине и дали название небесной» 4.

О. Ф. Вальдгауэр выделил из всей массы подобных изображений, свидетельствующих о популярности этого типа в греческом искусстве, круг разновременных памятников, изображения которых имели чрезвычайно близкую иконографию 5. В их числе — костяная крышка пиксиды, рельеф на греческом зеркале из собрания Rome в Лондоне, этрусское зеркало из собрания Кампана и известный рельеф, обнаруженный Ф. И. Гроссом в 1876 г. на склоне горы Митридат близ Керчи (рис. 2) 6.

Как мы полагаем, к этому же кругу памятников можно отнести и золотую подвеску из Елизаветовского городища, композиция которой представляет тот же тип Афродиты Урании. Как и на приведенных памятниках, богиня на Елизаветовской подвеске представлена сидящей лицом к зрителю на спине летящего вправо лебедя, правая ее рука, как и на перечисленных изображениях, очевидно, поддерживает край плаща, наброшенного поверх хитона и развевающегося во время полета.

О. Ф. Вальдгауэр, исходя из популярности этого типа Афродиты Урании в античном искусстве, а также из некоторых художественных особенностей проанализированных им памятников, вслед за Л. Стефани высказал предположение, что все эти изображения являются воспроизведениями знаменитого в древности оригинала. Согласно его точке зрения, таким оригиналом могла являться статуя Афродиты, созданная в V в. до н. э. мастером круга Фидия и находящаяся в Афинах 7.

В Северном Причерноморье широкое распространение культа Афродиты засвидетельствовано археологическими и письменными источниками для греческих поселений Боспорского царства на протяжении всей их истории 8. Есть данные, позволяющие предполагать существование святилищ и храмов Афродиты в Фанагории 9, Кепах 10, Гермонассе 11, Горгиппии 12. Культ Афродиты засвидетельствован в целом ряде боспорских надписей (КВН, 7, 13, 17, 1041, 1043, 1237 и др.). О почитании Афродиты, носящей официальный культовый эпитет Урания, свидетельствует уже упоминавшаяся прямоугольная известняковая стела с северо-восточного склона горы Митридат 13. Стела украшена рельефным фронтоном с изображением Афродиты на лебеде (рис. 2—4); надпись на стеле свидетельствует о посвящении этого памятника Афродите Урании, владычице Апатура (КВН, 75). О культе этого божества сообщают и другие разновременные надписи, в основном происходящие с территории Азиатского Боспора; две из них (КВН, 111, 971) датируются IV в. до н. э., остальные (КВН, 31, 35) относятся к римскому времени 14. Таким образом, естественно предположить, что на золотой подвеске из Елизаветовского городища представлен именно тип Афродиты Урании, божества, весьма почитаемого населением Боспорского царства.

При исследовании греческой колонии на «окраине» Елизаветовского городища был обнаружен значительный вещевой материал (боспорские монеты, обломки боспорских культовых и жанровых терракот, каменные жертвенники — эсхары, боспорская надгробная стела), позволивший авторам раскопок прийти к выводу, что большинство жителей колонии, по-видимому, составляли выходцы с Боспора 15. Греческое поселение было основано здесь в 290—280 гг. до н. э. и прекратило свое существование не позднее 260 г. до н. э. Это позволяет датировать находку в пределах конца IV — первых десятилетий III в. до н. э. Вероятно, публикуемая подвеска была изготовлена на Елизаветовском поселении боспорским ювелиром или же привезена с Боспора. Представленная на ней композиция является уникальным в торевтике Северного Причерноморья изображением Афродиты Урании на лебеде.

К содержанию 194-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

Notes:

  1. Инв. № XVIII/50.
  2. Подвеска найдена в северо-восточной части раскопа XVIII при разборке сырцового развала северной стены помещения 43, относящегося к частично раскрытому раскопками 1985 г. строительному комплексу 10.
  3. Марченко К. К. Греческий эмпорий на территории Елизаветовского городища // АО 1982 г. М., 1984. С. 130; Он же. Греческий эмпорий в дельте Дона // АО 1983 г. М., 1985. С. 124.
  4. Стефани Л. Объяснение вещей, найденных близ Керчи в 1862 г. // ОАК. СПб., 1863. Прил. С. 39, 65 и след. Здесь же см. каталог подобных изображений на монетах, резных камнях, терракотовых рельефах, расписных вазах.
  5. Вальдгауэр О. Ф. Афродита Урания и Афродита Пандемос // ИРАИМК. 1922. Т. 2. С. 209—213. Рис. 1—4.
  6. Там же. Рис. 1—4.
  7. Там же. С. 214.
  8. Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.; Л., 1949. С. 211—214.
  9. Иванова А. П. К вопросу о культе Афродиты на Боспоре // ВДИ. 1960. № 3. С. 104; Харко Л. П. Афродиты на Боспоре Киммерийском // КСИИМК, 1946. Вып. 13. С. 137—141; Харко Л. П. О пятиколонном храме, изображенном на Боспорских монетах II в. // ВДИ. 1950. № 1. С. 202.
  10. Сокольский Н. И. Культ Афродиты в Кепах конца VI—V вв. до н. э. // ВДИ. 1973. № 4. С. 89—91.
  11. Сокольский Н. И. Святилище Афродиты в Кепах // СА. 1964. № 4. С. 116.
  12. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984. С. 83.
  13. ОАК. 1877. С. 249. Табл. V. Датируется 150—125 гг. до н. э.
  14. К сожалению, в рамках настоящей работы мы не имеем возможности затронуть сложный круг проблем, связанный с почитанием жителями Боспора так называемой Афродиты Урании с эпитетом «владычица Апатура» и локализацией святилища этого божества, упоминаемого древними авторами. Анализ этих сообщений уже имеется в литературе (Марченко И. Д. К вопросу о культах Азиатского Боспора. С. 101, 102). Остроумное предположение об источниках мифа об Афродите Апатурес было высказано С. Р. Тохтасьевой (Тохтасъева С. Р. Бослорская легенда об Афродите Алатурос // ВДИ. 1983. № 2).
  15. Марченко К. К. Новая греческая колония в дельте Дона // Достижения советской археологии в IX пятилетке: Тез. докл. Всесоюз. археол. конф. Баку, 1985. Ч. 2. С. 235—236.

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика