Управление этнонациональными отношениями

Управление этнонациональными отношениями – основное средство осуществления национальной политики. Оно представляет собой специфический вид деятельности государства, общественно-политических организаций, планомерное, сознательное, целенаправленное воздействие на развитие этнонациональных отношений с целью достижения определенных целей. В демократическом обществе высшая цель управления состоит в том, чтобы оптимизировать развитие, упрочение и совершенствование всей системы этнонациональных отношений.

Проблема управления этнонациональными отношениями исключительно многогранна, что обусловлено многогранностью самих этих отношений, пронизывающих в многонациональном государстве все стороны общественной жизни. Поэтому она должна решаться совместными усилиями теоретиков и практиков, усилиями представителей всех наук, прямо или косвенно изучающих теорию и практику национальной жизни в своей стране и других многонациональных государствах.

При разработке управленческих мероприятий по осуществлению национальной политики не следует упускать из поля зрения те сферы общественной жизни, в которых они проявляются. Иначе говоря, осуществление научного управления предполагает выявление важнейших аспектов национальной жизни, требующих постоянного внимания и регулирования. Необходим также комплексный подход при анализе этнонациональных проблем, учитывающий все стороны этнонациональных отношений: экономические, социальные, политические, культурные, языковые, психологические и др.

Под управлением этнонациональными отношениями подразумевается: во-первых, выявление и познание объективных закономерностей, тенденций развития этносов, национальных отношений и разработка на этой основе оптимальной социальной политики в этнонациональной сфере, вытекающей из учета объективных условий и соотношения взаимодействующих факторов; во-вторых, целенаправленное руководство ее развитием, в том числе планирование, организация, регулирование и контролирование; в-третьих, своевременное обнаружение и преодоление противоречии и препятствий на пути оптимального развития этнонациональных отношений; в-четвертых, обоснование стабильности, прочности и дальнейшего совершенствования структурно-функционального единства системы, ее способности избавляться от аномалий и негативных отклонений.

Этнонациональные отношения относятся к числу трудно управляемых объектов. Как правило, они требуют длительного систематического воздействия, а результаты управленческой деятельности бывают отдаленными, желаемые преобразования происходят медленно. Более того, непродуманные, необоснованные решения способны нанести огромный ущерб отношениям между этносами, перечеркнуть то позитивное, что накапливалось десятилетиями.

Этнонациональные отношения – деликатная сфера, здесь нужен осторожный, тонкий подход. Поэтому управление этнонациональными отношениями требует проявлять особую чуткость и осмотрительность во всем, что затрагивает интересы каждого этноса, национальные чувства людей, своевременно разрешать возникающие в этой сфере вопросы.

Под управлением этнонациональными отношениями отнюдь не имеется в виду вмешательство в естественноисторический ход развития этносов, наций, межнациональные отношения. Безусловно, речь не идет об изменении признаков этносов, национальных общностей. Недопустимы также насильственная ассимиляция и межэтническая интеграция. Короче говоря, управление этнонациональными отношениями (как и другими социальными процессами) несовместимо с субъективизмом и волюнтаризмом.

Следует отметить, что в основном управление этнонациональными отношениями осуществляется не непосредственно, а опосредованно через экономические, социальные, духовные, демографические, миграционные и иные факторы общественной жизни
. Важно также иметь в виду, что преобразования разных сторон этнонациональных отношений осуществляются неравномерно, что обусловливается своеобразием и особенностями проявления этнического фактора в каждой из сфер общественной жизни.

Касаясь механизма принятия и реализации управленческих решений, следует выделить следующие стадии.

Во-первых, теоретико-концептуальная стадия подготовки решения. Эта стадия управленческого процесса выполняется научными организациями, информационно-аналитическими центрами, экспертными советами. На основе концепции разрабатывается программа этнонационального развития и межнационального сотрудничества.

Во-вторых, стадия законодательного оформления программ, принципов и норм национальной политики. На этой стадии принимаются законоположения, акты и установления, определяющие конкретные пути и средства решения поставленных задач.

В-третьих, практическая реализация принятых решений и законоположений. Эта стадия непосредственно реализуется исполнительными органами федерального, регионального и местного уровня.

Критерием эффективности управления этнонациональными отношениями является стабильность межэтнических, межнациональных отношений, установление межнационального согласия и мирного сожительства. Управлять этнонациональными отношениями – значит делать все необходимое для экономического, социального, духовного прогресса всех этносов в полиэтническом, многонациональном обществе. Если полиэтничность государства из фактора слабости становится одним из факторов силы и могущества, значит, управление этнонациональной сферой осуществляется на основе продуманной, взвешенной национальной политики.

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 26.02.2015 — 08:33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика